СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Учебно-методическое пособие
для обучающихся по направлению подготовки
37.03.01 Психология
Севастополь
2017
УДК 37.013,42+364-78]:159.9(072)
ББК 74.6
Терницкая, С.В.
Социальная педагогика и социальная работа. Учебно-методическое пособие [Текст] / С.В. Терницкая. ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». – Симферополь, 2017. – 73 с.
Рецензенты учебного издания:
Головко О.Н., доктор педагогических наук, доцент
Учебно-методическое пособие «Социальная педагогика и социальная работа» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Практическая ценность данного пособия состоит в том, что в нем содержатся материалы, необходимые для изучения и преподавания дисциплины. Значительное место в данном пособии отведено анализу трудных социально-педагогических ситуаций. Этот вид учебной деятельности поможет будущему специалисту психологу использовать свой социально-педагогический потенциал, применять на практике современные социально-педагогические знания. В пособии применяются разнообразные методы и приемы активизации самостоятельной работы студентов.
Для преподавателей и обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 Психология очной и заочной форм обучения, а также для всех, кто интересуется проблемами современной педагогики.
Рекомендовано к присвоению грифа Ученым советом ФГАОУ ВО
КФУ им. В.И. Вернадского»
от 11 мая 2017 г.
протокол № 7
© Терницкая С.В., КФУ, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………..……………….4
Содержание дисциплины………………………………………...……………….…8
Раздел 1. Социальная педагогика как современная отрасль теории и практики педагогики ………………………………………..…………..………….…............16
Раздел 2. Основы социальной работы ……………....………………...………….36
Примерные вопросы для промежуточной аттестации…………..………............56
Задания для организации исследовательской деятельности обучающихся……58
Результаты обучения по дисциплине, формы промежуточной аттестации и виды оценочных средств.....................…………………………………………………..59
Формы текущего контроля и виды используемых оценочных средств по дисциплине………………………………………………………………………….63
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций……………………………………………………….73
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие по социальной педагогике и социальной работе разработано в соответствии с ФГОС ВО № 946 от 07. 08. 2014 г. и содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и практическим занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной и практической работы обучаемых, контрольные задания для текущей и промежуточной аттестации и др.
Курс «Социальная педагогика и социальная работа» включен в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и относится к вариативной части основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 Психология.
Изучением дисциплины достигается ознакомление обучающихся с основными принципами социальной педагогики и социальной работы; понимание особенностей социально-педагогической работы в современных условиях; овладение диапазоном знаний и умений по сущности, специфики, формам, методам работы с детьми и молодежью разных социальных категорий; профессионально-педагогическая подготовка к осуществлению социально-педагогической и социальной работы в учреждениях школьного и внешкольного образования, социально-педагогической поддержка различного типа клиентов.
Для изучения «Социальной педагогики и социальной работы» обучающиеся должны владеть знаниями, сформированми в ходе изучения дисциплин «Анатомия ц.н.с.», «Нейрофизиология», «Математическая статистика», «Педагогика», «Психофизиология», «Психогенетика», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика», «Психология развития и возрастная психология», «Дифференциальная психология», «Психология стресса».
Знания и навыки, полученные обучающимися в результате изучения данной дисциплины, необходимы для последующего углубленного изучения дисциплин: «Психология семьи», «Психология социальной работы», «Социальная психология», «Организационная психология», «Основы консультативной психологии».
Цель дисциплины: формирование у будущих специалистов научного представления о профессии, научной социально-педагогической картины мира.
Задачи дисциплины:
– сформировать основные понятия и представления о важнейших концепциях социальной педагогики и социальной работы;
– сформировать соответствующие профессиональные компетенции и компетентности;
– обеспечить овладение обучаемыми знаниями о сущности процесса социализации, его закономерностях и принципах;
– создать условия для овладения практическими умениями и навыками социальной работы;
– научить обучаемых наблюдать, выявлять и оценивать результат социализации;
– изучить процесс социализации (структурные компоненты, принципы, подходы, содержание, механизмы, агенты, факторы и условия, методы, технологии);
– познакомить с особенностями содержания, форм, методов социального воспитания в различных типах и видах воспитательных учреждений;
– изучить и проанализировать функций социальных институтов, их характеристики;
– сформировать способности к интеграции, систематизации и применения полученных функциональных знаний, умений и навыков в решении профессиональных задач.
Решение поставленных задач позволит перевести усвоенные обучаемыми знания, умения и навыки в готовность и способность к выполнению конкретных профессиональных функций. Эффективность усвоения обучаемыми содержания учебного курса «Социальная педагогика и социальная работа» значительно возрастает при реализации принципов личностно-деятельностного и уровневого подходов в организации его изучения.
В результате освоения данной дисциплины обучаемый должен овладеть следующими компетенциями: способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК – 4); способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК – 8); способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК – 9); способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК – 14).Овладение компетенциями подразумевает:
Знание:
- Конституции Российской Федерации, Декларации о правах ребенка, своих гражданских прав и обязанностей, законов Российской Федерации и нормативных документов органов управления в сфере образования и социальной сфере;
- основных категорий и понятий социальной педагогики и социальной работы;
- законов и закономерностей социального развития личности и организации процесса социальной работы;
- объективных связей обучения, образования, воспитания и развития личности в социуме;
- способов, методов, механизмов, технологий организации различных видов деятельности с обучаемыми и воспитанниками, способов взаимодействия и интеграции сил при организации процесса социализации личности;
- основных подходов к организации взаимодействия в построении процесса социального воспитания;
- различных способов и технологий использования диагностики личности в организации коррекции личности и процесса социального воспитания.
Умение:
- использовать методы социально-педагогической и психологической диагностики, изучать коллектив и индивидуальные особенности обучаемых;
- применять понятийно-категориальный аппарат социально-педагогической науки;
- применять активные методы и технологии социальной работы, социально-педагогического взаимодействия специалистов в решении социальных задач;
- применять инструментарий социально-педагогического анализа и проектирования;
- применять различные методы и методики по выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся и воспитанников;
- составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности.
Владение:
- понятийным аппаратом социальной педагогики и социальной работы;
- системой понятий социальной педагогики и социальной работы: социализация, агенты социализации, социальное воспитание и его компоненты, социально-психологические технологии, социальная работа, социальная поддержка, социальная помощь, социальная защита и др.;
- способами и технологиями организации диагностики личности в процессе социализации личности, организации межличностного взаимодействия и совместной деятельности по применению результатов диагностики в коррекционных процессах;
- навыками контакта с аудиторией;
- навыками организации самостоятельной работы с обучаемыми;
- приемами контроля знаний, публичной речи, морально-этической аргументации, организации дискуссии и круглых столов, практического анализа логики различного рода рассуждений;
- навыками осуществления своей деятельности в различных сферах общественной жизни.
Итогом курса является экзамен. При его проведении в билет включается два теоретических вопроса и один практический.
Результирующая оценка складывается из многих компонентов. В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает ответы на практических занятиях, написание конспектов, ведение терминологического словаря, выполнение самостоятельной и практической работы, выполнение домашних заданий, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий.