Если учитель разбудил в душе ребенка желание творить, то оно остается на всю жизнь, даже если его будущая профессия далеко не творческая

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ

РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В условиях духовного неблагополучия в обществе уроки литературы являются возможностью приобщиться к образцам мировой культуры, источником воздействия на читателя, примером нормированной литературной речи и помогают ученику развивать творческие способности, самореализовываться.

Все дети по-своему талантливы, учитель должен увидеть в каждом ребенке признаки одаренности и помочь развить их. Различными средствами: уроками, факультативными курсами, вовлечением во внеклассную работу, в исследовательскую деятельность, через написание творческих работ – учитель должен стараться пробудить в своих учениках чуткое, бережное отношение к слову, показать, что внимательный читатель через общение с текстом, с автором способен сделать самые неожиданные открытия.

Кроме того, вовлекая детей в интересную познавательную и творческую деятельность, учитель тем самым способствует формированию активной жизненной позиции ребенка, учит его аргументировано отстаивать собственную точку зрения, не бояться высказываться, да и просто общаться.

Одно из условий эффективности любого урока – творческая атмосфера. Она тем более необходима на уроках литературы, потому как они связаны с живым русским словом. Поэтому в условиях современной школы урок литературы должен стать творческой мастерской, в которой каждому ребенку найдется дело по душе. Учитель же превратится из строгого контролера в соавтора, сопереживателя, режиссера. Такой урок литературы не удастся, если не будет тщательно подготовлен и спланирован, в этом педагогу помогут творческие задания.

Различные по целям, задачам, видам, они в любой своей интерпретации являются способами развития креативного мышления учащихся, повышают мотивацию к изучению предмета, делают урок запоминающимся. Выполнение таких заданий дает возможность ученику выразить собственную точку зрения, побуждает его к творчеству, заставляет по-другому воспринимать художественное произведение. Такое сотворчество дает хорошие результаты.

Развитие творческих способностей, познавательной самостоятельности (стремление и умение учащихся самостоятельно познавать новое в процессе творческой деятельности), активизация мыслительной деятельности учащихся невозможны без включения в содержание уроков заданий поискового характера, в число которых входят проблемные задания, предполагающие исследовательскую деятельность учащихся, их творчество в ходе анализа литературных произведений.

К таким заданиям можно отнести творческие задания создать свой текст. Прежде всего, это традиционное сочинение. Основными жанрами литературного творчества являются известные всем характеристика героя, литературный портрет, рецензия, литературно-критическая статья, рассказ, очерк, эссе, репортаж, письмо и др. При этом учащиеся практически овладевают элементами художественного, публицистического, научно-популярного стилей.

Например:

• сочинение-размышление («Страстная натура или больная душа?» – по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; «“Волк” или человек?» – по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; «Что есть настоящая дружба?» – по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»);

• сочинение-доказательство («Я с Вами не согласен, господа символисты…»; «Она не виновата…» – по рассказу И.А. Бунина «Легкое дыхание»);

• сочинение-диалог (внутренний спор) Евгения Базарова и Павла Кирсанова; Радды и Лойко Зобара; Данко и Ларры;

• сочинение-миниатюра («Читая “Стихотворения в прозе” И.С. Тургенева…»; «Какое славное было утро…» – по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»);

• сочинение-эссе («С именем Александра Блока»; «Долг служения Отечеству»);

• проблемный очерк («Легко ли быть молодым?»; «Не сотвори себе кумира»);

• написание рождественских сказок, собственных рассказов, писем любимым и нелюбимым героям.

