Методический комплекс по изучению раздела

(очная форма обучения)

- Основные термины и понятия.

- Лекция 1.1. «Социальная педагогика как отрасль знаний и учебный предмет».

- Практическое занятие 1.1. «Социализация как социально-педагогическое явление».

- Лекция 1.2. «Факторы и институты социализации».

- Практическое занятие 1.2. «Семья как социально-педагогическая среда развития ребенка».

- Лекция 1.3 – 1.4 «Социально-педагогическая работа с отдельными целевыми группами».

- Практическое занятие 1.3. «Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних».

- Практическое занятие 1.4 «Социально-педагогическое сопровождение семей с особыми нуждами (детей-инвалидов)».

- Практическое занятие 1.5 «Зависимое поведение несовершеннолетний как социально-педагогическая проблема».

- Практическое занятие 1.6 «Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних».

- Самостоятельная работа № 1.

- Практическая работа № 1.

- Работа со случаем.

- Вопросы для самоконтроля.

- Текущее оценивание по разделу. Фронтальный опрос.

- Рекомендованная литература.

 

Лекция 1.1. «Социальная педагогика как отрасль знаний и учебный предмет»

План

1. Предмет, основные категории и функции социальной педагогики.

2. Социализация как социально-педагогическое явление.

3. Человек в процессе социализации.

4. Законодательная база социальной педагогики.

Ключевые понятия:

Предмет, цели, задачи, функции социальной педагогики. Социально-педагогическая деятельность, социализация, социальная политика.

 

Практическое занятие 1.1. «Социализация как социально-педагогическое явление»

Терминологический диктант: Предмет, цели, задачи, функции социальной педагогики. Социально-педагогическая деятельность, социализация, социальная политика

Вопросы для обсуждения:

1. История возникновения социальной педагогики (презентация).

2. Современные концепции социализации личности.

3. Этапы социализации.

4. Средства социализации.

5. Социально-психологические механизмы социализации. Приведите примеры.

6. Социально-педагогические механизмы социализации. Приведите примеры.

7. Составляющие процесса социализации. Роль воспитания в социализации.

Лекция 1.2. «Факторы и институты социализации»

План

1. Факторы социализации.

2. Социально-педагогическая характеристика институтов социализации личности.

3. Семья как социально-педагогическая среда развития ребенка.

4. Школа как институт социализации.

5. Социализация детей и молодежи в общественных объединениях.

6. Механизмы социализации.

Ключевые понятия:

Факторы социализации, институты социализации, механизмы социализации.

 

Практическое занятие 1.2. «Семья как социально-педагогическая среда развития ребенка»

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-педагогическая характеристика институтов социализации личности.

2. Факторы социализации.

3. Семья как малая социальная группа. Функции семьи (презентация).

4. Семья как субъект социализации и воспитания.

5. Психолого-педагогические основы семейного воспитания.

6. Социально-педагогическая работа с семьей.

7. Алгоритм социально-педагогической работы с неблагополучной семьей (презентация).

8. В чем вы видите смысл фразы «Все начинается с семьи»?

9. В чем состоят особенности российской семьи?

 

Лекция 1.3 – 1.4 «Социально-педагогическая работа с отдельными целевыми группами»

План

1. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

2. Особенности социально-педагогической реабилитации маргинальных слоев населения.

3. Социально-педагогическое сопровождение детей с особями нуждами.

4. Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема.

5. Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.

6. Социально-педагогическая работа с заключенными, реабилитация лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.

7. Основные направления и методы работы с неформальными молодежными объединениями (презентация).

8. Социально-педагогическая работа с людьми в кризисной ситуации.

Ключевые понятия:

Социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная адаптация, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогические технологии.

 

Практическое занятие 1.3. «Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних» (проблемное)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, формы, виды и уровни отклоняющегося поведения.

2. Каковы основные причины отклонения в поведении.

3. Понятие профилактики, виды и уровни социально-педагогической профилактики (презентация).

4. Основные социальные институты, осуществляющие процесс профилактики отклонений в поведении детей и подростков.

5. Чем объясняется значительный рост случаев отклоняющегося поведения детей и подростков в последние годы?

6. Какие меры, способствующие повышению ответственности семьи за последствия девиантного поведения детей, вы можете предложить?

7. Почему, на ваш взгляд, уровень преступности в обществе остается относительно стабильным?

Практическое занятие 1.4. «Социально-педагогическое сопровождение семей с особыми нуждами»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «инвалид», «дети-инвалиды», «дети с ограниченными возможностями». Принципиальная разница данных понятий.

2. Основные направления помощи инвалидам.

3. Детская инвалидность как социально-педагогическая проблема.

4. Основные проблемы детей с особыми нуждами.

5. Основные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов.

6. Основные формы помощи детям инвалидам (презентация).

7. Помощь семьям, имеющим детей с особыми нуждами (презентация).

8. Технология комплексной поддержки родителей, воспитывающих ребенка-инвалида (презентация).

9.  Основные принципы психолого-педагогического сопровождения данной категории клиентов.

10. Опыт работы с инвалидами в других странах (презентация)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: