В старших классах исследовательская деятельность носит несколько специфический характер и несет научную направленность

Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности ученика, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы.

Так, для будущих историков и философов особенно привлекательны темы, интегрирующие разные области знаний, например: «Революция в восприятии русских писателей (М. Пришвина и И. Бунина) и философов (сб. «Вехи»). Ученики с лингвистическими особенностями и предпочитающие кропотливую работу с текстом с удовольствием занимаются сравнением художественных переводов. Например, сравнением различных переводов «Слова о полку Игореве»: древнерусского текста, переводов Н. Заболоцкого и Д. Лихачева. Старшекласснику, увлекающемуся психологией, можно предложить анализ особенностей восприятия одного художественного произведения читателями-одноклассниками. Можно также предложить проанализировать биографию писателя с точки зрения психологии. Например, по теме «Флегматичность И.А. Гончарова». Результат – не только приобретение новых знаний, но и получение выводов, имеющих определенное научное значение.

Алгоритм исследовательской деятельности учащихся в области литературы таков. Прежде всего, после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу учащихся непосредственно с текстом. Для этого провести сначала несколько занятий творческой группы, на которых актуализировать знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как метод выбора связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений и т.п., а затем организовать индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить старшекласснику поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор (анализ) прочитанного, руководителю нужно научить старшеклассников это делать. Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление параллельных конспектов, тезисных планов, аннотаций; творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того произведения.

Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Ребята, таким образом, не только учатся быть самостоятельными, но усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны своего исследования, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых.

Как уже говорилось ранее, современный ученик должен быть инициативен, самостоятелен, он должен находить и анализировать информацию: уметь выбирать необходимое, делать вывод и использовать полученные сведения и умения. Он должен уметь самостоятельно искать информацию, находить ответ на поставленный вопрос. Один из путей решения этой проблемы – использование технологий метода проектов. При слове «проект» многие вспомнят проектный метод в педагогике 30-х годов, который рассматривался как альтернатива классно-урочной системе обучения. Однако современный проект ничего общего с тем проектом не имеет, а является элементом исследовательской деятельности учащихся, составной частью современных педагогических технологий. Отличительная особенность проекта состоит в том, что в нем делается большой упор на планирование деятельности (проект – буквально «брошенный вперед») и на самостоятельность деятельности ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего – выполнения самого проекта. Понятно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель выступает в роли консультанта и помощника, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования.

Условиями проектной деятельности является посильная возможность сбора информации; темы проектов не должны быть раскрыты в школьных учебниках (хотя в учебник могут быть включены задания для проектной работы).

Как и любая технология, метод проектов включает определенные этапы. Разные авторы дают детализацию этапов разной степени. Наиболее лаконичный вариант представляет три этапа:

• Организационно-подготовительный (учитель объясняет тему, цель работы, формирует группы, выдает и объясняет задание; ученики осознают цель, уточняют информацию, обсуждают задание);

• Поисково-исследовательский (учитель наблюдает, консультирует, советует, помогает учащимся по их просьбе; ученики выполняют исследование и работают по заданиям);

• Итоговый (учитель руководит проведением конференции, участвует в анализе, аргументирует оценку, подводит итоги; ученики защищают проект, знакомятся с оценкой учителя, вносят поправки в работу, подводят итог).

Проекты бывают разные: прикладные, исследовательские, информационные, ролевые и игровые. Остановимся на исследовательском проекте. Он предполагает творческую деятельность с заранее неизвестным результатом работы. Например, задание по теме: «Емельян Пугачев – герой положительный или отрицательный?» Учащиеся самостоятельно подбирают материал о восстании казаков на Урале, определяют его цели, причины поражения, ищут исторические сведения о герое, сопоставляют исторические факты с художественным произведением, анализируют поведение героев в повести «Капитанская дочка» и делают выводы.

Метод проектов, несомненно, перспективен как новая эффективная деятельность. Обладая признаками технологии, то есть способностью к повторению и воспроизведению, метод может быть применен любым учителем в своей школе или классе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: