Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 306.8). 20 страница

 

§ 6. Государственный кредит

 

На внутреннем и международном финансовых рынках государство выступает не только заемщиком (должником) или гарантом, но и кредитором. Отношения, в которых государство выступает кредитором, принято называть отношениями в сфере государственного кредита.

Государственный кредит наряду с государственным долгом является достаточно важным финансовым инструментом регулирования национальных и международных экономических отношений.

На внутреннем рынке государственный кредит (бюджетный кредит) служит для целей стимулирования экономических отношений путем перераспределения денежных средств в пользу развивающихся отраслей экономики, требующих дополнительного финансирования.

На международной арене государственный кредит предназначен для достижения международно-политических и международно-экономических целей. Как правило, государство-кредитор нацелено не столько на получение дохода, сколько на реализацию политических и экономических целей. Так, в ряде случаев предоставление кредитов сопровождается требованиями о предоставлении льготного режима для компаний страны-кредитора, допуске их в стратегически важные отрасли экономики страны-заемщика, а также о координации действия по решению межгосударственных вопросов. Страны-кредиторы в 1956 году создали Парижский клуб кредиторов, призванный координировать действия стран-кредиторов по отношению к странам-должникам. В 1997 году полноправным членом данного клуба стала Россия.

Россия, как и ее предшественник СССР, является одним из крупнейших кредиторов на международном финансовом рынке. Предоставление государственных кредитов является исключительной компетенцией Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не имеют права предоставлять государственные кредиты.

Выделяют две формы бюджетного кредита: 1) государственный финансовый кредит и 2) государственный экспортный кредит.

Так, государственный финансовый кредит - это форма бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, которые предусмотрены соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства.

В свою очередь, государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика - импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком - агентом Правительства Российской Федерации и иностранным заемщиком - импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.

При этом в государственной гарантии иностранного государства по возврату государственного экспортного кредита, предоставляемого банком - агентом Правительства Российской Федерации иностранному заемщику - импортеру товаров и услуг или его банку-кредитору, закрепляется обязательство о безусловной уступке российским юридическим лицом - экспортером или банком - агентом Правительства Российской Федерации своих прав по гарантии (полностью или частично) Правительству Российской Федерации.

Результатом осуществления государственного финансового и экспортного кредитования является возникновение у Российской Федерации соответствующих внешних долговых требований, к которым помимо государственных экспортных и финансовых кредитов, предоставленных Российской Федерацией, относятся также долговые требования юридических лиц - экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 года в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.

Внешние долговые требования Российской Федерации формируют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период (далее - программа). В случае неутверждения программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов на очередной финансовый год в указанный срок действие ранее утвержденной программы предоставления Российской Федерации государственных кредитов продлевается на очередной финансовый год до утверждения новой программы.

Программа включает в себя:

1) наименование иностранного государства и (или) иностранного юридического лица - получателя государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;

2) наименование гаранта возврата государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита (при наличии);

3) цели предоставления государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;

4) общую сумму государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита на весь срок использования;

5) срок использования государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;

6) процентную ставку по государственному финансовому кредиту и (или) государственному экспортному кредиту;

7) срок погашения государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;

8) прогноз объема бюджетных средств, направленных на оплату товаров и услуг для государственного экспортного кредита;

9) прогноз объема предоставления денежных средств для государственного финансового кредита.

Соглашения и договоры о предоставлении государственных финансовых и экспортных кредитов могут быть заключены, если они указаны в составе программы и если предоставление данных кредитов не требует увеличения объема средств на исполнение данной программы.

В случае если потенциальный заемщик, указанный в программе, не воспользовался кредитом, то выделенные бюджетные средства перераспределяются Правительством Российской Федерации между иностранными заемщиками, включенными в программу.

Долговые обязательства иностранных государств перед Российской Федерацией как кредитором формируют долг иностранных государств перед Российской Федерацией.

Таким образом, с правовой точки зрения государственный кредит можно определить как урегулированные нормами права общественные отношения в сфере предоставления Российской Федерацией денежных средств или товаров на условиях срочности, платности и возвратности иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям (международный государственный кредит) и юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации (национальный государственный кредит).

В Бюджетном кодексе Российской Федерации предусмотрены ряд методов управления государственным кредитом. Среди них следует выделить реструктуризацию, списание и уступку задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией.

Реструктуризация. Под реструктуризацией долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указанного долга.

Списание. Реструктуризация долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга и начисленных процентов. Отметим, что списание долга государства является широко распространенной финансово-кредитной операцией по управлению государственным кредитом. В основном она применяется в отношении так называемых "плохих долгов", которые с большой степенью вероятности никогда не будут возвращены должником. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией подлежат ратификации Государственной Думой, за исключением случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов. Так, например, принятие Российской Федерации в Парижский клуб кредиторов не только принесло политические и экономические преимущества (повышение кредитного рейтинга России, рост котировок ее долгов, начало погашения обязательств странами, ранее считавшимися безнадежными должниками), но и вызвало необходимость выполнения ряда обязательств по списанию части внешних активов Российской Федерации.

В результате только начальное сокращение долговых требований Российской Федерации к странам-дебиторам, имеющим отношение к Парижскому клубу кредиторов, составило 25,609 млрд долларов США <1>. Среди стран-дебиторов, которым была списана задолженность, оказались развивающиеся страны Африки: Эфиопия, Танзания, Мали, ЦАР, Чад, а также Албания, Вьетнам, Гвинея, Экваториальная Гвинея и многие другие.

--------------------------------

<1> Отчет о результатах проверки формирования внешних долговых обязательств Российской Федерации по странам - членам Парижского клуба кредиторов: www.budgetrf.ru.

 

Уступка прав требования. Бюджетным законодательством предусмотрена уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Подобная уступка может быть осуществлена Правительством Российской Федерации в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Целью уступки прав требования является необходимость получения государством-кредитором денежных средств до наступления срока погашения государственного кредита.

 

Раздел IV. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

 

Глава XIV. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

§ 1. Понятие, виды, субъекты, объекты и содержание

бюджетного финансирования

 

Одной из форм финансовой деятельности государства является бюджетное финансирование, которое можно рассматривать в трех аспектах:

- в материальном аспекте - как безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов различных уровней государственным и муниципальным учреждениям, действующим в отраслях непроизводственной социально-культурной сферы: образовании, здравоохранении, культуре, обороне, государственном управлении, социальной сфере и др.;

- в процедурном аспекте - как регламентированный нормами права порядок выделения средств из бюджета и государственных внебюджетных фондов учреждениям в соответствии с их сметой;

- в процессуальном аспекте - как составную часть бюджетного процесса Российской Федерации.

Субъектами бюджетного финансирования являются:

- Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования как собственники средств соответствующего бюджета;

- главные распорядители и распорядители средств соответствующего бюджета;

- получатели бюджетных средств;

- казенные учреждения.

В первоначальной редакции БК РФ <1> (ст. 152, п. 1 ст. 158, п. 1 ст. 159) главными распорядителями бюджетных средств признавались исключительно органы государственной власти РФ, имевшие "право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенные ведомственной классификацией расходов федерального бюджета".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

 

Поскольку данная норма на практике не соблюдалась, Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 158-ФЗ "О внесении изменений в статьи 24, 158 и 160 Бюджетного кодекса Российской Федерации" в нее были внесены изменения: наряду с органами государственной власти РФ, наделенными правомочием распределения средств федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, главными распорядителями средств федерального бюджета признаны также "наиболее значимые" бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации (например, федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный академический Большой театр России"; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова"; Российская академия художеств; федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж", федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" и др.).

В действующей редакции БК РФ содержание ст. 158 претерпело существенное изменение <1>: в ней теперь перечислены бюджетные полномочия главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ. Статья 159 утратила силу.

 

Понятия главного распорядителя, распорядителя, а также получателя бюджетных средств раскрываются в ст. 6 БК РФ:

- главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств;

- распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;

- получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии со ст. 6 БК РФ к получателям бюджетных средств (получателям средств соответствующего бюджета) относятся имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета:

- орган государственной власти (государственный орган);

- орган управления государственным внебюджетным фондом;

- орган местного самоуправления;

- орган местной администрации;

- казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Государственные и муниципальные учреждения являются получателями бюджетных средств. В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием.

Согласно ст. 123.22 ГК РФ и ст. 9.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", государственное (муниципальное) учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ).

Бюджетное учреждение определяется как некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ).

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ).

Поскольку все три типа учреждений являются государственными или муниципальными, решение о создании, изменении типа, реорганизации, ликвидации таких учреждений принимает учредитель в соответствии с порядком, установленным соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо местной администрацией <1>.

--------------------------------

<1> До вступления в силу Федерального закона определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, согласно п. 6 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 ноября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", находилось в исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления.

 

Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Бюджетное финансирование осуществляется в виде бюджетных ассигнований, являющихся объектом правоотношений по бюджетному финансированию.

Статьей 6 БК РФ установлено, что бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. В свою очередь, бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

К бюджетным ассигнованиям, в соответствии с БК РФ, относятся, в частности, ассигнования:

- на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ст. 69);

- на социальное обеспечение населения - бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения (ст. 74.1 БК РФ).

Бюджетные ассигнования получают учреждения социальной сферы:

- учреждения образования (дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, учреждения высшего образования, учреждения дополнительного и дополнительного профессионального образования);

- учреждения в сфере молодежной политики;

- учреждения науки (научные и исследовательские центры и институты);

- учреждения здравоохранения (поликлиники, больницы и др.);

- учреждения физической культуры и спорта;

- учреждения культуры (театры, музеи, библиотеки, учреждения кинематографии, концертные учреждения, телевидение и радио, архивные учреждения, учреждения, осуществляющие книгоиздание, и др.);

- учреждения социального обеспечения.

Кроме того, в порядке ассигнований из федерального бюджета отпускаются средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание Вооруженных Сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства РФ по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.

Важным направлением использования государственных средств являются расходы на управление.

За счет средств федерального бюджета финансируется функционирование Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, а также обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

Из региональных бюджетов финансируется функционирование высшего должностного лица, законодательного (представительного) и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Ассигнования из местного бюджета выделяются на функционирование высшего должностного лица, представительных органов муниципального образования, местной администрации.

Режим бюджетного финансирования распространяется также на правоохранительные органы, органы безопасности, органы прокуратуры и судебную систему Российской Федерации.

Таким образом, к субъектам, получающим бюджетные ассигнования, относятся:

- органы государственной власти и органы местного самоуправления,

- государственные и муниципальные учреждения - некоммерческие организации, создаваемые публичными образованиями: Российской Федерацией, субъектом РФ (государственные учреждения), муниципальным образованием (муниципальные учреждения) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. На имущество государственных и муниципальных учреждений их учредители (соответствующие публичные образования) имеют вещные права.

Статьей 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) отнесены ассигнования на:

- обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;

- предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

В соответствии со ст. 6 БК РФ государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями. В случаях, установленных законодательством РФ, государственные (муниципальные) услуги (работы) могут оказывать (выполнять) иные юридические лица.

Бюджетные ассигнования выделяются:

1) органам государственной власти и органам местного самоуправления, казенным учреждениям:

- в виде бюджетных ассигнований;

- на основе сметного финансирования;

2) бюджетным и автономным учреждениям:

- в виде бюджетных субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;

- на основе государственного задания.

Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг предусматриваются на исполнение расходных обязательств, возникающих в результате:

- заключения между органами государственной власти (органами местного самоуправления) и казенными учреждениями договоров гражданско-правового характера (трудовых соглашений, государственных (муниципальных) контрактов) либо

- установления иных условий предоставления бюджетных средств на возмездной основе при осуществлении возложенных на них функций.

Поскольку действующим законодательством (законами, положениями об органах исполнительной власти и т.д.) не определен объем расходов на выполнение этих функций, предельные объемы (лимиты) для принятия и исполнения соответствующих расходных обязательств устанавливаются законом (решением) о бюджете на финансовый год и плановый период.

Содержание правоотношения в сфере бюджетного финансирования составляют:

- бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей средств соответствующего бюджета, с одной стороны;

- бюджетные полномочия, права, обязанности и ответственность получателей бюджетных средств, с другой стороны.

Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств определены п. 1 ст. 158 БК РФ. К ним относятся:

- обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

- формирование перечня подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

- ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

- осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований;

- составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета;

Главный распорядитель бюджетных средств также:

- вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи;

- определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;

- формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;

- обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, условий, целей и порядка, которые установлены при их предоставлении;

- формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

- отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию:

1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

Распорядитель бюджетных средств, в соответствии с п. 2 ст. 158 БК РФ, обладает следующими бюджетными полномочиями:

- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;

- распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

- вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

- обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

- в случае и порядке, которые установлены соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств установлены ст. 162 БК РФ. Получатель бюджетных средств:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: