Самостоятельная работа обучающихся направлена как на расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам, более глубокое самостоятельное изучение теории, так и закрепление практических навыков и умений, развитие умений самопознания и саморазвития. Выполняя самостоятельную работу, обучающиеся опирается на знания, умения и навыки, полученные в процессе аудиторной работы. Вместе с тем, самостоятельная работа требует от обучающихся дополнительной работы, включая тестирование, презентацию, доклад. Для выполнения самостоятельной работы обучающиеся могут использовать все доступные им источники информации, пользоваться знаниями, умениями и навыками, полученными в процессе изучения других дисциплин. Кроме того, при выполнении заданий для самостоятельной работы обучающиеся могут консультироваться с преподавателем, что позволяет ускорить процесс обучения или придать ему больший динамизм.
При подготовке, обучающиеся должны правильно оценить вопрос, который взяли для выступления, для этого необходимо правильно уметь пользоваться учебной и дополнительной литературой. Обучающиеся по завершению выполнения самостоятельной работы (задания) в установленные преподавателем сроки обязаны представить свою работу для оценки преподавателя и защитить ее путем формулирования объяснений по выполнению практических заданий, раскрытия содержания теоретических вопросов, выступления перед группой обучающихся.
|
|
Экзамен.
Завершающим этапом изучения дисциплины «Социальная педагогика и социальная работа» является промежуточная аттестация в виде устного (ОФО) или письменного (ЗФО) экзамена. При этом обучаемые должны показать все те знания, умения и навыки, которые он приобрел в процессе текущей работы по изучению дисциплины. Дисциплина считается освоенной обучаемыми, если они в полном объеме сформировали установленные компетенции и способны выполнять указанные в данной программе основные виды профессиональной деятельности. Освоение дисциплины «Социальная педагогика и социальная работа» должно позволить обучаемым осуществлять как практическую так и научно-исследовательскую деятельность, что предполагает глубокое знание теории и практики данного курса.
Темы разделов дисциплины для очной формы обучений
Раздел | Номер занятия | Вид занятия | Номер вида заня- тий | Тема занятия | Часы | ||
Социальная педагогика как современная отрасль теории и практики педагогики
| 1 | Лекция | 1 | Социальная педагогика как отрасль знаний и учебный предмет. | 2 | ||
1 | Семинар | 1 | Социализация как социально-педагогическое явление | 2 | |||
2 | Лекция | 2 | Факторы и институты социализации | 2 | |||
3 | Семинар | 2 | Семья как социально-педагогическая среда развития ребенка | 2 | |||
5,6 | Лекция | 3,4 | Социально-педагогическая работа с отдельными целевыми группами | 4 | |||
7 | Семинар | 3 | Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних | 2 | |||
8 | Семинар | 4 | Социально-педагогическое сопровождение семей с особыми нуждами (детей-инвалидов) | 2 | |||
9 | Семинар | 5 | Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема | 2 | |||
10 | Семинар | 6 | Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних | 2 | |||
Основы социальной работы
| 11 | Лекция | 5 | Методологические основы социальной работы | 2 | ||
12 | Семинар | 7 | Социальная работа как наука, дисциплина и особый вид практической деятельности | 2 | |||
13 | Семинар | 8 | История социальной работы в России | 2 | |||
14 | Семинар | 9 | Социальная политика современного российского государства. Государственно-правовые основы социальной работы | 2 | |||
15 | Семинар | 10 | Психологические, педагогические и коммуникативные основы социальной работы. | 2 | |||
16,17 | Лекция | 6,7 | Основные направления социальной работы в условиях реформирования в России | 4 | |||
18 | Семинар | 11 | Семья, дети и женщины как объекты социальной работы | 2 | |||
19 | Семинар | 12 | Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами | 2 | |||
20 | Семинар | 13 | Роль социальной работы в нормализации отношений между социально-этническими общностями. Миграция как проблема социальной работы | 2 | |||
21 | Семинар | 14 | Социально-педагогическая деятельность и социальная работа в профилактике семейного насилия | 2 | |||
ВСЕГО аудиторных часов по дисциплине | 42 |
Темы разделов дисциплины для заочной формы обучений
Раздел | Номер занятия | Вид занятия | Номер вида заня- тий | Тема занятия | Часы |
Социальная педагогика как современная отрасль теории и практики педагогики
| 1 | Лекция | 1 | Социальная педагогика как современная отрасль теории и практики педагогики | 2 |
2 | Лекция | 2 | Социально-педагогическая работа с отдельными целевыми группами | 2 | |
3 | Семинар | 1 | Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема | 2 | |
4 | Семинар | 2 | Социально-педагогическое сопровождение семей с особыми нуждами (детей-инвалидов) | 2 | |
5 | Семинар | 3 | Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних | 2 | |
Основы социальной работы | 6 | Лекция | 3 | Основы социальной работы | 2 |
7 | Семинар | 4 | Семья, дети и женщины как объекты социальной работы | 2 | |
8 | Семинар | 5 | Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами. Миграция как проблема социальной работы | 2 | |
9 | Семинар | 6 | Социально-педагогическая деятельность и социальная работа в профилактике семейного насилия | 2 | |
ВСЕГО аудиторных часов по дисциплине | 18 |
Раздел 1. «Социальная педагогика как современная отрасль теории и практики педагогики»
План.
1. Социальная педагогика как отрасль знаний и учебный предмет.
2. Законодательная база социально-педагогической и социальной работы. Декларация о Правах Ребенка.
3. Социализация как социально-педагогическое явление.
4. Факторы и институты социализации.
5. Семья как социально-педагогическая среда развития ребенка.
6. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
7. Социально-педагогическое сопровождение семей с особыми нуждами (детей-инвалидов).
8. Зависимое поведение несовершеннолетний как социально-педагогическая проблема.
9. Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
10. Социально-педагогическая работа с людьми в кризисной ситуации.
1. Основные понятия и категории [1]
|
|
Агенты социализации – люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека (родители, соседи, учителя и др.).
Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения явлений действительности и познания.
Клиент социальных служб – каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию.
Клиент социальных служб – определенные категории населения, нуждающиеся в специфической помощи и поддержке, адаптации, реабилитации, а иногда и коррекции.
Объект социальной педагогики (изучаемая область действительности) – процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий.
Предмет социальной педагогики – социальное воспитание, его цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы осуществления.
Предмет социальной педагогики – условия и способы, стимулирующие социальное становление личности, взаимодействие человека и социума, становление человека как полноценного члена общества, развитие его сущностных сил, дарований, способностей к интеграции с общество и продуктивному взаимодействию со средой и человеком.
Социализация – процесс усвоения индивидом правил поведения, норм и ценностей общества, включение личности в систему общественных отношений, выстраиваемых на основе указанных ценностей, в результате которого происходит освоение человеком социального опыта.
Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды.
Социальное воспитание – составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно-полезной деятельности.
Социальные институты – специфические социальные образования, обеспечивающие относительную стабильность связей и отношений в рамках социальной организации общества, определенные исторически обусловленные формы организации и регулирования социальной жизни.
|
|