Практическое занятие 2.1. «Семья, дети и женщины как объекты социальной работы»

Вопросы для обсуждения:

1. Социальные проблемы семьи.

2. Социальная защита семьи.

3. Социально-экономические особенности молодой семьи.

4. Социальная защита дошкольников и школьников.

5. Особенности социальной защиты и социализации воспитанников детских домов.

6. Сущность и эволюция «женского вопроса».

7. Социальное положение женщин в России.

8. Государственная политика по улучшению положения женщин.

Практическое занятие 2.2 «Социальная работа с пожилыми и инвалидами. Миграция как проблема социальной работы»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие инвалидности и ее виды.

2. Правовые основы социальной защиты инвалидов.

3. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов.

4. Социальное положение и психологические особенности пожилых людей.

5. Пожилой человек в семье.

6. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей. Социальное попечительство над пожилыми людьми.

7. Понятие миграции.

8. Социологический аспект социальной работы с мигрантами.

9. Последствия вынужденной миграции и перспективы социальной работы с мигрантами.

 

Практическое занятие 2.3 «Социально-педагогическая деятельность и социальная работа в профилактике семейного насилия и жестокого обращения с детьми»

Вопросы для обсуждения:

1. Роль социальной работы и оказание помощи жертвам насилия История вопроса. Национальные особенности вопроса.

2. Насилие, агрессия, жестокое обращение. Виды насилия.

3. Особенности семейного насилия.

4. Насилие над детьми, его формы

5. Социально-психологическая работа с жертвами насилия.

6. Особенности социальной помощи детям, пострадавшим от насилия.

7. Основные направления социальной работы по профилактике насилия в семьях.

 

Самостоятельная работа № 2

Тема. Проблемы взаимодействия социального работника и клиента

Задание.

Ознакомиться с материалами теории и практики социальной работы о проблемах взаимодействия социального работника и клиента, используя периодические изданиями социальной направленности (журналы) и другие источники, имеющимися в библиотеке СЭГИ.

1. Теоретические подходы к определению сущности понятия «клиент».

2. Теоретические модели целостности человеческой личности.

3. Сущность основных методов работы с клиентом:

 – методы индивидуальной социальной работы;

 – групповая социальная работа;

 – социальная работа в микросоциальной среде

Объем разработки 2-3 тетрадных листа.

Заполнить таблицу:

Название источника информации Название теорий, методов Содержание
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      

43.   Практическая работа № 2

Тема. Индивидуальная работа со случаем[3]

Задание: Выберете и решите 3-4 задачи. Письменно ответьте на предложенные вопросы.

Задача № 1

В отдел социальной защиты одного из районов г. Казани обратились жильцы дома, которые просят принять меры в отношении своих соседей. Супруги, имеющие троих детей (двое – несовершеннолетние), злоупотребляют алкоголем, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 18-летняя дочь, отбирают родители. Кроме того, она испытывает физическое и психическое насилие со стороны отца.

1. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае.

3. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы?

4. Предложите Ваш вариант оказания помощи семье специалистом социальной службы.

Задача № 2

14-летний подросток ведет асоциальный образ жизни – не учится, не работает, злоупотребляет алкоголем, мешает соседям. Его мать также злоупотребляет алкоголем, не работает, воспитанием сына не занимается.

1. Назовите основные проблемы семьи.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.

3. Какие учреждения могут помочь в разрешении проблем?

4. Какие специалисты должны быть задействованы?

Задача № 3

Женщина 60-ти лет воспитывает одна десятилетнего внука. Ее дочь - мать ребенка - умерла при родах; отец ребенка ушел из семьи еще до его рождения.

У мальчика порок сердца. Основной источник дохода – пенсии: по старости – женщины и по утере кормильца - ребенка.

1. Определите социальные проблемы семьи.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.

3. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в её решении?

4. Какова роль специалиста социальной работы?

Задача № 4

Семья проживает в пригороде. 7-летняя дочь – ребенок-инвалид (диагноз – ДЦП) – замкнута, со сверстниками не общается, в школу не ходит, все время проводит дома. Родители считают, что общение с посторонними людьми может навредить дочери.

1. Определите социальную проблему.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы семьи, имеющей ребенка инвалида.

3. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в оказании помощи?

4. Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?

Задача № 5

Мать и сын десяти лет подвергаются физическому насилию со стороны мужа и отца. Мальчик периодически сбегает из дома, ночует в подвале.

1. Куда может обратиться женщина с сыном?

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.

2. Какова роль специалиста социальной работы?

3. Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?

Задача № 6

Мальчик 10-ти лет был подобран на улице сотрудниками правоохранительных органов. Занимался попрошайничеством.

1. Каковы дальнейшие действия работников правоохранительных органов?

2. Какие учреждения занимаются подобными проблемами?

3. Какие специалисты будут задействованы в решении проблем?

Задача № 7

Женщина, воспитывающая 4-х детей - школьников, осталась безработной. Муж – отец детей – погиб год назад. Женщина растеряна. По совету соседей она обратилась в территориальный орган (отдел) социальной защиты населения своего района.

1. Какую помощь могут оказать в территориальном органе (отделе) социальной защиты населения?

2. Роль социального педагога школы в решении проблем семьи.

3. Что можете предложить Вы для решения данной проблемы?

Задача № 8

Ученик 9-го класса С. в последнее время периодически пропускает занятия в школе. В связи с этим классная руководительница решила посетить семью ученика, где отца обнаружила в состоянии алкогольного опьянения, сестренка 9 лет в синяках, из беседы выяснила, что мать 6 месяцев назад умерла от онкологического заболевания,. Учительница обратилась в отдел социальной защиты района и попросила принять меры в отношении детей и их родителей.

1. Определите проблемы семьи.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае.

3. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы.

4. Какие меры необходимо оказать.

Задача № 9

Органами Внутренних Дел Алексеевского района, был задержан подросток 15 лет, занимающийся бродяжничеством и попрошайничеством. Выяснилось, что ребенок сбежал из социального приюта два месяца назад, живет на вокзале. Мать находится в исправительном учреждении.

1. Определите социальную проблему.

2. Какие социальные учреждения будут задействованы в решении проблемы?

3. Какие специалистов будут задействованы в решении проблемы?

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит актуальность проблем социальной работы в современном российском обществе?

2. Почему сейчас можно определять социальную работу как науку?

3. Что можно считать началом социальной работы в России? Почему?

4. Какое значение оказало христианство на развитие благотворительности?

5. Укажите основные направление социальной программы «Русской Правды» Ярослава Мудрого.

6. Что такое социальная политика?

7.  Охарактеризуйте государство как основной субъект социальной политики.

8. В чем вы видите особенности современного российского государства как социального института общества?

9. Назовите основные направления социальной политики государства.

10. Раскройте содержание социальной справедливости как важнейшей характеристики социальной политики.

11. Назовите основные документы, регулирующие социальную работу в РФ.

12. Каковы основные задачи социальной политики на современном этапе развития российского общества?

13. Каковы цели и задачи речевой коммуникации?

14. Какими навыками необходимо владеть для успешной коммуникативной деятельности?

15. Почему умение слушать является одним из критериев коммуникабельности человека?

16. Каковы принципы эффективного слушания?

17. Что такое семья, в чем ее социальное значение?

18. Каковы факторы российской (национальной) специфики семьи?

19. Каковы главные типы современных семей (с учетом разных оснований)?

20. В чем состоят социальные проблемы современных семей?

21. Раскройте содержание основных социально-экономических проблем занятости в России на современном этапе.

22. Что такое безработица и каковы ее основные формы? Охарактеризуйте каждую из них.

23. Какие основные показатели определяют современное положение женщин в обществе?

24. В чем проявляется социальная дискриминация женщин?

25. Как вы считаете, что важнее для современной женщины: работа или семья? Обоснуйте свое мнение.

26. Определите содержание понятия «инвалид».

27. Охарактеризуйте виды инвалидности.

28. Охарактеризуйте социальное положение и социально-психологические особенности пожилых людей.

29. Назовите объективные и субъективные условия, оказывающие влияние на социальное развитие молодежи.

30. Определите сущность и особенности отношений между социально-этническими общностями.

31. Какие формы социальной работы приемлемы для решения проблем вынужденных мигрантов?

32. Что такое девиантное поведение? Перечислите виды отклоняющегося поведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: