(очная форма обучения)
- Основные термины и понятия.
- Лекция 1.1. «Социальная педагогика как отрасль знаний и учебный предмет».
- Практическое занятие 1.1. «Социализация как социально-педагогическое явление».
- Лекция 1.2. «Факторы и институты социализации».
- Практическое занятие 1.2. «Семья как социально-педагогическая среда развития ребенка».
- Лекция 1.3 – 1.4 «Социально-педагогическая работа с отдельными целевыми группами».
- Практическое занятие 1.3. «Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних».
- Практическое занятие 1.4 «Социально-педагогическое сопровождение семей с особыми нуждами (детей-инвалидов)».
- Практическое занятие 1.5 «Зависимое поведение несовершеннолетний как социально-педагогическая проблема».
- Практическое занятие 1.6 «Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних».
- Самостоятельная работа № 1.
- Практическая работа № 1.
- Работа со случаем.
- Вопросы для самоконтроля.
- Текущее оценивание по разделу. Фронтальный опрос.
|
|
- Рекомендованная литература.
Лекция 1.1. «Социальная педагогика как отрасль знаний и учебный предмет»
План
1. Предмет, основные категории и функции социальной педагогики.
2. Социализация как социально-педагогическое явление.
3. Человек в процессе социализации.
4. Законодательная база социальной педагогики.
Ключевые понятия:
Предмет, цели, задачи, функции социальной педагогики. Социально-педагогическая деятельность, социализация, социальная политика.
Практическое занятие 1.1. «Социализация как социально-педагогическое явление»
Терминологический диктант: Предмет, цели, задачи, функции социальной педагогики. Социально-педагогическая деятельность, социализация, социальная политика
Вопросы для обсуждения:
1. История возникновения социальной педагогики (презентация).
2. Современные концепции социализации личности.
3. Этапы социализации.
4. Средства социализации.
5. Социально-психологические механизмы социализации. Приведите примеры.
6. Социально-педагогические механизмы социализации. Приведите примеры.
7. Составляющие процесса социализации. Роль воспитания в социализации.
Лекция 1.2. «Факторы и институты социализации»
План
1. Факторы социализации.
2. Социально-педагогическая характеристика институтов социализации личности.
3. Семья как социально-педагогическая среда развития ребенка.
4. Школа как институт социализации.
5. Социализация детей и молодежи в общественных объединениях.
6. Механизмы социализации.
Ключевые понятия:
Факторы социализации, институты социализации, механизмы социализации.
|
|
Практическое занятие 1.2. «Семья как социально-педагогическая среда развития ребенка»
Вопросы для обсуждения:
1. Социально-педагогическая характеристика институтов социализации личности.
2. Факторы социализации.
3. Семья как малая социальная группа. Функции семьи (презентация).
4. Семья как субъект социализации и воспитания.
5. Психолого-педагогические основы семейного воспитания.
6. Социально-педагогическая работа с семьей.
7. Алгоритм социально-педагогической работы с неблагополучной семьей (презентация).
8. В чем вы видите смысл фразы «Все начинается с семьи»?
9. В чем состоят особенности российской семьи?
Лекция 1.3 – 1.4 «Социально-педагогическая работа с отдельными целевыми группами»
План
1. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
2. Особенности социально-педагогической реабилитации маргинальных слоев населения.
3. Социально-педагогическое сопровождение детей с особями нуждами.
4. Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема.
5. Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
6. Социально-педагогическая работа с заключенными, реабилитация лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.
7. Основные направления и методы работы с неформальными молодежными объединениями (презентация).
8. Социально-педагогическая работа с людьми в кризисной ситуации.
Ключевые понятия:
Социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная адаптация, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогические технологии.
Практическое занятие 1.3. «Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних» (проблемное)
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие, формы, виды и уровни отклоняющегося поведения.
2. Каковы основные причины отклонения в поведении.
3. Понятие профилактики, виды и уровни социально-педагогической профилактики (презентация).
4. Основные социальные институты, осуществляющие процесс профилактики отклонений в поведении детей и подростков.
5. Чем объясняется значительный рост случаев отклоняющегося поведения детей и подростков в последние годы?
6. Какие меры, способствующие повышению ответственности семьи за последствия девиантного поведения детей, вы можете предложить?
7. Почему, на ваш взгляд, уровень преступности в обществе остается относительно стабильным?
Практическое занятие 1.4. «Социально-педагогическое сопровождение семей с особыми нуждами»
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «инвалид», «дети-инвалиды», «дети с ограниченными возможностями». Принципиальная разница данных понятий.
2. Основные направления помощи инвалидам.
3. Детская инвалидность как социально-педагогическая проблема.
4. Основные проблемы детей с особыми нуждами.
5. Основные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов.
6. Основные формы помощи детям инвалидам (презентация).
7. Помощь семьям, имеющим детей с особыми нуждами (презентация).
8. Технология комплексной поддержки родителей, воспитывающих ребенка-инвалида (презентация).
9. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения данной категории клиентов.
10. Опыт работы с инвалидами в других странах (презентация)