Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся направлена как на расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам, более глубокое самостоятельное изучение теории, так и закрепление практических навыков и умений, развитие умений самопознания и саморазвития. Выполняя самостоятельную работу, обучающиеся опирается на знания, умения и навыки, полученные в процессе аудиторной работы. Вместе с тем, самостоятельная работа требует от обучающихся дополнительной работы, включая тестирование, презентацию, доклад. Для выполнения самостоятельной работы обучающиеся могут использовать все доступные им источники информации, пользоваться знаниями, умениями и навыками, полученными в процессе изучения других дисциплин. Кроме того, при выполнении заданий для самостоятельной работы обучающиеся могут консультироваться с преподавателем, что позволяет ускорить процесс обучения или придать ему больший динамизм.

При подготовке, обучающиеся должны правильно оценить вопрос, который взяли для выступления, для этого необходимо правильно уметь пользоваться учебной и дополнительной литературой. Обучающиеся по завершению выполнения самостоятельной работы (задания) в установленные преподавателем сроки обязаны представить свою работу для оценки преподавателя и защитить ее путем формулирования объяснений по выполнению практических заданий, раскрытия содержания теоретических вопросов, выступления перед группой обучающихся.

Экзамен.

Завершающим этапом изучения дисциплины «Социальная педагогика и социальная работа» является промежуточная аттестация в виде устного (ОФО) или письменного (ЗФО) экзамена. При этом обучаемые должны показать все те знания, умения и навыки, которые он приобрел в процессе текущей работы по изучению дисциплины. Дисциплина считается освоенной обучаемыми, если они в полном объеме сформировали установленные компетенции и способны выполнять указанные в данной программе основные виды профессиональной деятельности. Освоение дисциплины «Социальная педагогика и социальная работа» должно позволить обучаемым осуществлять как практическую так и научно-исследовательскую деятельность, что предполагает глубокое знание теории и практики данного курса.

Темы разделов дисциплины для очной формы обучений

Раздел Номер занятия Вид занятия Номер вида заня- тий Тема занятия Часы

Социальная педагогика как современная отрасль теории и практики педагогики

 

1 Лекция 1 Социальная педагогика как отрасль знаний и учебный предмет. 2
1 Семинар 1 Социализация как социально-педагогическое явление 2
2 Лекция 2 Факторы и институты социализации 2
3 Семинар 2 Семья как социально-педагогическая среда развития ребенка 2
5,6 Лекция 3,4 Социально-педагогическая работа с отдельными целевыми группами 4
7 Семинар 3 Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних 2
8 Семинар 4 Социально-педагогическое сопровождение семей с особыми нуждами (детей-инвалидов) 2
9 Семинар 5 Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема 2
10 Семинар 6 Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних 2

Основы социальной работы

11 Лекция 5 Методологические основы социальной работы 2
12 Семинар 7 Социальная работа как наука, дисциплина и особый вид практической деятельности 2
13 Семинар 8 История социальной работы в России 2
14 Семинар 9 Социальная политика современного российского государства. Государственно-правовые основы социальной работы 2
15 Семинар 10 Психологические, педагогические и коммуникативные основы социальной работы. 2
16,17 Лекция 6,7 Основные направления социальной работы в условиях реформирования в России 4
18 Семинар 11 Семья, дети и женщины как объекты социальной работы 2
19 Семинар 12 Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами 2
20 Семинар 13 Роль социальной работы в нормализации отношений между социально-этническими общностями. Миграция как проблема социальной работы 2
21 Семинар 14 Социально-педагогическая деятельность и социальная работа в профилактике семейного насилия 2

ВСЕГО аудиторных часов по дисциплине

42

Темы разделов дисциплины для заочной формы обучений

Раздел Номер занятия Вид занятия Номер вида заня- тий Тема занятия Часы

Социальная педагогика как современная отрасль теории и практики педагогики

 

1 Лекция 1 Социальная педагогика как современная отрасль теории и практики педагогики 2
2 Лекция 2 Социально-педагогическая работа с отдельными целевыми группами 2
3 Семинар 1 Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема 2
4 Семинар 2 Социально-педагогическое сопровождение семей с особыми нуждами (детей-инвалидов) 2
5 Семинар 3 Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних 2

Основы социальной работы

6 Лекция 3 Основы социальной работы 2
7 Семинар 4 Семья, дети и женщины как объекты социальной работы 2
8 Семинар 5 Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами. Миграция как проблема социальной работы 2
9 Семинар 6 Социально-педагогическая деятельность и социальная работа в профилактике семейного насилия 2

ВСЕГО аудиторных часов по дисциплине

18


Раздел 1. «Социальная педагогика как современная отрасль теории и практики педагогики»

План.

1. Социальная педагогика как отрасль знаний и учебный предмет.

2. Законодательная база социально-педагогической и социальной работы. Декларация о Правах Ребенка.

3. Социализация как социально-педагогическое явление.

4. Факторы и институты социализации.

5. Семья как социально-педагогическая среда развития ребенка.

6. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

7.  Социально-педагогическое сопровождение семей с особыми нуждами (детей-инвалидов).

8. Зависимое поведение несовершеннолетний как социально-педагогическая проблема.

9. Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.

10. Социально-педагогическая работа с людьми в кризисной ситуации.

1. Основные понятия и категории [1]

Агенты социализации – люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека (родители, соседи, учителя и др.).

Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения явлений действительности и познания.

Клиент социальных служб – каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию.

Клиент социальных служб – определенные категории населения, нуждающиеся в специфической помощи и поддержке, адаптации, реабилитации, а иногда и коррекции.

Объект социальной педагогики (изучаемая область действительности) – процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий.

Предмет социальной педагогики – социальное воспитание, его цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы осуществления.

Предмет социальной педагогики – условия и способы, стимулирующие социальное становление личности, взаимодействие человека и социума, становление человека как полноценного члена общества, развитие его сущностных сил, дарований, способностей к интеграции с общество и продуктивному взаимодействию со средой и человеком.

Социализация – процесс усвоения индивидом правил поведения, норм и ценностей общества, включение личности в систему общественных отношений, выстраиваемых на основе указанных ценностей, в результате которого происходит освоение человеком социального опыта.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды.

Социальное воспитание – составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно-полезной деятельности.

Социальные институты – специфические социальные образования, обеспечивающие относительную стабильность связей и отношений в рамках социальной организации общества, определенные исторически обусловленные формы организации и регулирования социальной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: