Изучение видов памяти. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения. Образная память, эйдические образы. Представления. Моторная память. Эмоциональная память. Словесно-логическая память, ее связь с речью и мышлением. Индивидуально-психологические различия памяти.
Экспериментальные методы исследования непроизвольного запоминания. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного запоминания.
Изучение роли упражнения на запоминание. Влияние уровня научения на память. Распределение упражнений во времени.
Исследование роли установок, мотивации и эмоциональных реакций на функционирование памяти. Влияние уровня мотивации на научение и память. Влияние на память перерывов деятельности. Эффект Зейгарник. Влияние аффективных реакций на память. Значение организации материала субъектом. Ритмическая, конфигурационная и семантическая группировка. Перцептивная организация стимула: влияние способа заучивания на память, роль схем.
|
|
Изучение процессов памяти. Забывание и реминисценция. Изменение памяти во времени. Кривая забывания Эббингауза и ее модификации. Ретроактивное и проактивное торможение. Забывание намерений. «Стихийное» забывание и забывание как действие (летотехника).
Прикладные аспекты изучения памяти: образовательная деятельность, улучшение памяти, мнемотехника, оперативная память в деятельности, исследования нарушений памяти и их значение в клинике.
Тема № 6. Экспериментальные исследования внимания.
Методика двойной стимуляции для исследования опосредованного произвольного внимания.
Изучение послепроизвольного внимания, условий его возникновения. Важность практического, педагогического значения послепроизвольного внимания.
Основные свойства внимания и их экспериментальные исследования. Объем внимания. Зависимость объема внимания от структуры материала, характера действия с объектами, индивидуальных особенностей. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Зависимость устойчивости внимания от характера материала, вида деятельности и установки личности. Факторы, способствующие отвлечению внимания.
Исследования переключения и распределения внимания: факторы, определяющие способность распределять внимание на равные действия. Роль переключаемости и распределения внимания в трудовой деятельности.
Использование метода самонаблюдения для описания явлений и свойств внимания. Психофизиологические индикаторы и механизмы внимания. Использование объективных методов исследования различных форм внимания. Критика моторных теорий внимания. Внимание, усиление и активация. Теории ресурсов внимания.
|
|
Развитие внимания. Стадии развития внимания. Факторы, их определяющие. Пути развития высших форм внимания.
Прикладные аспекты в изучении внимания. Внимание – важнейшее условие любой деятельности. Учет и оценка различных свойств внимания применительно к различным видам деятельности. Обучение и внимание. Рассеянность и способы ее преодоления. Планомерное, поэтапное формирование внимательности обучаемых. Исследование нарушений внимания в клинике и его значение.
Тема № 7. Методы исследования особенностей речи.
Психологический анализ речи. Специфика изучения речи в психологии. Развитие речи в ходе проведения эмпирического и экспериментального исследования. Основные проблемы и методы психолингвистики.
Изучение видов и функций речи: устной, письменной монологической, диалогической, внутренней речи.
Исследование функций речи: коммуникативной, речи как средства мышления, сигнификативной, номинативной, индикативной.
Раздел II. Экспериментальные исследования в психологии.
Методы многомерного шкалирования
Тема № 8. Методы исследования волевой регуляции человека.
Исследование произвольных психических функций и воли. Воля, волевые процессы и свойства личности. Методики изучения воли: Н.Н. Обозова Самооценка силы воли, Опросник для самооценки произвольного волевого напряжения, Методика оценки волевого усилия Ильина-Фещенко, опросник самооценки настойчивости в достижении, методика самооценки волевых качеств спортсменов, методика Б.Н.Смирнова; методика Н.Д.Скрябина; методика «Готовность к риску» (RSK Шуберта); изучение социальной смелости с помощью шкалы Н методики 16-PF Р.Кеттелла; методика неразрешимая задача (анаграмма); изучение длительности волевого усилия методом задержки дыхания; динамометрический метод изучения длительности волевого усилия.
Тема № 9. Методы изучения эмоциональной сферы человека. Управление эмоциональными состояниями человека.
Изучение соотношения эмоций и процессов познания. Предметность эмоций. Эмоции и процессы мотивации. Эмоции как внутренний регулятор деятельности. Данные экспериментальных исследований и теоретические представления о возникновении эмоций. Обусловленность эмоций потребностями и ситуацией.
Исследование функции эмоций. Зависимость решения этого вопроса от принятого критерия эмоционального. Функции оценки, мотивации, активации, следообразования, защиты. Эвристическая функция. Экспериментальные исследования влияния эмоций на познавательные процессы.
Динамика эмоций и закономерности протекания эмоционального процесса. Проблема эмоционального целеобразования. Эмоциональные формы поведения.
Объективные показатели эмоций, их надежность.
Психические состояния. Факторы, динамизирующие и стабилизирующие психические состояния людей. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностика состояний. Управление состояниями.