Глава 2. Эмпирическое исследование типа родительского воспитания и уровня эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Особенности типа родительского воспитания у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем эмоционального интеллекта

 

 

                                                                     Выполнил студент

                                                                     Воробьёва Л.Н.

                                                                     группы ППЗМаг – 301

                                                                     заочной формы обучения

                                                                     направление подготовки

                                                                     Психология семьи и  

                                                                     семейное консультирование

                                                                     ________________________

                                                                      «____» _____________2020г.                       

 

 

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ                         Научный руководитель

Заведующий кафедрой                               Веденеева Е.В.

Кандидат психол. наук, доцент                 Кандидат психол. наук,

____________Пономарева И.В.                 доцент кафедры психологии                    

«____» _______________2020г.                 ________________________

                                                                       «____» _____________2020г.                       

 

Челябинск

2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ      ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Проблема развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста………………………………………………………………….….7

1.1.1 Понятие эмоционального интеллекта ……….……………………….…..7

1.1.2 Эмоциональный интеллект в старшем дошкольном возрасте…….…...21

1.2 Анализ типов родительского воспитания в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………….…38

1.3 Особенности типа родительского воспитания и уровня эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста……………………46

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

2.1. Описание программы эмпирического исследования………..…………..54

2.2. Методы и методики исследования………………………………………..55

2.3 Результаты эмпирического исследования ……………………………….60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……77

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….……81

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст является периодом приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, это время установления первых отношений с людьми. Важную роль в развитии личности ребенка играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции, понимать своё эмоциональное состояние и собеседника, по возможности учитывать это в процессе общения, игры или другой деятельности.

     К сожалению общая социальная ситуация повсеместного прагматизма, ориентировки на достижение целей, нередко весьма спорных, любыми средствами, ведет к тому, что часто страдает сущностная, процессуальная сторона жизни. Мы просто забываем, что можно радоваться солнцу, звёздам, весеннему изобилию природы или первой снежинке, успехам окружающих нас людей, проявлять сочувствие к другим, прислушиваться к себе и т. д. Такой же, «взрослый» образ жизни часто навязывается и детям, тем самым, лишая их возможности «проживать» своё детство.

Статистика поводов обращения родителей за консультацией к психологу детского сада, показывает, что большая часть вопросов, связана с поведенческими и эмоциональными проявлениями детей. Родители часто оказываются беспомощными в этих ситуациях. Конечно, одних это злит, кого- то расстраивает или пугает, но пытаясь «сохранить лицо», взрослые чаще выбирают стратегию на запрет эмоций: «Не реви, не кричи, замолчи, перестань, сейчас не время…». Итак, ребенку отражается, что его не хотят слышать, ему не помогают понять, что он чувствует, и что, поэтому себя так ведет. В результате, и сам взрослый не видит главного - потребности ребенка, и не может предложить ничего конструктивного, чтобы изменить ситуацию.

В целом, способность распознавать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими и есть – эмоциональный интеллект.

Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Особенности типа родительского воспитания у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем эмоционального интеллекта».

Объект исследования: тип родительского воспитания и уровень эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности типа родительского воспитания у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Цель исследования: Выявление особенностей типа родительского воспитания у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Гипотеза: существуют особенности типа родительского воспитания у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Цель и гипотеза определили постановку задач исследования:

1. Провести теоретический обзор литературы по данной проблеме.

2. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить тип родительского воспитания в семье и уровень эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести диагностику типа родительского воспитания, характерного для исследуемых семей.

4. Провести эмпирическое исследование уровня эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

5. Обобщить и проанализировать результаты исследования.

База исследования: МБДОУ «Детский сад № 375 г. Челябинска».

     Характеристика выборки: 58 детей трёх общеобразовательных подготовительных групп (возраст детей 6,5 - 7 лет), 58 родительских пар дошкольников.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы (опрос, проективные тесты, наблюдение).

Методики исследования:

- Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В., 1996) для родителей детей с 3 до 10 лет.

- Опросник для родителей и воспитателей «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей». (Щетинина А.М., 2000).

- Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций». Для выявления эмоциональной ориентации ребёнка – на мир вещей или на мир людей. (Нгуен М.А., 2008).

- Проективная методика «Три желания». Для выявления эмоциональной ориентации ребёнка на себя или на других людей. (Нгуен М.А., 2008).

- Методика «Что – почему – как». Для определения степени готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём. (Нгуен М.А., 2008).
3. Интерпретационно – описательный метод.

4. Метод математический статистики обработки данных (кластерный анализ; U-критерий Манна — Уитни, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно).

Положения, выносимые на защиту:

1. Для старшего дошкольного возраста детей с высоким уровнем эмоционального интеллекта

2. Тип родительского воспитания – потворствующая гиперпротекция, является фактором низкого уровня развития компонентов эмоционального интеллекта детей 6-7 лет.

3. Тип родительского воспитания, сочетающий черты эмоционального отвержения и повышенной моральной ответственности взаимосвязан с низким уровнем развития эмоционального интеллекта детей 6-7 лет.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в возможности использовать его результаты в психолого-педагогической работе с дошкольниками и их родителями для гармонизации детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта.

     Практическая значимость данного исследования заключается в том, что при подтверждении гипотезы, выводы исследования можно будет использовать:

- как обоснование профилактической и/или развивающей программы для работы c родителями, как фактором взаимосвязанным с уровнем развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста;

- как материал для группового или индивидуального консультирования родителей (взрослых);

- как материал для создания развивающей программы для работы с детско-родительскими группами.

 

 


Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: