Организация деятельности педагогов

Методические рекомендации

По организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Пермского края

В дистанционной форме на период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения

Коронавирусной инфекции

 

Данные методические рекомендации разработаны для обеспечения доступности обучения, реализации основных образовательных программ в общеобразовательных организациях Пермского края на период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», последующим за ним Приказом Министерства образования и науки Пермского края от 24 марта 2020 г. № СЭД-26-01-36-315 «О направлении методических рекомендаций» определена необходимость мер по организации образовательной деятельности на период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Таким образом, применение понятия «дистанционное обучение» в этих документах необходимо понимать не в строгом смысле, определенном Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», а в более широком понимании необходимости организации обучения на определенный период в формах, не требующих единовременного физического нахождения обучающихся в учебных аудиториях школы. Такая организация обучения может происходить с применением ИКТ, элементов дистанционного и электронного обучения, а также, в случае необходимости, с помощью других форм и механизмов, ограничивающих или исключающих непосредственные физические контакты между субъектами образовательной деятельности (педагогами, сотрудниками ОО, обучающимися, родителями и другими).

Таким образом, на период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции «дистанционное обучение» можно рассматривать как широкий комплекс мер, применяемых руководством и педагогическими коллективами ОО для обеспечения выполнения в этот период в максимально возможном объеме основных образовательных программ, то есть учебных планов, рабочих учебных программ по предметам, курсам, в том числе и в части внеурочной деятельности. В создавшихся условиях «дистанционное обучение» подразумевает использование таких образовательных технологий, которые не предполагают нахождение педагогов и обучающихся в аудитории, но обеспечивают опосредованное взаимодействие между ними (как разными техническими средствами связи, так и материальными носителями, в т.ч. тетради).

Организация деятельности педагогов.

Необходимо помнить, что местом осуществления образовательной деятельности, в том числе и в период ограничительных мер, является место нахождения организации или ее филиала[1] независимо от места нахождения обучающихся в момент получения образования. То есть местом работы учителя остается образовательная организация. Если педагоги временно переведены на работу в удаленном режиме, это должно быть закреплено в соответствующих локальных актах ОО, с определением процедуры фиксации и контроля работы педагогов. Это связано как с ответственностью ОО за материально-технические условия образовательного процесса, так и с требованиями Трудового кодекса[2]. Временно реализуя «дистанционное обучение», руководство ОО обеспечивает работу учреждения в соответствии с утвержденным штатным расписанием и нагрузкой педагогов, либо внося в них необходимые коррективы. Распределение учебной нагрузки педагогических работников и их тарификация должны соответствовать объему проводимых педагогом занятий по реализации учебных планов, рабочих учебных программ по предметам, курсам.

Обучение, организованное на период ограничительных мер, тем не менее, должно в целом обеспечивать выполнение требований, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами, учебными планами, Санитарными нормами и правилами и другими нормативными актами, регулирующими организацию образовательного процесса. Независимо от используемых в образовательной организации форм и механизмов организации «дистанционного обучения», сохраняется необходимость реализации основных образовательных программ и учебных планов всех уровней образования, индивидуальных учебных планов обучающихся, рабочих программ учебных предметов, курсов (ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Следовательно, по каждой дисциплине по итогам учебного года количество фактически проведённых учителем учебных часов должно совпадать с количеством часов, указанных в рабочей программе учебного предмета и (или) курса и зафиксированных в тарификации. Исполнение программы по каждому предмету, курсу отражается в соответствующих документах организации – расписаниях занятий, журналах. При необходимости, то есть при отсутствии возможности реализовать ООП в полном объеме, учебные документы в рамках ООП должны быть оперативно скорректированы соответственно с коррекцией нагрузки педагогов. Коррекция может состоять, в том числе:

· в изменении количества часов на реализацию рабочих учебных программ;

· в изменении режима проведения, интенсивности, организационных форм реализации рабочих учебных программ,

· в коррекции тематического, содержательного наполнения;

· в коррекции КИМов и процедур оценивания образовательных результатов.

Необходимо обратить внимание и на другой вариант: объем часов на освоение учебных планов может остаться неизменным для отдельных категорий обучающихся за счет грамотной организации самостоятельной образовательной деятельности обучающихся, но при этом скорректирован в части нагрузки педагогов.

Также можно рассмотреть вопрос о переносе определенного объема учебных планов на следующий учебный год, поскольку необходимо реализовать установленный объем основной образовательной программы за весь период обучения, а не в какой-либо конкретный учебный год. Таким образом, объем часов на реализацию рабочих учебных программ может быть скорректирован в ООП по годам (кроме обучающихся выпускных классов – 4-х, 9-х, 11-х).

Поэтому на период действия режима повышенной готовности в образовательной организации должно быть сформировано специальное расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом (в том числе индивидуальными учебными планами обучающихся) по каждой дисциплине, предусматривающее дифференциацию и/или индивидуализацию обучения, разные формы проведения занятий, формы организации самостоятельной образовательной деятельности обучающихся и ее педагогического обеспечения. Расписание занятий должно подтверждать, что педагоги работают в соответствии с тарификацией, а обучающиеся учатся в соответствии с ранее утвержденными, скорректированными или вновь сформированными учебными планами, программами. В зависимости от условий ОО для отдельных категорий обучающихся могут быть сформированы и утверждены индивидуальные учебные планы, индивидуальные образовательные программы. Рекомендуется применить нетрадиционные формы составления расписания: нелинейное расписание школы, расписания работы конкретных педагогов (занятия, тьюторское сопровождение и т.п.), расписания занятий по категориям обучающихся в зависимости от формы организации образовательной деятельности, индивидуальные расписания обучающихся и другие в зависимости от условий школы.

Независимо от определенных образовательной организацией форм и механизмов обучения на ограничительный период, должен проводиться мониторинг фактически охваченных занятиями обучающихся; не охваченных по уважительным причинам; не охваченных по другим причинам. По таким обучающимся надо индивидуально выяснять причины (прежде всего, есть ли возможность обучаться), принимать меры, в том числе и с привлечением социальных служб.

В этой связи на уровне ОО, учредителя необходимо принять следующие административные меры:

1. обеспечить соответствующую нормативно-правовую базу на ограничительный период (приказы по ОО и другие локальные акты);

2. определить формы и механизмы реализации рабочих учебных программ по каждому предмету, по каждой параллели, для каждого педагога, закрепить их в локальных актах школы; при необходимости скорректировать и/или перераспределить нагрузку педагогов;

3. обеспечить административную, методическую поддержку педагогов по реализации рабочих учебных программ в условиях ограничительных мер, контроль за работой педагогов;

4. обеспечить контроль как за процессом обучения обучающихся, так и за процедурами оценивания результатов;

5. самое главное – обеспечить постоянную связь с родителями обучающихся в разной форме, активную разъяснительную и информационную работу с ними, психолого-педагогическую поддержку семей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: