Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” для родителей детей с 3 до 10 лет (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В., 1996)

Опросник существует в двух вариантах — для родителей детей с 3 до 10 лет и подростков. Данный опросник предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании. Методика "Анализ семейных взаимоотношений" позволяет диагностировать нежелательное, некорректное  влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в          в семье и помехи для ее целостности.

Описание методики. Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12-я, 13-я, 17-я и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16-я, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции (см. Приложение 3).
6. Методы статистической обработки данных.

Метод кластеризации Average Linkage (Within Groups) – метод средней связи, или межгрупповой связи (Between Groups Linkage) занимает промежуточное положение относительно крайностей методов одиночной и полной связи. На каждом шаге вычисляется среднее арифметическое расстояние между каждым объектом из одного кластера и каждым объектом из другого кластера. Объект присоединяется к данному кластеру, если это среднее расстояние меньше, чем среднее расстояние до любого другого кластера. По своему принципу этот метод должен давать более точные результаты классификации, чем остальные методы. Он был применен с целью выявления групп детей с высоким и низким уровнем развития эмоционального интеллекта в исследуемой выборке.

U-критерий Манна — Уитни (Mann–Whitney U-test) — статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.

Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами (ранжированным рядом значений параметра в первой выборке и таким же во второй выборке). Чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны.

Рассчитывается U-критерий Манна — Уитни по формуле:

                                                            (1.1.)

где {\displaystyle n_{1}} n1 — количество элементов (объем) в первой выборке,

   n2 {\displaystyle n_{2}}— количество элементов (объем) во второй выборке;

   nх –  объем группы с большей суммой рангов;

   Тх – большая из ранговых сумм.

U – это, собственно, численное значение критерия. Для определения достоверности различий выраженности показателей в группах нужно сравнить полученное значение Uэмп с критическим значением из специальной таблицы – Uкр. Если Uэмп≤ Uкр, то различия выраженности показателей в группах статистически значимы.

р – уровень статистической значимости. Этот показатель присутствует при расчете всех статистических критериев и отражает степень точности вывода о наличие различий. В психологических исследованиях приняты два уровня точности:

  • р≤0,01 – вероятность ошибки 1%;
  • р≤0,05 – вероятность ошибки 5%.

    Расчет данных производится с использованием компьютерной программы SPSS Statistics («Statistical Package for the Social Sciences» — «статистический пакет для общественных наук»), предназначенной для проведения прикладных исследований в общественных науках.

Итак, вышеперечисленные методики предполагают проведение констатирующей диагностики эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста и особенностей типа воспитания родителей в исследуемой выборке. Процедура диагностики была осуществлена с каждым участником исследования индивидуально, примерно в одинаковых условиях.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: