Описание программы эмпирического исследования

Для исследования типа родительского воспитания в семье и уровня эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста было организовано эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование носит констатирующий характер, предполагает в дальнейшем статистический анализ.

Эмпирическое исследование предполагает решение следующих задач:

1. Формирование выборки исследования.

2. Отбор и обоснование психодиагностических средств.

3. Осуществление процедуры констатирующей диагностики.

4. Осуществление процедуры статистического анализа.

5. Формулирование выводов по результатам исследования.

     Исследование проводилось в три этапа:

1 этап – подготовительный.

Метод работы: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы. Были определены психодиагностические методики для проведения исследования. На данном этапе проходит знакомство с группой испытуемых детей, знакомство с родителями и установление доброжелательных отношений.

2 этап – диагностический.

Исследование уровня эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и диагностика типа родительского воспитания.

     3 этап – контрольно-обобщающий.

Методы работы: количественный и качественный анализ результатов, методы   математической   статистики.   Обработка   данных  производится с

использованием компьютерной программы SPSS Statistics.

Охарактеризуем выборку. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 375 г. Челябинска». В исследовании приняли участие 58 детей двух общеобразовательных и одной комбинированной подготовительных групп (возраст детей 6,5 - 7 лет), 58 родительских пар дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста соответствуют возрастной норме развития, а также относятся преимущественно к первой группе здоровья.

 

Методы и методики исследования

    Обратимся к описанию методов психодиагностического исследования.

В работе исследуются:

- сфера самосознания личности ребенка (в части эмоциональной ориентации ребёнка на мир вещей или на мир людей; эмоциональной ориентации ребёнка на себя или на других; cтепени готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека);

- эмоциональная сторона общения ребенка с детьми и взрослыми, а именно характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей;

- тип семейного воспитания.

Выявление и исследование межличностных отношений ребенка, особенно дошкольного возраста связано со значительными методическими трудностями, так как отношение, в отличие от общения, не может быть непосредственно наблюдаемо. И для исследования компонентов эмоционального интеллекта, Нгуен М. А. предлагает использовать комплекс методик, основанных на субъективных методах. Потому что они направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения ребенка к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. «Сталкиваясь с «неопределенным» неструктурированным стимульным материалом (высказывания, незаконченные предложения, дорисовывание фигур), ребенок, сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т.е. проецирует (переносит) свое Я» [29]. К субъективно-проективным методам, которые используются в процессе психодиагностического исследования эмоционального интеллекта старших дошкольников относятся рисование и методика «завершение предложений».

Теоретико-методологическое обоснование метода рисования базируется на опытно-исследовательских положениях в области проективной психологии и арт-терапии детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В. Вульф, Дж. Дилео, П. Пиотровска, М. Прудомью, X. Рид, К. Риччи, Г. Сперинг, X. Энг) [8], согласно которым рисунки детей дошкольного возраста рассматриваются в рамках следующих закономерностей:

• Ребенок рисует то, о существовании чего он знает, а не то, что видит на самом деле;

• Ребенок рисует известную, но не видимую действительность и как увеличиваются фигуры под влиянием аффективных и экспрессивных воздействий;

• Ребенок рисует не предмет сам по себе, он рисует свое представление о предмете;

• Детское изображение не является исключительно умственным, здесь присутствуют и эмоциональные элементы, оно отражает детский внутренний мир, детские переживания и, самое главное, бессознательное, которые невозможно исследовать с помощью словесных методик и тестов;

• Ребенок не пытается нарисовать то, что он в действительности видит; он рисует то, что помнит;

• Ребенок рисует то, что для него важно.

 Теоретико-методологическое обоснование метода «завершение предложений» базируется на понятии 3. Фрейда «проекция», согласно которому проекция является процессом приписывания собственных влечений, чувств и установок другим людям или внутреннему миру, в качестве защитного механизма позволяющим не осознавать таких «нежелательных» явлений в самом себе.

Описание выбранных методик эмпирического исследования.

Использован комплекс проективных методик, проверенных на надёжность и валидность в диссертации Нгуен Минь Ань (2008).

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (Нгуен М.А.).

Цель: Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на мир вещей или на мир людей и мир эмоций.

Инструкция. Психолог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом.

Обработка результатов:

• 0 баллов - дорисовка отсутствует; изображен предмет или животное;

• 1 балл - изображено человеческое лицо;

• 2 балла - изображён человек, присутствие нарисованных штрихов, изображающих его ноги, руки, выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении.

Уровни развития направленности на мир людей и мир эмоций:

• Низкий: 0 баллов

• Средний: 1-2 баллов

• Высокий: 3-6 баллов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: