Пояснительная записка

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

 

Учебно-методическое пособие

 

для обучающихся по направлению подготовки

37.03.01 Психология

 

Севастополь

2017


УДК 37.013,42+364-78]:159.9(072)

ББК 74.6


Терницкая, С.В.

Социальная педагогика и социальная работа. Учебно-методическое пособие [Текст] / С.В. Терницкая. ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». – Симферополь, 2017. – 73 с.

Рецензенты учебного издания:

Головко О.Н., доктор педагогических наук, доцент

 

 

Учебно-методическое пособие «Социальная педагогика и социальная работа» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Практическая ценность данного пособия состоит в том, что в нем содержатся материалы, необходимые для изучения и преподавания дисциплины. Значительное место в данном пособии отведено анализу трудных социально-педагогических ситуаций. Этот вид учебной деятельности поможет будущему специалисту психологу использовать свой социально-педагогический потенциал, применять на практике современные социально-педагогические знания. В пособии применяются разнообразные методы и приемы активизации самостоятельной работы студентов.

Для преподавателей и обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 Психология очной и заочной форм обучения, а также для всех, кто интересуется проблемами современной педагогики.

 

Рекомендовано к присвоению грифа Ученым советом ФГАОУ ВО
 КФУ им. В.И. Вернадского»

от 11 мая 2017 г.

протокол № 7

 

© Терницкая С.В., КФУ, 2017




СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка……………………………………………..……………….4

Содержание дисциплины………………………………………...……………….…8

Раздел 1. Социальная педагогика как современная отрасль теории и практики педагогики ………………………………………..…………..………….…............16

Раздел 2. Основы социальной работы ……………....………………...………….36

Примерные вопросы для промежуточной аттестации…………..………............56

Задания для организации исследовательской деятельности обучающихся……58

Результаты обучения по дисциплине, формы промежуточной аттестации и виды оценочных средств.....................…………………………………………………..59

Формы текущего контроля и виды используемых оценочных средств по дисциплине………………………………………………………………………….63

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций……………………………………………………….73

 

 



Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие по социальной педагогике и социальной работе разработано в соответствии с ФГОС ВО № 946 от 07. 08. 2014 г. и содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и практическим занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной и практической работы обучаемых, контрольные задания для текущей и промежуточной аттестации и др.

Курс «Социальная педагогика и социальная работа» включен в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и относится к вариативной части основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 Психология.

Изучением дисциплины достигается ознакомление обучающихся с основными принципами социальной педагогики и социальной работы; понимание особенностей социально-педагогической работы в современных условиях; овладение диапазоном знаний и умений по сущности, специфики, формам, методам работы с детьми и молодежью разных социальных категорий; профессионально-педагогическая подготовка к осуществлению социально-педагогической и социальной работы в учреждениях школьного и внешкольного образования, социально-педагогической поддержка различного типа клиентов.

Для изучения «Социальной педагогики и социальной работы» обучающиеся должны владеть знаниями, сформированми в ходе изучения дисциплин «Анатомия ц.н.с.», «Нейрофизиология», «Математическая статистика», «Педагогика», «Психофизиология», «Психогенетика», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика», «Психология развития и возрастная психология», «Дифференциальная психология», «Психология стресса».

Знания и навыки, полученные обучающимися в результате изучения данной дисциплины, необходимы для последующего углубленного изучения дисциплин: «Психология семьи», «Психология социальной работы», «Социальная психология», «Организационная психология», «Основы консультативной психологии».

Цель дисциплины: формирование у будущих специалистов научного представления о профессии, научной социально-педагогической картины мира.

Задачи дисциплины:

– сформировать основные понятия и представления о важнейших концепциях социальной педагогики и социальной работы;

– сформировать соответствующие профессиональные компетенции и компетентности;

– обеспечить овладение обучаемыми знаниями о сущности процесса социализации, его закономерностях и принципах;

– создать условия для овладения практическими умениями и навыками социальной работы;

– научить обучаемых наблюдать, выявлять и оценивать результат социализации;

– изучить процесс социализации (структурные компоненты, принципы, подходы, содержание, механизмы, агенты, факторы и условия, методы, технологии);

– познакомить с особенностями содержания, форм, методов социального воспитания в различных типах и видах воспитательных учреждений;

– изучить и проанализировать функций социальных институтов, их характеристики;

– сформировать способности к интеграции, систематизации и применения полученных функциональных знаний, умений и навыков в решении профессиональных задач.

 

Решение поставленных задач позволит перевести усвоенные обучаемыми знания, умения и навыки в готовность и способность к выполнению конкретных профессиональных функций. Эффективность усвоения обучаемыми содержания учебного курса  «Социальная педагогика и социальная работа» значительно возрастает при реализации принципов личностно-деятельностного и уровневого подходов в организации его изучения.

В результате освоения данной дисциплины обучаемый должен овладеть следующими компетенциями: способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК – 4); способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК – 8); способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК – 9); способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК – 14).

Овладение компетенциями подразумевает:

Знание:

- Конституции Российской Федерации, Декларации о правах ребенка, своих гражданских прав и обязанностей, законов Российской Федерации и нормативных документов органов управления в сфере образования и социальной сфере;

- основных категорий и понятий социальной педагогики и социальной работы;

- законов и закономерностей социального развития личности и организации процесса социальной работы;

- объективных связей обучения, образования, воспитания и развития личности в социуме;

- способов, методов, механизмов, технологий организации различных видов деятельности с обучаемыми и воспитанниками, способов взаимодействия и интеграции сил при организации процесса социализации личности;

- основных подходов к организации взаимодействия в построении процесса социального воспитания;

- различных способов и технологий использования диагностики личности в организации коррекции личности и процесса социального воспитания.

Умение:

- использовать методы социально-педагогической и психологической диагностики, изучать коллектив и индивидуальные особенности обучаемых;

- применять понятийно-категориальный аппарат социально-педагогической науки;

- применять активные методы и технологии социальной работы, социально-педагогического взаимодействия специалистов в решении социальных задач;

- применять инструментарий социально-педагогического анализа и проектирования;

- применять различные методы и методики по выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся и воспитанников;

- составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности.

Владение:

- понятийным аппаратом социальной педагогики и социальной работы;

- системой понятий социальной педагогики и социальной работы: социализация, агенты социализации, социальное воспитание и его компоненты, социально-психологические технологии, социальная работа, социальная поддержка, социальная помощь, социальная защита и др.;

- способами и технологиями организации диагностики личности в процессе социализации личности, организации межличностного взаимодействия и совместной деятельности по применению результатов диагностики в коррекционных процессах;

- навыками контакта с аудиторией;

- навыками организации самостоятельной работы с обучаемыми;

- приемами контроля знаний, публичной речи, морально-этической аргументации, организации дискуссии и круглых столов, практического анализа логики различного рода рассуждений;

- навыками осуществления своей деятельности в различных сферах общественной жизни.

Итогом курса является экзамен. При его проведении в билет включается два теоретических вопроса и один практический.

Результирующая оценка складывается из многих компонентов. В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает ответы на практических занятиях, написание конспектов, ведение терминологического словаря, выполнение самостоятельной и практической работы, выполнение домашних заданий, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: