Цель: Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других
людей.
Инструкция. Психолог говорит детям: «Представьте, что золотая рыбка может выполнить три ваших желания. Что бы вы пожелали? Нарисуйте!».
Обработка результатов:
• 0 баллов - рисунок отсутствует;
• 1 балл - рисунок связан с желанием «для себя»;
• 2 балла - рисунок связан с желанием «для других людей». Уровни развития эмоциональной ориентации ребенка на других людей:
• Низкий: 0-3 балла
• Средний: 4 балла
• Высокий: 5-6 баллов
Методика «Что – почему – как». (Нгуен М.А.).
Цель. Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём (см. Приложение 1).
4. Опросник для родителей и воспитателей «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (Щетинина А.М., 2000).
Цель: выявить характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей.
Опросник состоит из 12 вопросов, направленных на оценку эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста, их готовности переживать значимые для них события и сопереживать с окружающими людьми (см. Приложение 2).