Само слово «стиль» в древности означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень из дерева, кости, металла. Острым концом писали на восковых табличках, а закругленным – разравнивали (стирали) написанное. В современной лингвистике выделяют следующие стили: книжные: публицистический, официально-деловой (собственно законодательный; канцелярский), научный; художественный; разговорные: общеразговорный, просторечие, диалекты (территориальные (говоры), социальные (арго, жаргон, сленг). Т.о. в русском языке выделяют три функциональных стиля: книжный, разговорный и стиль художественной литературы. В свою очередь книжный подразделяется на три подстиля: научный, деловой (официально-деловой) и публицистический. Спорным является вопрос о включении стиля художественной литературы в систему функциональных стилей: он не имеет своих особенностей, а его спецификой считается «многостильность», внутренняя неоднородность, индивидуализация в творчестве разных писателей (см. Таблица 2).
Схема стилистического анализа текста (по С.Н. Молодцову)
- Основная функция, задачи речи. Есть ли дополнительные функции?
- Сфера применения, жанр, речевая ситуация.
- Монологическая или диалогическая речь.
- Из художественного произведения взят пример данного стиля или нет (особенно о разговорном)? Если пример взят из художественного произведения, то объяснить своё решение.
- Какие из перечисленных особенностей характерны для данного отрывка: непринужденность - официальность; точность, ясность – расплывчатость, неопределённость; образность – отсутствие образности; эмоциональность – бесстрастность; объективность – субъективность.
- Языковая специфика: лексика, фразеология, грамматика (привести примеры из отрывка).
- Вывод (какой стиль?).