Современное течение жизни с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. Не менее необходимым элементом является исследовательская деятельность на уроках, ценность которой возрастает по мере вхождения в информационное пространство, где производится и потребляется интеллект. В этой ситуации обучающие возможности художественной литературы не уменьшаются, а увеличиваются. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока литературы.
От вдумчивого чтения текста к его анализу, сопоставлению, самостоятельному поиску ответов на вопросы, работе с дополнительной литературой – вот вектор, который берется за основу работы по исследовательской деятельности на уроках литературы.
Приучать ребят мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, работать с дополнительным материалом необходимо с самых первых уроков. Учащимся необходимо понять, что в литературной творческой деятельности не существует готовых ответов и раз и навсегда данных шаблонов. Ответ нужно искать самому, только тогда ты увидишь результат своей работы.
|
|
С моей точки зрения, в зависимости от объекта исследования, ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:
1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения, с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например:
Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический.
Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Поколение 60-х годов XIX века в жизни и литературе».
Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.
Метод проектов. Выполнение специально подобранных заданий, реализация проекта требует от школьников применения различных способов познавательной деятельности.
|
|
Каким бы ни был проект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
Конечно, в каждом классе методика проведения исследовательских работ различна.
В 5-6 классах исследовательская работа проводится, как правило, в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись примеров и ответов. Учитель предлагает предмет исследования, во время проведения работы направляет и координирует деятельность учащихся.
В 7-8 классах работы проводятся коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут сами предложить объект для исследования. Роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся.
В 9-11 классах исследовательская работа проводится в группах и индивидуально (основной упор делается на индивидуальную работу). Как правило, задания составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.
Примерная тематика исследовательских работ
Класс Тема исследовательской работы
5-й • Художественные особенности русской народной сказки (на примере нескольких сказок).
• Урок-исследование. Тайна баллады Гёте «Лесной царь» (перевод В.А. Жуковского).
• Цветовая гамма в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
6-й • «Это многих славный путь…» Стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник».
• Урок-исследование. На чем держится мир? (на примере рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»).
7-й • Роль художественной детали в новелле А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
• Значение эпилога в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».
• Отличие сказки от легенды (на примере рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко).
8-й • Общее и различное в характере Гринева и Швабрина.
• Образ Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова и «Князе Серебряном» А.К. Толстого.
9-й • Особенности поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
• Урок-исследование «Чичиков в гостях у Коробочки».
• «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.
10-й • Поэтическое новаторство Н.А. Некрасова (на примере нескольких стихотворений).
• Портретная живопись в романе И.А. Гончарова «Обломов».
• «Мысль семейная» в «Войне и мире» (Ростовы, Болконские, Курагины).
11-й • Афоризм в пьесе А.М. Горького «На дне».
• Мифологический подтекст романа Е.И. Замятина «Мы» (борьба добра и зла, свободы и несвободы; становление и рождение в муках души человека).
• Советская действительность в романах И. Ильфа и Е. Петрова.
• «С душою светлою, как луч…»: Особенности лирики Н. Рубцова.
В среднем звене проводятся такие типы уроков: анализ стихотворения или эпизода; сравнение произведений разных авторов (например, стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева о природе); групповая работа по исследованию текста (каждой группе дается перечень вопросов, на которые ребятам необходимо найти ответ).
Как известно, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин: лингвистикой, историей, обществоведением, изобразительным искусством, музыкой. Поэтому при подготовке к некоторым урокам можно предложить учащимся индивидуальные задания. Например, при знакомстве со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино», найти материал о Бородинском сражении, подготовить сообщения о героях этого сражения, найти стихотворения, посвященные войне 1812 года (В.А. Жуковский, «Певец во стане русских воинов»; Ф. Глинка, «Стихи генералу Раевскому»; П. Вяземский «Поминки по Бородинской битве»).
|
|
Говоря о связи литературы и лингвистики, следует отметить, что в литературе, по существу, нет такого художественного текста, в котором не было бы фактов, требующих лингвистического комментария. Любое, даже самое простое и бесхитростное по языку произведение содержит в себе нечто нам непонятное.
Лингвистическое комментирование художественного текста, разъяснение и толкование нами непонятного обезопасит от искаженного и неполного понимания, даст возможность проникнуть в святая святых произведения. В связи с этим, можно предложить учащимся работу по толкованию и разъяснению непонятных слов. Например, работу с архаизмами в отрывке из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (посещение Чичиковым Плюшкина); или работу с непонятными словами в рассказах А.П. Чехова.