Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 306.8). 23 страница

Финансовое обеспечение содержания недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным и автономным учреждением или приобретенного бюджетным и автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, включая расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, осуществляется учредителем путем предоставления субсидии на выполнение задания (ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ).

Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ установлены действенные механизмы контроля деятельности учреждения, в том числе:

- за выполнением задания;

- за состоянием размера кредиторской задолженности;

- за совершением крупных сделок и др.

Этим же Законом предусмотрено составление и утверждение, начиная с 2012 года, для каждого учреждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 81н, а также отчета о результатах деятельности и иных документов, предусмотренных п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ. В целях обеспечения открытости и доступности документов, определенных данной статьей, учреждение предоставляет соответствующую информацию в Федеральное казначейство для размещения на специально созданном официальном сайте в сети Интернет (п. 3.5 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ).

Публичность и открытость деятельности учреждений существенно повышает уровень их ответственности перед учредителями и потребителями услуг.

Одновременно Законом предусмотрена также персональная ответственность руководителя бюджетного учреждения за результаты деятельности учреждения вплоть до увольнения.

При заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения помимо прав и обязанностей руководителя, показателей оценки эффективности и результативности его деятельности, условий оплаты труда руководителя, срока действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения, учредитель предусматривает условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные учредителем (ч. 27 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ).

Кроме этого, в соответствии с ч. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ, ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ руководитель учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, не получившей предварительного согласия:

- для бюджетных учреждений - учредителя;

- для автономных учреждений - наблюдательного совета.

 

Таблица 4.1

 

Сравнительная характеристика автономных,

бюджетных, казенных учреждений

 

Признак

Характеристики признака

Применение признака для каждого типа учреждения

казенное учреждение бюджетное учреждение автономное учреждение

Государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ)

Обязательность формирования для данного типа учреждений - + +
Может быть сформировано по решению учредителя, но не обязательно + - -

Финансовое обеспечение (финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания для КУ, БУ и АУ)

Бюджетная смета + - -
Субсидия - + +

Открытие и ведение счетов (лицевых счетов)

Обязательно лицевые счета в Федеральном казначействе (ФК), финансовом органе соответствующего ППО (далее - ФО) + + -
Возможность открытия и ведения счетов в кредитной организации и/или в ФК (ФО) - - +
Субсидиарная ответственность учредителя Наличие в зависимости от типа учреждения + - -
Принципы ведения бухгалтерского учета Применение единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений + + +

Возможность для перевода отдельных видов учреждений в определенный тип в зависимости от сферы и характера деятельности

Здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт, занятость населения, социальная защита, в иных сферах, в случаях, установленных федеральными законами + + +
Наличие ограничений по сферам деятельности <1> - - +
Требования к размещению информации о деятельности учреждений в открытом доступе, документы в соответствии с п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ, п. 14 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ Обязательно размещение после 1 января 2012 года + + +

Возможность распоряжения имуществом без согласия учредителя

Недвижимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств - - -
Особо ценным движимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств - - -
Особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности - + +
Иным имуществом - + +

Возможность ведения приносящей доход деятельности в соответствии с уставом (оказание платных услуг физическим и юридическим лицам)

С зачислением доходов в соответствующий бюджет + - -
С правом распоряжения полученными доходами - + +
Финансовое обеспечение учредителем содержания имущества, сдаваемого в аренду <2> В рамках бюджетной сметы или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания + - -
Распространение действия положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ При приобретении товаров, работ, услуг за счет всех источников + + -

Органы управления государственным (муниципальным) учреждением

Руководитель, назначаемый учредителем + + +
Руководитель, назначенный учредителем и одобренный наблюдательным советом - - +

 

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", государственные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, не могут быть созданы в виде казенных учреждений.

<2> В случае сдачи в аренду недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

 

Раздел V. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ

 

Глава XV. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКОВСКОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО)

 

§ 1. Банковский кредит как институт финансовой системы

 

Денежные фонды, образуемые посредством банковского кредита, составляют одно из звеньев финансовой системы Российской Федерации.

В литературе понятие банковского кредита употребляется в двух значениях. В первом, самом широком значении, банковский кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. В этом смысле важнейшее свойство кредита - концентрация ресурсов. Обычно излишние денежные средства (денежные накопления) распылены в обществе между их многочисленными владельцами. В подобном состоянии они не имеют существенного экономического значения, это неработающий капитал. Банки и небанковские кредитные организации концентрируют мелкие накопления в виде вкладов, расчетных счетов в крупные суммы, которые могут быть использованы для решения весьма значительных и разнообразных потребностей как для государства, так и для частных лиц (развитие экономики и отдельных ее отраслей, поддержка предпринимательской деятельности, решение жилищных проблем и т.д.) <1>. Таким образом, кредитная организация выступает в роли посредника между лицами, у которых имеется избыток денежных средств, и теми, кто остро нуждается в привлечении дополнительных ресурсов.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. М., 2007. С. 475 - 476.

 

В сфере функционирования банковского кредита в широком значении этого понятия образуются разнообразные общественные отношения, регулируемые правовыми нормами. Совокупность этих норм именуется банковским правом (подробнее о понятии банковского права см. § 15.3).

Кредитные отношения распадаются на две основные группы:

- отношения по формированию кредитных ресурсов (так называемые пассивные кредитные операции). Кредитная организация выступает здесь в роли заемщика, например при привлечении вкладов, открытии банковских счетов;

- отношения по размещению кредитных ресурсов (активные кредитные операции). Здесь кредитная организация выступает в роли кредитора.

Последняя группа отношений охватывается понятием "банковский кредит" в узком смысле. В данном значении банковский кредит - это размещение кредитной организацией привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности. Отношения между кредитной организацией и ее клиентом в рассматриваемой ситуации оформляются договором банковского кредита в соответствии с нормами гл. 42 ГК РФ.

Обращение банковского кредита или рынок банковского кредитования подобно рынку страхования, рынку ценных бумаг, является составной частью (сегментом) более масштабного явления - финансового рынка. Отмеченное соотношение рынка банковского кредитования и финансового рынка следует учитывать при определении места банковского права в системе российского права.

 

§ 2. Банковская система Российской Федерации.

Банковские операции и сделки

 

Банковский кредит осуществляется особыми субъектами: кредитными организациями и другими участниками, образующими в совокупности банковскую систему Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" <1> (далее - Закон о банках).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

 

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков (схема 1).

 

┌───────┐                    ┌─────────────────────┐

│ 1-й ├─────────────────────────┤ Центральный банк РФ │

│уровень│                    │ (Банк России) │

└───────┘                    └─────────────────────┘

 

┌───────┐  ┌─────────────────────┐  ┌──────────────────┐

│ 2-й ├───────┤Кредитные организации├───────┤ Представительства│

│уровень│  │                │  │иностранных банков│

└───────┘  └──────┬───────┬──────┘  └──────────────────┘

           ┌──────┘  └───────┐

           V                 V

       ┌─────────┐    ┌────────────┐

       │    │    │Небанковские│

       │ Банки │    │ кредитные │

       │    │    │ организации│

       └─────────┘    └────────────┘

 

Схема 1. Банковская система Российской Федерации

 

Анализ Закона о банках показывает, что банковская система России является двухуровневой. Об этом свидетельствует наличие особого субъекта - Банка России, обладающего публично-правовыми полномочиями: монопольное осуществление эмиссии наличных денег, государственное регулирование и надзор в отношении остальных субъектов банковской системы. Например, Банк России устанавливает правила регистрации, лицензирования и функционирования кредитных организаций, проводит проверки их деятельности, привлекает их к ответственности за нарушение банковского законодательства.

Соответственно, к первому уровню отечественной банковской системы относится Банк России, а ко второму - кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

Определения понятий "кредитные организации", "банки", "небанковские кредитные организации", "иностранный банк" содержатся в ст. 1 Закона о банках.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации по видам и объему банковских операций разделяются на две разновидности: банки и небанковские кредитные организации.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Указанные операции наиболее ярко выражают сущность банковской деятельности. Первые две операции отражают роль банка как финансового посредника в функционировании банковского кредитования. Представим в упрощенном виде экономический смысл выполнения банком данных операций. Банк, привлекая денежные средства во вклад под определенный процент, например 100 тыс. руб. под 10%, а затем размещая эти же средства под более высокий процент (например, 15%), получает прибыль, так называемую маржу, т.е. средства, полученные от разницы в процентах (в нашем случае это 5%, или 5 тыс. руб.).

Третья операция указывает на второй, не менее важный сущностный аспект банков: банки, открывая счета юридических и физических лиц, выполняют и иные банковские операции по данным счетам, к примеру, переводы денежных средств. Иными словами, банки являются важнейшими участниками денежного обращения (см. подробнее гл. 16).

Небанковские кредитные организации, в отличие от банков, не вправе осуществлять указанные три банковские операции в совокупности. Более того, круг их операций гораздо уже, нежели у банков.

Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Представительства являются обособленными структурными подразделениями иностранных банков. Представительства не вправе осуществлять банковские операции, их деятельность сводится к информационному и консультационному обслуживанию. На сегодняшний иностранные банки присутствуют на отечественном рынке посредством открытия дочерних компаний либо путем участия в уставном капитале отечественных кредитных организаций (например, "Райффайзенбанк", "Ситибанк").

Рассмотренные элементы составляют в целом двухуровневую банковскую систему РФ. Отношения между элементами внутри каждого уровня строятся на основе координации, в то время как между элементами первого и второго уровня в основном на основе субординации.

Понимание субъектов банковской системы (банка, небанковской кредитной организации) было бы неполным без характеристики деятельности этих субъектов и, в частности, основного элемента этой деятельности - банковских операций. К сожалению, определений понятия "банковская операция" и более общего понятия "банковская деятельность" Закон о банках не содержит.

Часть 1 ст. 5 Закона о банках к банковским операциям относит:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Кредитная организация помимо перечисленных в части первой данной статьи банковских операций вправе осуществлять такие сделки, как: выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами и др.

Совокупность банковских операций образует содержание банковской деятельности и является основным ее характерным признаком. К иным существенным признакам банковской деятельности можно отнести:

- выполнение банковских операций специальными субъектами (Банком России, кредитными организациями, а также Внешэкономбанком <1>);

--------------------------------

<1> Внешэкономбанк занимает особое место среди банков. См.: Федеральный закон от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития" // СПС "КонсультантПлюс".

 

- систематичность выполнения данных операций;

- использование в ходе этой деятельности банками денег (российской и иностранной валюты), драгоценных металлов и других финансовых инструментов (ценных бумаг и производных финансовых инструментов).

Перечисленные признаки позволяют сформулировать следующее определение банковской деятельности.

Банковская деятельность - это совокупность банковских операций, систематически осуществляемых специальными субъектами - Банком России, Внешэкономбанком и кредитными организациями, посредством использования денег и иных финансовых инструментов.

 

§ 3. Банковское право: предмет, метод, источники.

Финансово-правовые аспекты регулирования

банковской деятельности

 

Ведение банковской деятельности регламентируется правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют банковское право.

Предмет банковского права составляют общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе осуществления банковской деятельности.

Отношения, выступающие предметом банковского права, именуются банковскими правоотношениями. Банковские правоотношения неоднородны: часть из них носит частноправовой характер и регулируется нормами гражданского права. К примеру, это подавляющая часть отношений между банком и клиентом по поводу заключения и исполнения договоров банковского вклада, банковского счета, межбанковских отношений и др.

Однако существует довольно обширный круг иных банковских правоотношений, которым свойствен публично-правовой характер, и регулируются они нормами финансового права. Это отношения, возникающие в процессе организации и функционирования банковской системы, в том числе:

- складывающиеся между Банком России и иными органами государственной власти;

- возникающие между Банком России и иными субъектами банковской системы в ходе банковского регулирования и банковского надзора;

- некоторые отношения, имеющие место между банком и клиентом, например, в процессе осуществления финансового мониторинга; страхования банковских вкладов и др.

Соответственно в банковско-правовом регулировании присутствуют как диспозитивный метод (метод дозволений), так и императивный метод (метод властных обязываний).

Отмеченная неоднородность банковских правоотношений не позволяет рассматривать банковское право как отрасль российского права <1>. Представляется более верным рассматривать банковское право как комплексный правовой институт, сформировавшийся на стыке таких отраслей права, как гражданское право и финансовое право, и объединяющий институты банковского частного права и банковского публичного права.

--------------------------------

<1> Банковское право / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М., 2008. С. 16.

 

Подобно страховому праву банковское право выступает в качестве составной части права финансового рынка. Банковское публичное право через публичное право финансового рынка преимущественно относится к финансовому праву <1>, а банковское частное право через частное право финансового рынка - к гражданскому праву.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Тропская С.С. К вопросу о предмете современного финансового права // Финансовое право. 2013. N 12. С. 7 - 12.

 

Банковское право - это комплексный правовой институт, который объединяет правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся по поводу и в процессе осуществления банковской деятельности.

В курсе финансового права рассматривается не весь комплексный правовой институт банковского права, а только та его часть, которая представлена нормами финансового права. Совокупность этих норм можно считать институтом финансового права, и именуется он, как правило, "Финансово-правовое регулирование банковской деятельности" или "банковское публичное право" <1>.

--------------------------------

<1> Бельский К.С. Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. М., 2011. С. 49. По мнению К.С. Бельского, значение банковского (публичного) права таково, что его можно причислять к подотраслям финансового права.

 

Банковские правоотношения регулируются широким кругом источников права (схема 2). В соответствии со ст. 2 Закона о банках, правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, Законом о банках, Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Подчеркнем, что, согласно Конституции РФ, регулирование банковских отношений находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. "ж" ст. 71).

 

           ┌──────────────────┐

           │ Конституция РФ │

           └─────────┬────────┘

        ┌────────────┴───────────┐

        │ Международный документ │

        └────────────┬───────────┘

          ┌──────────┴─────────┐

          │ Федеральные законы │

          └──────────┬─────────┘

  ┌──────────────────┴──────────────────┐

  │Нормативно-правовые акты Банка России│

  └────┬─────────────┬─────────────┬────┘

   ┌───┘        │        └───┐

   V            V            V

 ┌──────────┐ ┌───────────┐ ┌────────────┐

 │ Указания │ │ Положения │ │ Инструкции │

 └──────────┘ └───────────┘ └────────────┘

 

Схема 2. Источники банковского права

 

Указанными нормативными актами перечень источников банковского права не исчерпывается. Так, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью отечественной правовой системы, что позволяет их отнести также к источникам банковского права. В качестве примера можно привести Конвенцию ООН "О борьбе с финансированием терроризма" (принята в Нью-Йорке 9 декабря 1999 года).

Не являются источником банковского права России различные международные рекомендации, однако они оказывают большое влияние на формирование внутренних норм банковского права. Так, большое значение имеют декларации Базельского комитета по банковскому надзору (так называемые Базель-I, Базель-II, Базель-III) - совещательного органа руководителей центральных банков государств-участников "группы семи", созданного под эгидой Банка международных расчетов (Швейцария).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: