Рекомендации по подготовке к практическому (семинарскому) занятию

Посещение и работа обучаемых на практическом занятии позволяет в процессе решения практических задач и коллективного обсуждения результатов их решения глубже усвоить теоретические положения, сформировать отдельные практические умения и навыки, формулировать выводы и предложения. Работа на практическом занятии, решение социально-педагогических задач дает возможность обучаемым всесторонне изучить дисциплину и подготовиться для самостоятельной практической работы. В процессе выполнения аудиторных практических работ обучаемые подтверждают полученные знания, умения и навыки, формирующие соответствующие компетенции.

Практические (семинарские) задания включают в себя задания для подготовки к семинарским занятиям, анализ нормативных документов, социально-педагогический анализ различных ситуаций (работа со случаем), составление рекомендаций специалистам по изучению и развитию личности, решение социально-педагогических задач. Обучающиеся имеют возможность усвоения знаний в процессе их активного обсуждения.

Среди педагогических задач, решаемых при проведении практических (семинарских) занятий на первое место выходит возможность расширения и углубления знаний. Немаловажным также является развитие умений самостоятельной работы и стимулирования интеллектуальной деятельности обучаемых. В результате подготовки и выполнения практической работы студенты должны уметь: определять социально-педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации социальной работы; оценивать постановку цели и задач социальной помощи; ориентироваться в современных проблемах социальной работы, тенденциях её развития и направлениях реформирования. Обучающиеся также должны знать: взаимосвязь социально-педагогической науки и практики с социальной работой, тенденции их развития; принципы оказания социальной помощи; особенности содержания и организации социально-педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных и социальных учреждений; формы, методы и средства социальной работы, их социально-педагогические возможности и условия применения; мотивацию обращения за социальной помощью; средства контроля и оценки качества социальной работы, социально-педагогические основы оценочной деятельности социального работника.

При проведении семинарского занятия репродуктивного типа формулируются основные вопросы занятия, обучающимся предоставляется возможность устно раскрыть их содержание. После ответа другим обучающимся предоставляется возможность дополнить, прокомментировать ответ, высказать собственное мнение. При проведении семинара творческого типа предлагаются задания, активизирующие мыслительную деятельность студентов. Обучающиеся учатся отвечать на вопросы следующих типов: что узнали нового…; чем отличаются…; что общего между…; чем объяснить. При такой подготовке занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет интеллектуальное удовлетворение всей группе.

Подготовка обучающихся к практическим занятиям

В организации практических занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества, общий поиск ответов учебной группы, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения обучаемых. Такое проведения занятий обеспечивает контроль усвоения знаний и развитие научного мышления обучаемых.

Готовясь к практическому занятию, обучаемые должны:

1. ознакомиться с рекомендованной литературой;

2. рассмотреть различные точки зрения по вопросу;

3. выделить проблемные области;

4. сформулировать свою точку зрения;

5. предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.

Требования к выступлениям обучаемых

Одним из условий, обеспечивающих успех занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам и дополнений обучаемых. Перечень требований к любому выступлению обучаемого примерно таков:

1. связь выступления с предыдущей темой или вопросом;

2. раскрытие рационального зерна проблемы;

3. методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.

Разумеется, обучаемые не обязаны строго соблюдать предложенный порядок изложения, но все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность.

Важнейшие требования к выступлениям обучаемых – самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическое отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбор наиболее существенных из них.

Если приводятся обучаемым примеры и факты, то они должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными». Примеры из области наук, близких к будущей специальности обучающегося «Психология».

Выступление обучающихся должно соответствовать требованиям логики: четкое вычленение проблемы, изложение ее точной формулировки; неуклонная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования; непротиворечивость и полнота аргументации; правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Требования к представлению презентации обучаемыми

При представлении презентации обучаемые должны показать: а) самостоятельность выполнения задания; б) глубину усвоения материала; в) способность формулировать выводы и принимать решения; г) способность вести дискуссию; д) способность отстаивать свою точку зрения, аргументируя те или иные теоретические или практические положения (решения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: