Начинаем составление опорного конспекта с первого компонента – определения целей применения, а направлен конспект на развитие логического мышления и творческой деятельности учащихся. Второй компонент формирует структурную и образную презентацию. Третий – включает лаконичность, наглядность и структурность информации. Четвёртый (алгоритм составления) – этапы, выстроенные в алгоритме опорного конспекта основной школы. Пятый (классификация) – определяет типы опорных конспектов в соответствии с образовательной формой. Шестой (организационные формы) – определяет рекомендации к применению опорного конспекта при разных формах организации деятельности учащихся. Следующий (дидактическое назначение) – подразумевает применение опорных конспектов в учебной деятельности на разных этапах: при изучении нового материала, для формирования умений обобщать, для контроля и т.п. И последний компонент (гуманитарный фон) рассматривает опорный конспект как дополнительную возможность развития интеллекта учащихся и создания атмосферы сотрудничества ученика и учителя.
|
|
В итоге опорный конспект приобретает новое значение – превращается в объект проектирования. Алгоритм основной школы меняется и приобретает следующий вид:
Внимательно прочитайте текст учебного пособия.
2. Выделите основную идею:
а) отделив её от второстепенного материала;
б) определив её основную функцию;
В) выявив связи идеи с предшествующим материалом.
Выделите условные обозначения (шифры).
Скомпонуйте в блоки, соответствующие логике построения.
Введите цветовые обозначения, помня о смысловой нагрузке цветов.
Подготовьте презентацию опорного конспекта.
Таким образом, в старших классах работа по составлению опорного конспекта выводится на новый уровень – проектную деятельность. Опорный конспект – это результат коллективного «мозгового штурма», которому предшествует подготовительный этап накопления и осмысления информации. Поэтому второй пункт алгоритма является основным: он запускает в действие мыслительные процессы старшеклассников. Ученик должен выделить основную идею, чтобы в презентации поделиться ею со всеми. В итоге, опорные конспекты старшеклассников – это результат проектной деятельности, в ходе которой происходит освоение учебного материала путем синтеза, анализа и построения смысловой образной модели.
Развитие личности происходит и во внеурочное время. Обычно в секциях МАН Украины. Работа ведется по трем направлениям: индивидуальная, групповая и массовая. Учащиеся с интересом занимаются исследовательской деятельностью. Вот некоторые из тем для исследовательской работы: В. Набоков – загадка литературы XX века; Личность и тоталитаризм: возможно ли сопротивление? (В. Шаламов «Колымские рассказы»); Концепция жизни и мироощущения в прозе Л. Андреева; Поиски правды в произведении Л. Бородина «Третья правда»; Надо стать сильной, сильней себя! (по повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана») и др.
|
|
Как результат исследовательской деятельности – ежегодные школьные конференции, а также участие в областных ученических конференциях.