Проект как метод тем и хорош, что позволяет развивать уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами

В проектной работе используется как учебное, так и внеучебное время. Деятельность учителя незаметна, и создается впечатление, что всю работу учащиеся выполняют самостоятельно. Но это не так. Только при четкой организации и планировании деятельности под руководством учителя его подопечные смогут выполнить работу до конца. Как правило, усилия тратятся не напрасно. Эффективность и результативность проектной деятельности очевидны.

Исследовательская деятельность учащихся должна стать необходимым элементом на уроках литературы как в старшем, так и в среднем звене.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности: поисково-исследовательская, экспериментально-исследовательская, междисциплинарная, проектная, техническая и творческая деятельности, осуществляемые в учебное и внеучебное время.

Развитие творческой личности происходит на уроке – основной форме организации учебного процесса. Поэтому в процессе работы я определила основные этапы деятельности ученика и учителя. Первый – мотивационный (выдвижение целей, определение путей достижения цели). Второй – содержательно-операционный (учащиеся работают коллективно, самостоятельно или в группах, происходит процесс осмысления, запоминания). Третий – рефлексивно-прогностический (предполагающий завершение, обобщение работы и рефлексию).

В результате такой организации работы оценивается не личность учащегося (успевающий или неуспевающий), а его работа (достижение цели). Обобщая вышесказанное, можно предложить условную модель для развития творческой активности на уроках литературы.

Компонент или этап урока. Процесс изучения темы. Участники.
1. Мотивационный. 1.Выдвижение целей. 2.Определение путей достижения целей. 3.Прогнозирование результатов. Ученик и учитель.
2. Содержательно-операционный. 1.Процесс сотрудничества. 2. Обработка знаний. 3.Осмысление. Запоминание. Ученик и учитель.
3.Рефлексивно-прогностический. 1. Оценивание. 2. Рефлексия. Ученик и учитель.

На основании этой модели проводятся различные типы уроков, в зависимости от формы сотрудничества (уроки-диспуты, конференции, размышления, исследования, семинары, мастерские и др.). Уроки проходят интересно, содержательно, хотя и требуют дополнительной подготовки.

Происходит активизация работы в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность; эти уроки способствуют развитию сознательности в обучении, создают комфорт во взаимоотношениях, оказывают влияние на межличностные коммуникации, на развитие рефлексии, а также обеспечивают выход на креативный уровень в обучении.

Для развития творческой личности в старших классах используется технологию индивидуального обучения. Темы для контроля определяются заранее: 10 класс – А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. В 11 классе – поэзия серебряного века, А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский и М. Булгаков.

Эта технология привлекает тем, что она обеспечивает самостоятельное овладение знаниями и умениями, а это необходимо для подготовки и продолжения образования после школы.

По данной методике каждый учащийся получает отпечатанный план изучения темы (на выбор). Для учета знаний разрабатываются вопросы и задания, уровни сложности которых соответствуют уровням усвоения знаний: первый уровень – на «3», второй – на «4», третий – на «5». Результаты фиксируются в сводной таблице – это позволяет контролировать прохождение темы и выставлять оценки.

Для второго и третьего уровней используются различные вопросы. Это позволяет избежать стереотипных ответов, а учащиеся имеют возможность обсудить различные (по выбору) ситуации, что способствует повторению и закреплению изучаемой темы.

Совместно с учащимися определяем план работы. Наличие такого плана дисциплинирует ученика, помогает правильно распределить работу на уроках и выполнить её в срок. План в себя включает следующие пункты: количество часов на тему, срок выполнения заданий; перечень тем и заданий и в какой форме они должны отчитаться по изучаемой теме. В конце каждой темы проводится срез знаний (тестовые задания), определяющий уровень усвоения материала, а в конце года проводится итоговый срез знаний по всем темам, определяющий качество и глубину усвоения всего материала.

Считаю, что данная методика имеет преимущества перед другими по следующим показателям-индикаторам:

1) каждый ученик выбирает уровень изучения материала, что согласуется с его индивидуальными особенностями;

2) учащиеся отвечают по желанию, заранее зная вопросы; при неудачном ответе они могут доработать материал и пересдать его на том же или более высоком уровне;

3) учитель имеет больше времени для индивидуальной работы как со слабыми, так и с сильными учащимися;

Учащиеся имеют больше времени для развития навыков синтеза и анализа, умения самостоятельно добывать новые знания.

Говоря об исследовательской работе учащихся, хочется сказать о применении в своей практике одного из методов обучения – метода проектов и одного из его вариантов – проектирования опорных конспектов. Метод проектов при создании опорных конспектов – важнейший фактор развития современного образования, обеспечивающий включение в учебный процесс развитие активности и сознательной самореализации учащихся.

Считаю метод проектов эффективным по следующим показателям-индикаторам:

1) способствует выявлению индивидуальных способностей учащихся;

2) развивает основы для выбора деятельности учащихся;

3) способствует осознанной деятельности учащихся;

4) развивает самостоятельность и саморазвитие;

Способствует развитию творческих способностей учащихся.

Начиная с 5-го класса, для учащихся используются опорные конспекты для изучения некоторых тем по литературе. Складывается определённый алгоритм по составлению опорного конспекта.

Прочитать параграф. 2. Составить план. 3. Ввести шифр (условные обозначения). 4. Ввести цвет, помня о его нагрузке. 5. Скомпоновать информацию в блоки (в соответствии с планом).

Функция учителя заключается в корректировке и консультировании учащихся. К началу 10-го класса ученики уже умеют проектировать более сложные опорные конспекты в виде модели. И в старшей школе предполагается работать по логико-смысловой модели опорного конспекта, который включает следующие компоненты:

1) цели применения опорного конспекта;

2) компоненты графической и знаковой презентации информации;

3) принципы составления;

4) алгоритм составления;

5) классификация видов опорного конспекта;

6) организационные формы деятельности учащихся, на которые ориентируется опорный конспект;

7) дидактическое назначение;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: