Образец анализа текста

Утро было прекрасное. Знакомое читателю озеро в селе Грачах чуть-чуть рябило от легкой зыби. Глаза невольно зажимались от ослепительного блеска солнечных лучей, сверкающих то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Плакучие березы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие желтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях. На солнце набегали иногда легкие облака; вдруг оно как бы отвернется от Грачей; тогда и озеро, и роща, и село – всё мгновенно потемнеет; одна даль ярко сияет. Облако пройдет – озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом. / И.А. Гончаров «Обломов»

    1. Это текст, т.к. состоит из нескольких предложений, объединенных одной темой.
    2. Тема - описание утра. Основная мысль – красота, свежесть раннего утра.
    3. Параллельная связь.
    4. Тип речи - описание. Художественный стиль речи.

Способы сжатия (компрессии) текста:

  1. Исключение подробностей, деталей, повторов; одного или нескольких из синонимов; уточняющих и поясняющих конструкций; фрагмента предложения; одного или нескольких предложений.
  2. Обобщение конкретных, единичных явлений; замена однородных членов обобщающим наименованием; предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
  3. Упрощение - слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; сложноподчинённого предложения простым; фрагмента предложения синонимичным выражением.

 

Контрольные вопросы

  1. Какими качествами должна обладать речь? Сформулируйте основные требования к речи.
  2. Замечаете ли вы ошибки в речи окружающих? Какие именно? Какие советы, способствующие росту речевой культуры, вы могли бы дать окружающим?
  3. Что понимается под определением «тип речи»?
  4. Какие стили речи вы знаете? Дайте их характеристику.
  5. Что такое текст? Каковы его основные признаки? Как определить тему, идею (основную мысль) текста, его содержание? Какие виды связи предложений в тексте вам известны? Что включает в себя понятие «информационная переработка текста».

 

Лекция № 3

Тема: ЛЕКСИКОЛОГИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЯ, ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Количество часов: 4 Формируемые ОК: 1, 2, 4, 5, 6, 8

План

  1. Слово как лексическая единица.
  2. Межсловные отношения в русской лексике.
  3. Лексика с точки зрения ее употребления.
  4. Лексика с точки зрения ее происхождения.
  5. Фразеологическое богатство русского языка.
  6. Лексикография как наука.

 

    1. Слово как лексическая единица

 

Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается слово.

Слово основная значимая единица языка. Оно принадлежит лексическому уровню языка и состоит из единиц низших уровней – фонем и морфем //вода [в о д а], корневая морфема «вод-», которая повторяется во всех родственных словах (водный, наводнять), окончание «-а-» и.п., ж.р., ед.ч. имени существительного (ср. вод-ы, вод-у). В качестве составляющей слово входит в единицу более высокого уровня, синтаксического – словосочетание или предложение. Слово – двусторонняя языковая единица, у него есть звуковая или письменная форма и смысл.

Грамматическое значение слова уточняет лексическое через окончание, суффикс и т.п. // писалаГЗ прош.вр., ед.ч., ж.р.

Лексическое значение слова – это его содержание, соотнесенность с явлением реальной действительности; то, что обозначает отдельное, самостоятельное слово // мост – сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь. Если слово имеет несколько лексических значений, то оно называется многозначным (явление полисемии) // в словаре С.И. Ожегова указано 18 значений слова «идти».

Типы ЛЗ слова:

  • прямое значение прямо указывает на предмет, его признак, действие и т.д. // атомоход, высокая (гора), вылететь (из гнезда), играть (на пианино), спинка (ребенка), медная руда //
  • переносное значение обусловлено сравнением, сходством, объединяющим один предмет с другим // высокое (положение), вылететь (из уст), играть (на нервах), спинка (стула), медные волосы //
  1. Если наименование одного предмета (явления, действия и т.д.) перенесено на другой…
  • по сходству внешних признаков (места расположения, формы, вкуса, функций и т.п.) – метафора // глазок (у картофеля), лапка (у швейной машинки), дворники (у автомобиля)//
  • по смежности (предмет называется по материалу, из которого он сделан; результат – по действию; содержимое – по предмету, в котором оно находится, и т.п.) – метонимия // хрусталь (изделия из хрусталя), выпечка (изделия из муки), проба (часть, взятая для анализа, и т.п.), борода (человек), рентген (по имени собственному)//
  • синекдоха – способность слова называть и часть, и целое //Лицо, рот, голова как части тела человека; посторонним лицам вход запрещен; в семье пять ртов; Коля – светлая голова.

Межсловные отношения в русской лексике

  1. Если слова по своим значениям
  • одинаковы или очень близки, а по смысловым или стилистическим оттенкам и по звучанию различаются, то это СИНОНИМЫ //врач - доктор; месяц – луна; храбрый – смелый; говорить - сообщать//
  • различаются, а по форме (по звучанию) одинаковы, то это ОМОНИМЫ //горн - музыкальный духовой инструмент, приспособление в кузнице; лук – овощ, оружие//
  • различаются, а по форме похожи, то это ПАРОНИМЫ //глиняный, глинистый; невежа, невежда//
  • противопоставлены друг другу, то это АНТОНИМЫ //высокий – низкий, больной – здоровый; вверх - вниз//

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: