Вопросы для обсуждения:
1. Специфика современного Российского государства как основного социального института общества (презентация).
2. Основные направления социальной политики государства (презентация).
3. Социальная работа как показатель развития правового социального государства.
4. Основные направления государственно-правовой поддержки социальной работы (презентация).
5. Правовая база социальной защиты детства (презентация).
6. Декларация о Правах ребенка (презентация).
Практическое занятие 2.3 «История социальной работы в России»
Вопросы для обсуждения:
1. Архаический период благотворительности на Руси.
2. Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительности.
3. Основные тенденции развития благотворительности в Древней Руси (X-XV века).
4. Княжеские виды благотворительности.
5. Монастырско-церковные формы призрения.
6. Государственное призрение в России: становление и развитие (XVI –XVIII века).
7. Государственное и общественное призрение в России в XIХ – начале ХХ вв.
|
|
8. Социальная работа в послереволюционный и советский периоды.
9. Развитие волонтерского движения в мире и России (презентация).
Практическое занятие 2.4. «Педагогические, психологические и коммуникативные основы социальной работы»
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогические принципы социальной работы.
2. Педагогическое мастерство социального работника.
3. Функции психологии в социальной работе.
4. Психологическое обеспечение социальной работы.
5. Психологические методы социальной работы (презентация).
6. Основные понятия теории речевой коммуникации.
7. Совершенствование навыков чтения и письма (презентация).
8. Совершенствование навыков слушания (презентация).
9. Совершенствование навыков устной речи (презентация).
10. Речевые тактики убеждения (презентация).
Лекция 2.2 – 2.3 «Основные направления социальной работы в условиях реформирования в России»
План
1. Технологии социальной работы.
2. Социально-медицинские основы здоровья.
3. Семья как объект социальной работы.
4. Социальная работа в сфере занятности.
5. Проблема бездомности и пути ее решения.
6. Социальная защита малообеспеченных слоев населения.
7. Сущность и особенности отношений между социально-этническими общностями.
8. Понятие миграции.
Ключевые понятия:
Технологии социальной работы, общественное здоровье, бездомность, малообеспеченность, безработица, миграция.
Практическое занятие 2.5. «Семья, дети и женщины как объекты социальной работы»
Вопросы для обсуждения:
1. Социальные проблемы семьи
2. Социальная защита семьи.
|
|
3. Социально-экономические особенности молодой семьи.
4. Социальная защита дошкольников и школьников.
5. Особенности социальной защиты и социализации воспитанников детских домов.
6. Сущность и эволюция «женского вопроса».
7. Социальное положение женщин в России (презентация).
8. Государственная политика по улучшению положения женщин.
Практическое занятие 2.6 «Социальная работа с пожилыми и инвалидами»
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие инвалидности и ее виды.
2. Правовые основы социальной защиты инвалидов.
3. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов.
4. Социальное положение и психологические особенности пожилых людей.
5. Пожилой человек в семье.
6. Медико-социальная реабилитация пожилых людей.
7. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей.
8. Социальное попечительство над пожилыми людьми.
Практическое занятие 2.7 «Роль социальной работы в нормализации отношений между социально-этническими общностями. Миграция как проблема социальной работы»
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и особенности отношений между социально-этническими общностями.
2. Причины обострения отношений между социально-этническими общностями.
3. Содержание социальной работы в решении проблем межэтнических отношений.
4. Понятие миграции.
5. Социологический аспект социальной работы с мигрантами.
6. Правовые аспекты социальной работы с мигрантами.
7. Последствия вынужденной миграции и перспективы социальной работы с мигрантами.
Практическое занятие 2.8 «Социально-педагогическая деятельность и социальная работа в профилактике семейного насилия и жестокого обращения с детьми»
Вопросы для обсуждения:
1. Роль социальной работы и оказание помощи жертвам насилия История вопроса. Национальные особенности вопроса.
2. Насилие, агрессия, жестокое обращение. Виды насилия.
3. Особенности семейного насилия.
4. Насилие над детьми, его формы.
5. Социально-психологическая работа с жертвами насилия.
6. Особенности социальной помощи детям, пострадавшим от насилия.
7. Основные направления социальной работы по профилактике насилия в семьях.
Методический комплекс по изучению раздела.
(заочная форма обучения)
- Лекция 2.1. «Основы социальной работы».
- Практическое занятие 2.1. «Семья, дети и женщины как объекты социальной работы».
- Практическое занятие 2.2 «Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами. Миграция как проблема социальной работы».
- Практическое занятие 2.3 «Социально-педагогическая деятельность и социальная работа в профилактике семейного насилия».
- Самостоятельная работа № 2.
- Практическая работа № 2.
- Работа со случаем.
- Вопросы для самоконтроля.
- Текущее оценивание по разделу. Тестирование.
- Рекомендованная литература.
38. Лекция 2.1. « Основы социальной работы »
План
1. Социальная работа как наука и дисциплина.
2. Социальная работа как особый вид практической деятельности.
3. История социальной работы в России.
4. Социологические основы социальной работы.
5. Политологические основы социальной работы.
6. Специфика современного Российского государства как основного социального института общества (презентация).
7. Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительности.
Ключевые понятия:
Цель и задачи социальной работы как науки и дисциплины; социальная работы как практическая деятельность, объекты и субъекты социальной работы.