Утро было прекрасное. Знакомое читателю озеро в селе Грачах чуть-чуть рябило от легкой зыби. Глаза невольно зажимались от ослепительного блеска солнечных лучей, сверкающих то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Плакучие березы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие желтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях. На солнце набегали иногда легкие облака; вдруг оно как бы отвернется от Грачей; тогда и озеро, и роща, и село – всё мгновенно потемнеет; одна даль ярко сияет. Облако пройдет – озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом. / И.А. Гончаров «Обломов»
- Это текст, т.к. состоит из нескольких предложений, объединенных одной темой.
- Тема - описание утра. Основная мысль – красота, свежесть раннего утра.
- Параллельная связь.
- Тип речи - описание. Художественный стиль речи.
Способы сжатия (компрессии) текста:
- Исключение подробностей, деталей, повторов; одного или нескольких из синонимов; уточняющих и поясняющих конструкций; фрагмента предложения; одного или нескольких предложений.
- Обобщение конкретных, единичных явлений; замена однородных членов обобщающим наименованием; предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
- Упрощение - слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; сложноподчинённого предложения простым; фрагмента предложения синонимичным выражением.
|
|
Контрольные вопросы
- Какими качествами должна обладать речь? Сформулируйте основные требования к речи.
- Замечаете ли вы ошибки в речи окружающих? Какие именно? Какие советы, способствующие росту речевой культуры, вы могли бы дать окружающим?
- Что понимается под определением «тип речи»?
- Какие стили речи вы знаете? Дайте их характеристику.
- Что такое текст? Каковы его основные признаки? Как определить тему, идею (основную мысль) текста, его содержание? Какие виды связи предложений в тексте вам известны? Что включает в себя понятие «информационная переработка текста».
Лекция № 3
Тема: ЛЕКСИКОЛОГИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЯ, ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Количество часов: 4 Формируемые ОК: 1, 2, 4, 5, 6, 8
План
- Слово как лексическая единица.
- Межсловные отношения в русской лексике.
- Лексика с точки зрения ее употребления.
- Лексика с точки зрения ее происхождения.
- Фразеологическое богатство русского языка.
- Лексикография как наука.
- Слово как лексическая единица
Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается слово.
Слово – основная значимая единица языка. Оно принадлежит лексическому уровню языка и состоит из единиц низших уровней – фонем и морфем //вода [в о д а], корневая морфема «вод-», которая повторяется во всех родственных словах (водный, наводнять), окончание «-а-» и.п., ж.р., ед.ч. имени существительного (ср. вод-ы, вод-у). В качестве составляющей слово входит в единицу более высокого уровня, синтаксического – словосочетание или предложение. Слово – двусторонняя языковая единица, у него есть звуковая или письменная форма и смысл.
|
|
Грамматическое значение слова уточняет лексическое через окончание, суффикс и т.п. // писала – ГЗ прош.вр., ед.ч., ж.р.
Лексическое значение слова – это его содержание, соотнесенность с явлением реальной действительности; то, что обозначает отдельное, самостоятельное слово // мост – сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь. Если слово имеет несколько лексических значений, то оно называется многозначным (явление полисемии) // в словаре С.И. Ожегова указано 18 значений слова «идти».
Типы ЛЗ слова:
- прямое значение прямо указывает на предмет, его признак, действие и т.д. // атомоход, высокая (гора), вылететь (из гнезда), играть (на пианино), спинка (ребенка), медная руда //
- переносное значение обусловлено сравнением, сходством, объединяющим один предмет с другим // высокое (положение), вылететь (из уст), играть (на нервах), спинка (стула), медные волосы //
- Если наименование одного предмета (явления, действия и т.д.) перенесено на другой…
- по сходству внешних признаков (места расположения, формы, вкуса, функций и т.п.) – метафора // глазок (у картофеля), лапка (у швейной машинки), дворники (у автомобиля)//
- по смежности (предмет называется по материалу, из которого он сделан; результат – по действию; содержимое – по предмету, в котором оно находится, и т.п.) – метонимия // хрусталь (изделия из хрусталя), выпечка (изделия из муки), проба (часть, взятая для анализа, и т.п.), борода (человек), рентген (по имени собственному)//
- синекдоха – способность слова называть и часть, и целое //Лицо, рот, голова как части тела человека; посторонним лицам вход запрещен; в семье пять ртов; Коля – светлая голова.
Межсловные отношения в русской лексике
- Если слова по своим значениям
- одинаковы или очень близки, а по смысловым или стилистическим оттенкам и по звучанию различаются, то это СИНОНИМЫ //врач - доктор; месяц – луна; храбрый – смелый; говорить - сообщать//
- различаются, а по форме (по звучанию) одинаковы, то это ОМОНИМЫ //горн - музыкальный духовой инструмент, приспособление в кузнице; лук – овощ, оружие//
- различаются, а по форме похожи, то это ПАРОНИМЫ //глиняный, глинистый; невежа, невежда//
- противопоставлены друг другу, то это АНТОНИМЫ //высокий – низкий, больной – здоровый; вверх - вниз//