Задания по тексту наполняются жизнью, становятся средством самовыражения, развития ученика (в том числе и нравственного, ведь литература – это и сопереживание, сочувствие) только тогда, когда ученик думает сам, выражает собственную позицию – творит, сочиняет. Такому самовыражению способствуют творческие задания ассоциативного характера. Например:

• попробуйте только с помощью имен существительных (по аналогии с названием стихотворения «Безглагольность») передать мысли, высказанные Бальмонтом;

• напишите сочинение-миниатюру по картине, изображенной Сергеем Есениным;

• подберите иллюстрации к стихотворению Ф.И. Тютчева по вашим ассоциациям;

• нарисуйте палитру красок характера героя рассказа В. Шукшина «Чудик»;

• нарисуйте настроение и ассоциации, вызванные прочтением рассказов И.А. Бунина;

• подберите музыкальные фрагменты, которые, по-вашему, передают характер героя.

Подобные задания способствуют развитию творческих способностей, возможностей учащихся, так как они не только основываются на материале конкретных наблюдений учеников над текстом произведений, но и будят фантазию, активизируют мышление.

Кроме развития креативности учащихся, творческие задания способствуют развитию речи, речевой культуры. В этом смысле незаменимы задания, предполагающие стилизацию. Они способствуют умению определить особенности стиля того или иного автора, написанию собственных работ в стиле автора. При этом учащиеся должны помнить о почтительном отношении к писателям, соблюдать чувство меры и такта. Например:

• в данный текст вставьте слова и выражения, характерные для стиля М. Зощенко, сравните с первоисточником;

• расскажите об Иване Флягине, используя лексику и синтаксические конструкции, характерные для его речи.

Выполняют учащиеся и задания сопоставительного характера, одновременно обучаясь оформлять и высказывать свое мнение, отстаивать его, аргументировать. Например:

• сравнительный анализ изображения столицы («Три Петербурга»: Петербург в изображении А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского);

• сопоставление картин природы одного и того же времени года в стихотворениях разных авторов;

• сравнение характеров героев (Пьер Безухов и Андрей Болконский; Катерина Кабанова и Катерина Измайлова);

• сопоставительный анализ одноименных стихотворений («Пророк» А.С. Пушкина и «Пророк» М.Ю. Лермонтова);

• сопоставление различных редакций произведения, черновых вариантов, наблюдение над авторской правкой.

Творческие работы в форме рецензий (саморецензии, взаиморецензии) побуждают учащихся критически относиться к плодам своего творчества, приучают редактировать свой текст, совершенствовать написанное.

Среди других видов работ на уроках литературы, развивающих творческие способности учащихся, можно назвать следующие:

• лингвистический анализ художественного текста;

• стилистический эксперимент (ученики вставляют в текст пропущенные словесные образы, обсуждают полученные варианты, сопоставляют с авторским, делают выводы о разном видении картин, описываемых учащимися и автором (Н.С. Лесков, «Очарованный странник» – описание кобылицы: роль эпитетов);

• выработка своей манеры чтения, чтение в лицах;

• письмо автору произведения, интервью с героем, создание дневника героя;

• сочинение стихотворений ассоциативного характера на данную тему;

• ролевые задания (например: задайте вопросы, обращаясь к одному герою от имени другого; представьте, что вы тот или иной герой, ответьте на вопросы);

• обобщение сказанного (например: на основе сделанного анализа произведения определите тему, идею, ключевые понятия для записи вывода);

• создание презентаций (например: визитная карточка героя, замечания костюмеру, рекомендации создателям декораций…);

Эффективность подобных творческих заданий, их влияние на развитие личности ученика, развитие творческого мышления, совершенствование культуры его речи очевидны. Уже через некоторое время учащиеся свободнее мыслят, перестают бояться выражать свои мысли и устно, и письменно, а значит, начинают сочинять, творить.

Творчество всегда затрагивает самые глубинные, самые сокровенные стороны человеческой личности. Творчество, умело срежиссированное учителем, не только затрагивает эти стороны, но и помогает личности учащегося самовыразиться, реализоваться, способствует тому, чтобы мысли и чувства, заключенные в произведении, влияли на формирование положительных качеств личности, воспитание человека с большой буквы.

Если учитель разбудил в душе ребенка желание творить, то оно остается на всю жизнь, даже если его будущая профессия далеко не творческая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: