Текст. Основные признаки текста. Тема, идея, содержание. Виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста

 

Текст (лат. «связь, соединение») – это устное или письменное высказывание, связанное по смыслу и грамматически; любое законченное произведение (очерк, стихотворение, рассказ) или фрагмент текста (глава, часть и т.п.); это совокупность целых единиц, причем минимальной единицей текста является предложение, а максимальной – сложное синтаксическое целое (= самому тексту). Основные признаки текста:

Связность текста - предложения, входящие в текст, связаны между собой по смыслу и структуре. Чтобы составить текст, необходимо расположить предложения в определенной последовательности //Во дворе выкопали колодец. Возле него поселилась лягушка. Она целыми днями квакала.

Цельность, смысловое единство текста проявляется в наличии определенной темы, идеи, относительной законченности текста.

Тема (греч. «то, что положено в основу») – то, о чём говорится в тексте; чтобы определить тему текста, достаточно задать к нему вопрос «о чём?». Частью общей темы является микротема. Часть текста, связанная микротемой, называется абзацем.

                                                                   Таблица 2. Функциональные стили речи

Стиль Сфера применения Функция, форма речи, монолог (диалог) Языковые средства Пример
Научный Научные труды, учебники, лекции ФР: устная и письменная Монолог Терминология и научная фразеология. Абстрактная лексика. Отглагольные существительные. Сложные синтаксические конструкции. Цитирование, ссылки на источники. Однозначность, точность, сжатость, информационная насыщенность. Проблема существования антимиров стала предметом оживленных споров с осени 1955 года. Однако исследования в данном направлении проводились и раньше.
Публицистический Статьи, газетные и журнальные выступления на общественно-политические темы Ф. воздействия, сообщения ФР: письменная, устная Монолог Эмоционально и экспрессивно окрашенные слова. Частицы, тропы и фигуры речи. «Рубленая проза» - несложные и необъемные синтаксические конструкции. Лаконичность, информационная насыщенность. Морально-этическая тематика. Стандартизованность. Отношение юности к духовному наследию отцов – один из самых точных показателей морального здоровья общества. Уважение к старшему поколению начинается, прежде всего, с бережного отношения к плодам его трудов.
Официально-деловой Документы (законы, акты, инструкции). Ф. сообщения. ФР: письменная. Монолог. Отсутствие изобразительно-выразительных средств и эмоционально-экспрессивной лексики, субъективности, авторской индивидуальности. Специальная лексика, составные предлоги и союзы, отглагольные существительные, номинативные предложения с перечислением. Точность, конкретность, однозначность, стандартность, сжатость. Наличие значительных как пешеходных, так и транспортных потоков потребовало для организации безопасного движения запрещенных левых поворотов непосредственно на пересечении.
Художественный Художественные произведения. Ф. сообщения, воздействия. ФР:письменная Монолог, диалог. Строгий предварительный отбор языковых средств. Единство коммуникативной и эстетической функции. Проявление творческой индивидуальности автора (авторский стиль). Жанрово-видовое разнообразие текстов. У лукоморья дуб зелёный. Златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом.
Разговорный Повседневные разговоры, записки, письма. Ф. общение и воздействие на слушателя. ФР: устная, письменная в худ. тексте. Диалог. Спонтанность, непринужденность, отсутствие предварительного отбора языковых средств, конкретность, простота речи, тенденция к диалогу (вопросы и ответы на них). Обиходно-бытовая, эмоционально-экспрессивная лексика вплоть до фамильярной и жаргонной. Преобладание простых предложений. Хочешь найти работу? Мыть машины или торговать газетами? Сразу говорю – не напрягайся! Так уж и быть, поделюсь одним хитовым вариантом.

Содержание отражает отношение автора к теме.

Идея (греч. «понятие, представление») – то, что хочет сказать автор, то, ради чего создаётся произведение; чтобы определить идеею текста, необходимо выяснить, «зачем» автор написал его.

Членимость. Текст состоит из нескольких предложений. Одно предложение, даже очень распространенное, текстом не является.

Упорядоченность (организованность) всех единиц.

Стилевое единство.

Отграниченность (автономность, наличие четких границ текста).

Выраженность (устная или письменная форма).

В тексте могут быть использованы различные средства связи предложений: повторяющиеся слова, местоимения, синонимы, союзы в начале предложения, слова со значением целого и части, порядок слов, соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых и т.д. Виды связи предложений в тексте:

  • последовательная (цепная) //см.пример выше
  • параллельная, где каждое последующее предложение подчиняется первому, уточняет и конкретизирует его //У входа в палатку стояла шаровая молния. Молния висела совсем низко над травой. Она излучала тусклый свет и выбрасывала искры.

Схема лингвостилистического анализа текста:

  1. Доказать, что данное произведение (фрагмент) является текстом, проиллюстрировав признаки текста.
  2. Определить тему, основную мысль текста.
  3. Указать способ связи предложений в тексте.
  4. Определить тип, стиль речи.
  5. Дать орфографический и пунктуационный комментарии.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: