Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 306.8). 18 страница

Страховые взносы уплачиваются страхователями на основании Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС", Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и иных федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования.

По общему правилу базу для начисления страховых взносов составляет сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. Ежегодно Правительством РФ устанавливается предельный размер базы для начисления взносов, по достижении которого суммы взносов не взимаются.

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются Федеральным законом.

Страховая выплата в обязательном социальном страховании именуется страховым обеспечением. Видами страхового обеспечения являются:

- оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

- пенсии (пенсия по старости, пенсия по инвалидности, по случаю потери кормильца);

- пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам);

- иные виды страхового обеспечения;

Система обязательного социального страхования включает четыре направления или конкретных вида обязательного социального страхования (таблица 6.1).

 

Таблица 6.1

 

Конкретные виды обязательного социального страхования

 

  Вид обязательного социального страхования Страховщики
1. Обязательное пенсионное страхование Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды
2. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фонд социального страхования РФ
3. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонд социального страхования РФ
4. Обязательное медицинское страхование Фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации

 

Системой обязательного социального страхования управляет Правительство РФ. Конкретные виды обязательного социального страхования осуществляют страховщики в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В управлении обязательным социальным страхованием согласно Закону принимают также участие профсоюзы и другие социальные партнеры, которые имеют право на паритетное представительство в органах управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования.

Особенности финансовой основы обязательного социального страхования заключаются в следующем (гл. IV Закона об основах ОСС).

1. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, оперативное управление ими осуществляют страховщики.

2. Бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов включены в бюджетную систему РФ, однако они не входят в состав федерального, региональных и местных бюджетов. На порядок их формирования, использования и контроля распространяется действие Бюджетного кодекса РФ.

3. Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах, открываемых территориальным органам Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

При этом плата за банковские услуги по операциям с указанными денежными средствами не взимается.

4. Установлены специальные государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования:

а) в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета для обеспечения соответствующих выплат;

б) вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства РФ.

 

§ 7. Правовые основы обязательного страхования

банковских вкладов физических лиц

 

Обязательное страхование вкладов впервые было введено в США в 30-е годы XX века в качестве одного из основных инструментов преодоления Великой депрессии и предотвращения или смягчения последствий дальнейших экономических кризисов. Опыт оказался успешным и в настоящее время законодательство большинства стран мира закрепляет подобный вид страхования. В России система страхования вкладов физических лиц в России начала складываться и функционировать сравнительно недавно - после принятия Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон о страховании вкладов).

Целями указанного Закона являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации (ст. 1).

В соответствии с Законом о страховании вкладов страхованию подлежат вклады физических лиц. Под вкладом понимаются денежные средства в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, размещаемые физическими лицами или в их пользу в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада.

Вместе с тем имеются некоторые изъятия: страхованию не подлежат денежные средства, размещенные на банковских счетах (во вкладах) адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности; размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя; переданные физическими лицами банкам в доверительное управление; размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков Российской Федерации; являющиеся электронными денежными средствами; размещенные на номинальных счетах, залоговых счетах и счетах эскроу.

Страхование вкладов осуществляется в силу Закона о страховании вкладов и не требует заключения договора страхования. Важно отметить, что на отношения по страхованию вкладов нормы Закона об организации страхового дела не распространяются (п. 5 ст. 1 Закона), а нормы гл. 48 ГК РФ применяются постольку, поскольку Законом об этом виде страхования не установлено иное (ст. 970 ГК РФ).

Страхователями, т.е. плательщиками страховых взносов, являются российские банки, имеющие лицензию Банка России на привлечение вкладов физических лиц, а выгодоприобретателями - вкладчики - физические лица.

Страховщик - особый субъект, именуемый "Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - АСВ). Функции АСВ сводятся не только к формированию страхового фонда и производству страховых выплат, но и к некоторым важным публично-правовым функциям в отношении банков - участников системы страховании вкладов АСВ (участие в проведении контрольных мероприятий, участие в банкротстве банков) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 27 октября 2008 года N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года" // СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 4981.

 

Право требования вкладчика на возмещение по вкладам возникает со дня наступления страхового случая. Страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств:

1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций;

2) введение Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации моратория на удовлетворение требований кредиторов банка (ст. 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").

Страховой случай считается наступившим со дня отзыва (аннулирования) у банка лицензии Банка России либо со дня введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Вкладчик вправе обратиться в АСВ с требованием о выплате возмещения по вкладам со дня наступления страхового случая до дня завершения конкурсного производства, а при введении Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов - до дня окончания действия моратория.

При обращении в АСВ с требованием о выплате возмещения по вкладам вкладчик (наследник) представляет:

1) заявление по форме, определенной Агентством;

2) документы, удостоверяющие его личность, а при обращении наследника также документы, подтверждающие его право на наследство или право использования денежных средств наследодателя.

Страховая сумма составляет 100% суммы вкладов в банке, но не более 1 400 000 рублей. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 1 400 000 рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам.

Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.

Выплата возмещения по вкладам производится АСВ в течение трех рабочих дней со дня представления вкладчиком в Агентство документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая. Выплата возмещения по вкладам производится в валюте РФ.

Прием от вкладчиков заявлений о выплате возмещения по вкладам и иных необходимых документов, а также выплата возмещения по вкладам могут осуществляться Агентством через банки-агенты, действующие от его имени и за его счет.

К Агентству, выплатившему возмещение по вкладам, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое вкладчик имел к банку, в отношении которого наступил страховой случай.

После выплаты Агентством возмещения по вкладам уполномоченный орган принимает меры по взысканию с банка сумм задолженности перед Агентством, в порядке, установленном законодательством РФ. Сумма взысканной задолженности подлежит зачислению в фонд обязательного страхования вкладов.

 

Глава XIII. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА В РФ.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА В РФ

 

§ 1. Понятие, виды и формы

государственного (муниципального) долга

 

Долговые отношения с участием государства и муниципальных образований являются неотъемлемой частью финансовых систем большинства государств мира. В рамках мировой финансовой системы результатом многочисленных заимствований органами власти различных уровней на внутреннем и внешнем финансовых рынках стал рост государственного и муниципального долга как в относительном, так и в абсолютном выражении.

Государственный (муниципальный) долг можно рассматривать в нескольких аспектах. Прежде всего, с экономической точки зрения государственный (муниципальный) долг представляет собой совокупность общественных отношений, в которых государство (местные органы власти) выступают в качестве заемщиков или гарантов возврата займов, выданных третьим лицам.

С материальной точки зрения долг государства (муниципалитетов) является денежной задолженностью государства (местных органов власти) перед физическими и юридическими лицами.

И, наконец, с правовой позиции государственный (муниципальный) долг представляет собой денежное обязательство государства (муниципальных образований) по возврату полученных взаймы денежных средств и обязательство отвечать перед кредиторами за исполнение обязательств третьими лицами.

В действующем бюджетном законодательстве Российской Федерации государственный долг Российской Федерации определяется как 1) долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, 2) долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и 3) долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

По официальным данным Минфина России на 1 февраля 2015 года государственный внутренний долг Российской Федерации составлял 7 240 896,0 млн рублей, а внешний долг, выраженный в долларах США, на 1 декабря 2014 года составлял 53 972,2 млн.

На 1 февраля 2015 года совокупный объем внешнего и внутреннего долга субъектов Российской Федерации составлял 2 092 834,53 млн рублей, а совокупная задолженность муниципальных образований - 306 483,4 млн рублей <1>.

--------------------------------

<1> Статистические данные с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/. Дата обращения: 1 марта 2015 года.

 

В научной литературе также выделяют понятие "общегосударственного долга", которое представляет собой совокупность долговых обязательств всех органов власти различных уровней (Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований), что характеризует общую задолженность публичных образований в рамках одного государства.

При рассмотрении общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного (муниципального) долга, можно выделить ряд основных признаков.

Во-первых, обязательным субъектом в области государственного (муниципального) долга выступает государство (муниципальное образование) в качестве заемщика или гаранта.

Во-вторых, отношения в области государственного (муниципального) долга возникают, изменяются и прекращаются по поводу денежных средств, т.е. являются финансовыми отношениями.

В-третьих, отношения в сфере государственного (муниципального) кредита строятся на основе срочности, возвратности, платности и добровольности. Подчеркнем, что принцип добровольности в сфере государственного долга необходимо рассматривать с определенными ограничениями, касающимися отношений уполномоченных государственных органов между собой при привлечении денежных средств, их использовании, обслуживании и погашении, что, например, не характерно для отношений в сфере банковского кредита.

Вместе с тем взаимоотношения уполномоченных государственных (муниципальных) органов с физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и их юридическими лицами - заемщиками всегда построены на основе равноправия, добровольности, имущественной самостоятельности и автономии воль сторон.

В-четвертых, отношения в сфере государственного (муниципального) долга направлены на аккумуляцию свободных денежных средств.

В-пятых, назначением государственного (муниципального) долга является финансирования дефицита бюджета соответствующего уровня. В случае предоставления государственных гарантий можно говорить об обеспечении развития общественно значимых программ. В рамках банковского кредита привлечение денежных средств осуществляется для формирования пассивов кредитной организации и дальнейшего инвестирования данных денежных средств путем кредитования, инвестирования на рынке ценных бумаг.

На основании изложенного под государственным (муниципальным) долгом следует понимать урегулированную правовыми нормами систему общественных отношений, в которых их обязательный субъект - государство (муниципальное образование) в лице уполномоченных органов выступает в качестве заемщика, гаранта по отношению к иностранным государствам, международным организациям, юридическим и физическим лицам или признает за собой долговые обязательства третьих лиц в целях финансирования дефицита бюджета и обеспечения развития социально-экономических программ.

Принятые государством (муниципальными образованиями) долговые обязательства находят свое отражение в оформленных кредитных соглашениях, обращающихся государственных и муниципальных ценных бумагах и иных долговых обязательствах. Перечень форм государственного и муниципального долга приведен в Бюджетном кодексе РФ. Рассмотрим их более подробно.

Прежде всего следует выделить кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Данные соглашения представляют собой двух- и многосторонние сделки, сутью которых является предоставление Российской Федерации как заемщику денежных средств в виде кредитов на условиях добровольности, платности, срочности и возвратности.

Наиболее распространенной формой государственного долга выступают государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации.

Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" <1> определяет правовые основы участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в осуществлении эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств. В данном Законе также устанавливаются процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, а также порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3814.

 

Под государственными (муниципальными) ценными бумагами понимаются эмиссионные ценные бумаги (облигации), выпущенные от имени Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования, которые удостоверяют право их держателя на получение от эмитента денежных средств (могут быть выражены в национальной или зарубежной валюте) или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав. Среди обращающихся на рынке государственных ценных бумаг можно выделить ГКО, ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФК, ОФЗ-АД, ОГНЗ, ОРВВЗ 1992 года, ОГСЗ.

Отдельной формой государственного долга выступают бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Специфической формой государственного (муниципального) долга выступают государственные (муниципальные) гарантии, предоставленные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями. С правовой точки зрения предоставление государственной (муниципальной) гарантии не является основанием для возникновения заемных отношений, в которых участвует государство (муниципальное образование).

Государственная гарантия лишь закрепляет обязанность государства, муниципального образования исполнить обязательство должника в случае его ненадлежащего выполнения последним перед третьим лицом. Тем самым говорить о денежном обязательстве государства (муниципального образования) можно лишь на момент неисполнения юридическим лицом гарантированных обязательств.

И наконец, одной из форм долга являются долговые обязательства, ранее отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации. Так, государственным долгом Российской Федерации признаются государственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления, включая легковые автомобили, целевых чеков на приобретение легковых автомобилей, чеков "Урожай-90", целевых вкладов на приобретение легковых автомобилей, обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции внутренним государственным долгом Российской Федерации <1>. К данной форме государственного долга также относятся гарантированные сбережения граждан <2>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 1 июня 1995 года N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" // СЗ РФ. 1995. N 23. Ст. 2171.

<2> Федеральный закон от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 20. Ст. 1765.

 

Перечень форм государственных долгов субъекта РФ по сравнению с государственным долгом Российской Федерации имеет две особенности. Во-первых, субъект РФ вправе заключать кредитные соглашения и договоры только с кредитными организациями, иностранными банками и международными финансовыми организациями.

Во-вторых, перечень форм государственного долга субъекта РФ в отличие от форм государственного долга Российской Федерации является исчерпывающим. Это прямо предусматривает п. 2 ст. 99 БК РФ, устанавливающий, что долговые обязательства субъекта РФ не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных данным пунктом.

Для перечня форм муниципального долга по сравнению с указанными выше характерно то, что муниципальные образования вправе заключать кредитные соглашения и договоры только с российскими кредитными организациями.

Субъекты РФ ограничены во внешних заимствованиях кредитными соглашениями с иностранными банками и международными финансовыми организациями, поэтому муниципальные образования вправе заключать подобные кредитные соглашения только с российскими кредитными организациями.

Подобный законодательный подход объясняется необходимостью ограничить увеличение общегосударственной задолженности прежде всего перед иностранными государствами, иностранными кредитными организациями и международными финансовыми институтами. Как показала практика, ненадлежащее исполнение субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями своих долговых обязательств перед иностранными кредиторами негативно сказывается на инвестиционном рейтинге Российской Федерации, социально-экономической ситуации как в отдельном регионе, так и во всей стране.

Немаловажным вопросом в сфере правового регулирования государственного долга является отраслевая принадлежность правовых норм, регулирующих данные отношения. В правовом массиве присутствуют международно-правовые, конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и финансово-правовые нормы, что является причиной непрекращающейся дискуссии об отраслевой принадлежности института государственного (муниципального) долга.

Финансово-правовая сущность института государственного (муниципального) долга находит свое отражение в следующем. Для отношений в сфере государственного долга характерно то, что они возникают, изменяются и прекращаются в процессе образования, использования и распределения централизованных денежных фондов государства. Все указанные отношения охватываются такой финансово-правовой категорией, как "финансовая деятельность государства". Под ней, в свою очередь, понимается процесс образования, распределения и использования государством средств через свои денежные фонды, осуществляемый в определенных формах (правовой и неправовой, в форме создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств) различными средствами, способами в целях покрытия публичных затрат <1>.

--------------------------------

<1> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 49.

 

Другой финансово-правовой особенностью, позволяющей рассматривать государственный долг как финансово-правовой институт, является то, что большинство отношений в сфере государственного кредита носят властный характер и при их регулировании используется метод властных предписаний.

В рамках финансового права строятся отношения между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти в процессе принятия решения об осуществлении государственных заимствований, а также размещении, обслуживании и погашении государственного долга. Иными словами, финансово-правовые отношения являются неотъемлемой составляющей отношений в сфере государственного (муниципального) долга.

Не менее важно учитывать целевую направленность деятельности государства в сфере государственного долга. Целью государственных займов как одной из основных форм госдолга является финансирование дефицита федерального бюджета и погашение существующей задолженности. Иными словами, денежные ресурсы, получаемые от государственных (муниципальных) заимствований, по определению являются финансовым обеспечением выполнения публичных задач и функций государства и муниципальных образований.

И наконец, отношения в сфере государственного долга, как и финансовая деятельность государства, реализуются в рамках субъектно-объектных отношений. Отличительной особенностью которых, как уже отмечалось, является обязательное участие государства (муниципального образования), непосредственно или через свои компетентные органы власти, в данных отношениях.

Подводя итог, можно утверждать, что в целом общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере государственного (муниципального) долга, являются предметом регулирования финансового права, в частности относятся к самостоятельному финансово-правовому институту государственного долга.

 

§ 2. Классификация государственных (муниципальных) долгов

 

В финансово-правовой литературе выделяют различные основания для классификации государственных (муниципальных) долгов, рассмотрим основные из них.

В зависимости от эмитента выделяют государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ (субфедеральный долг) и муниципальный долг. Отметим, что Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если последние не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

В зависимости от валюты долговых обязательств выделяют внешний и внутренний долг. Принятый законодателем валютный критерий неоднократно подвергался критике в научных кругах. Критерий государства-резидента представляется более подходящим, так как отражает суть внешнего долга как обязательства перед нерезидентом государства-должника. Кроме того, с точки зрения экономической безопасности государства важен именно размер долговых обязательств перед нерезидентами Российской Федерации. Хотя преимуществом валютного критерия является то, что с расчетной точки зрения он более удобен для деления внутреннего и внешнего долга и определения их текущего размера.

В зависимости от срока наступления выплат по долговым обязательствам выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных, но непогашенных обязательств с учетом невыплаченных процентов. Под текущим долгом понимается задолженность (основой долг, начисленные проценты и штрафные санкции), срок оплаты которой уже наступил.

По форме выплат принято выделять денежные и товарные долговые обязательства соответственно в зависимости от обязанности государства предоставить по истечении срока обращения долговых обязательства денежные средства или определенное имущество.

По определению размера выплат следует различать процентные, дисконтные и выигрышные долговые обязательства. В процентных обязательствах доход их держателя определяется как процент, начисленный на сумму номинальной стоимости государственной ценной бумаги или на иную фиксированную сумму. Дисконтная ценная бумага предполагает доход в виде разницы между ценой размещения и погашения ценной бумаги. И наконец, доход по выигрышной ценной бумаге предполагает получение определенных преференций по отношению к остальным держателям невыигравших ценных бумаг (более высокую ставку процента, более высокий размер погашения).

По срокам обращения государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). При этом для долговых обязательств муниципального образования долгосрочными считаются заимствования сроком от 5 до 10 лет включительно.

Обратим внимание, что российское законодательство устанавливает предельный срок государственных заимствований - 30 лет, а муниципальных - 10 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: