Цели и задачи курса. Организационная система курса. Логика курса «Общепсихологический практикум». Проблема метода в психологии. Сущность психологического явления, его структура, функции и проявления. Практическая значимость показателей психического явления для объективной оценки изучаемого явления. Историческая законность методов изучения психологических явлений. Перспектива соотношения аффекта и интеллекта в психологии.
Понятие метода в психологии. Сравнительный, лонгитюдный, комплексный, эмпирический методы в психологии. Планирование эмпирических исследований. Процедуры получения и описания эмпирических данных. Объективное наблюдение. Самонаблюдение. Эксперимент. Виды экспериментов. Лабораторный (метод психических реакций, психофизические методы, психометрические методы, электрофизиологические методы). Полевой (в условиях реальной деятельности с использованием портативной аппаратуры, при сокращенных циклах процедур). Естественный (в условиях труда, игры). Психолого-педагогический (констатирующий, формирующий). Психодиагностика. Тесты (успешности, интеллекта, профпригодности, проективные, психомоторные испытания). Опросники. Беседа (интервью). Анкетирование. Анализ продуктов деятельности. Биографический метод. Метод обобщения независимых характеристик (экспертных оценок). Контент-анализ документов и текстовой информации. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Классификация методов и методик.
|
|
Тема № 2. Психологическое исследование дифференциального порога ощущений.
Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, протяженность. Исследование сенсорных качеств (ощущений).
Теория обнаружения сигналов. Понятие порога в теории обнаружения сигналов. Методы его изучения. Основные исследуемые категории: сигнал, шум, критерий, чувствительность, рабочая характеристика приемника. Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон. Методы измерения порогов, их операциональные определения. Закон Бугера-Вебера. Постулат Фехнера. Вывод закона Фехнера. Метод границы, или метод минимальных изменений. Метод постоянных раздражений, или метод истинных и ложных случаев.
Экспериментальная и теоретическая критика Стивенсом постулата Фехнера. Область применения законов Стивенса и Фехнера.
Тема № 3. Экспериментальное изучение феномена восприятия.
Исследования основных феноменов восприятия: сенсорного качества, конфигурации, системы отсчета, константности, предметности, установки.
Изучение основных свойств ощущений: качества, интенсивности, протяженности. Метод аналитической интроспекции как условие, необходимое для выделения чистых ощущений как самостоятельной формы отражения реальности. Изучение проксимальных и дистальных стимулов.
|
|
Изучение проявлений двойственности природы перцептивного образа в феноменологии восприятия (непроизвольности – произвольности, чувственности – интеллектуальности, модальности – амодальности, зависимости от позиции наблюдения – неизменности, индифферентности-пристрастности и др.)
Развитие восприятия (научение в восприятии). Проблема врожденного и приобретенного в развитии восприятия, две точки зрения: нативизм и эмпиризм. Основные экспериментальные ситуации исследования данной проблемы.
Тема № 4. Методы исследования процесса мышления.
Методы исследований мышления. Наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседа в изучении мышления. Методы и методики изучения мышления. Характеристика клинического ряда, метод рассуждения вслух и его отличие от интроспекции. Методика наводящих задач. Методы объективации невербализованных исследовательских актов, анализ взаимоотношений вербализованных и невербализованных компонентов поиска решения задачи.
Формирующий эксперимент и исследование природы умственных действий. Основные качества умственного действия и условия его формирования. Типы ориентировочно-исследовательской деятельности.
Изучение мышления как познавательного процесса. Исследование личностных характеристик представителей научного, художественного и других видов творчества (индивидуально-личностная детерминация).
Исследования мышления с позиций деятельностного подхода. Мышление, совместная деятельность, общение. Мышление как процесс, включенный в совместную предметно-практическую деятельность и совместная мыслительная деятельность.
Исследования наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Развитие дискурсивного мышления, виды и уровни обобщения. Развитие мышления в течение индивидуального жизненного пути. Проблема соотношения исторического и онтогенетического развития мышления.