Для исследования типа родительского воспитания в семье и уровня эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста было организовано эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование носит констатирующий характер, предполагает в дальнейшем статистический анализ.
Эмпирическое исследование предполагает решение следующих задач:
1. Формирование выборки исследования.
2. Отбор и обоснование психодиагностических средств.
3. Осуществление процедуры констатирующей диагностики.
4. Осуществление процедуры статистического анализа.
5. Формулирование выводов по результатам исследования.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап – подготовительный.
Метод работы: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы. Были определены психодиагностические методики для проведения исследования. На данном этапе проходит знакомство с группой испытуемых детей, знакомство с родителями и установление доброжелательных отношений.
|
|
2 этап – диагностический.
Исследование уровня эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и диагностика типа родительского воспитания.
3 этап – контрольно-обобщающий.
Методы работы: количественный и качественный анализ результатов, методы математической статистики. Обработка данных производится с
использованием компьютерной программы SPSS Statistics.
Охарактеризуем выборку. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 375 г. Челябинска». В исследовании приняли участие 58 детей двух общеобразовательных и одной комбинированной подготовительных групп (возраст детей 6,5 - 7 лет), 58 родительских пар дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста соответствуют возрастной норме развития, а также относятся преимущественно к первой группе здоровья.
Методы и методики исследования
Обратимся к описанию методов психодиагностического исследования.
В работе исследуются:
- сфера самосознания личности ребенка (в части эмоциональной ориентации ребёнка на мир вещей или на мир людей; эмоциональной ориентации ребёнка на себя или на других; cтепени готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека);
- эмоциональная сторона общения ребенка с детьми и взрослыми, а именно характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей;
- тип семейного воспитания.
Выявление и исследование межличностных отношений ребенка, особенно дошкольного возраста связано со значительными методическими трудностями, так как отношение, в отличие от общения, не может быть непосредственно наблюдаемо. И для исследования компонентов эмоционального интеллекта, Нгуен М. А. предлагает использовать комплекс методик, основанных на субъективных методах. Потому что они направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения ребенка к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. «Сталкиваясь с «неопределенным» неструктурированным стимульным материалом (высказывания, незаконченные предложения, дорисовывание фигур), ребенок, сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т.е. проецирует (переносит) свое Я» [29]. К субъективно-проективным методам, которые используются в процессе психодиагностического исследования эмоционального интеллекта старших дошкольников относятся рисование и методика «завершение предложений».
|
|
Теоретико-методологическое обоснование метода рисования базируется на опытно-исследовательских положениях в области проективной психологии и арт-терапии детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В. Вульф, Дж. Дилео, П. Пиотровска, М. Прудомью, X. Рид, К. Риччи, Г. Сперинг, X. Энг) [8], согласно которым рисунки детей дошкольного возраста рассматриваются в рамках следующих закономерностей:
• Ребенок рисует то, о существовании чего он знает, а не то, что видит на самом деле;
• Ребенок рисует известную, но не видимую действительность и как увеличиваются фигуры под влиянием аффективных и экспрессивных воздействий;
• Ребенок рисует не предмет сам по себе, он рисует свое представление о предмете;
• Детское изображение не является исключительно умственным, здесь присутствуют и эмоциональные элементы, оно отражает детский внутренний мир, детские переживания и, самое главное, бессознательное, которые невозможно исследовать с помощью словесных методик и тестов;
• Ребенок не пытается нарисовать то, что он в действительности видит; он рисует то, что помнит;
• Ребенок рисует то, что для него важно.
Теоретико-методологическое обоснование метода «завершение предложений» базируется на понятии 3. Фрейда «проекция», согласно которому проекция является процессом приписывания собственных влечений, чувств и установок другим людям или внутреннему миру, в качестве защитного механизма позволяющим не осознавать таких «нежелательных» явлений в самом себе.
Описание выбранных методик эмпирического исследования.
Использован комплекс проективных методик, проверенных на надёжность и валидность в диссертации Нгуен Минь Ань (2008).
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (Нгуен М.А.).
Цель: Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на мир вещей или на мир людей и мир эмоций.
Инструкция. Психолог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом.
Обработка результатов:
• 0 баллов - дорисовка отсутствует; изображен предмет или животное;
• 1 балл - изображено человеческое лицо;
• 2 балла - изображён человек, присутствие нарисованных штрихов, изображающих его ноги, руки, выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении.
Уровни развития направленности на мир людей и мир эмоций:
• Низкий: 0 баллов
• Средний: 1-2 баллов
• Высокий: 3-6 баллов