Различия в кластерах по шкалам типов семейного воспитания (матери) у детей с высоким и низким уровнем эмоционального интеллекта

   Шкала Уровень эмоционального интеллекта Кол-во детей Среднее Значение U-критерия Манна — Уитни р
1 2 3 4 5 6

Гиперпротекция

Высокий 20 19,23

174,5

0,481

Низкий 20 21,78

Гипопротекция

Высокий 20 23,10

148

0,149

Низкий 20 17,90

Потворствование

Высокий 20 23,58

138,5

0,089

Низкий 20 17,43

Игнорирование потребностей ребенка

Высокий 20 20,98

190,5

0,742

Низкий 20 20,03

Чрезмерность требований - обязанностей

Высокий 20 20,90

192

0,817

Низкий 20 20,10

Недостаточность требований - обязанностей

Высокий 20 22,00

170

0,39

Низкий 20 19,00

Чрезмерность требований - запретов

Высокий 20 20,9

192

0,815

Низкий 20 20,1

Недостаточность требований – запретов

Высокий 20 18,75

165

0,29

Низкий 20 22,25

Чрезмерность санкций

Высокий 20 22,03

169,5

0,347

Низкий 20 18,98

Минимальность санкций

Высокий 20 22,15

167

0,33

Низкий 20 18,85

Неустойчивость стиля воспитания

Высокий 20 22,3

164

0,276

Низкий 20 18,7

Расширение сферы родительских чувств

Высокий 20 20,8

194

0,858

Низкий 20 20,2
1 2 3 4 5 6

Предпочтение в ребенке детских качеств

Высокий 20 24,13

127,5

0,035*

Низкий 20 16,88

Воспитательная неуверенность родителя

Высокий 20 23,58

138,5

0,089

Низкий 20 17,43

Фобия утраты ребенка

Высокий 20 19,28

175,5

0,488

Низкий 20 21,73

Неразвитость родительских чувств

Высокий 20 21,28

184,5

0,652

Низкий 20 19,73

Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств

Высокий 20 17,68

143,5

0,09

Низкий 20 23,33

Вынесение конфликта в сферу воспитания

Высокий 20 21,08

188,5

0,707

Низкий 20 19,93

Шкала предпочтения женских качеств

Высокий 20 18,5

160

0,238

Низкий 20 22,5

Шкала предпочтения мужских качеств

Высокий 20 22,55

159

0,111

Низкий 20 18,45

 

Примечание * - различия статистически достоверны (р≤0,05)

В итоге обнаружены статистически достоверные различия в этих кластерах по одной шкале:

Шкала - Предпочтение в ребенке детских качеств (U = 127,5; p = 0,035).

Это свидетельствует о том, что в группе детей с низким уровнем развития эмоционального интеллекта, материнский тип воспитания характеризуется: стремлением игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Рассматривая ребенка как «еще маленького», они снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма. В результате они сами часто приписывают ребенку личную и социальную несостоятельность, представляют неприспособленным, не доверяют ему и тем самым тормозят его эмоционально-личностное развитие в целом и в частности компонентов эмоционального интеллекта. В дальнейшем, стараясь оградить ребенка от «трудностей жизни» и, теперь уже, часто строже контролировать его действия, провоцируют повышение детской тревожности, страхов, социальной дезадаптации.

Для группы детей с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, материнский тип воспитания характеризуется: разумной стабильной эмоциональной поддержкой ребенка и стремлением к проявлению у него не только детских качеств, которые, конечно ещё во многом обусловлены возрастом, но и овладению рефлексивными умениями, развитию интереса к своей личности, то есть развитию самосознания и формирования более адекватной самооценки. Такой тип воспитания направлен на сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка, вместе с тем показывает пример эмоциональной отзывчивости, отклика на состояние окружающих детей и взрослых, способность к конструктивному решению проблем в общении адекватных возрасту. Ребёнка мотивируют на самостоятельное применение усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим, на возможность планировать свои действия и осознанно управлять своим поведением, ориентируясь на первичные ценностные представления об окружающем (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия).

Обратимся к результатам по отцовской выборке.

Таблица 1.3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: