Если какой-либо конкретный педагог в силу разных причин не может применять формы и методы преподавания, которые определены ОО на ограничительный период, нужно рассмотреть возможность перераспределения нагрузки.
При составлении расписания и формирования учебной нагрузки, независимо от выбранных школой на период ограничительных мер форм и механизмов реализации учебной деятельности, может использоваться стандартная продолжительность урока, установленная в основной образовательной программе соответствующего уровня образования или ином локальном акте ОО (40-45 минут). Рекомендациями МП РФ предусматривается сокращение времени урока, если он проводится за компьютером, до 30 минут. Однако не все время урока может быть потрачено на обучение с использованием компьютера. Так, в частности, даже при проведении уроков в форме он-лайн трансляции у обучающегося часть времени должна отводиться на работу с учебниками или другими источниками информации на материальном носителе (книги), работу в тетради и т.д. У учителя данное время будет посвящено контролю явки обучающихся, проверке выполнения заданий, текущему консультированию обучающихся по теме занятия и т.п.
|
|
Независимо от используемых в образовательной организации форм «дистанционного обучения», педагоги должны своевременно и в полном объеме сохранять на бумажных и/или электронных носителях ОО (жесткий диск, сервер ОО и др.) работы, выполненные задания, предоставленные обучающимися, копии страниц или автоматизированных отчетов, подтверждающих выполнение обучающимися заданий на открытых образовательных ресурсах и т.д.[4]
Необходимо учитывать, что под результатами образовательного процесса понимается не только проведение контрольных мероприятий, требующих выставление оценки в журнал и дневник, но и задания для текущей проверки освоения обучающимися учебного материала и контроля участия обучающегося в образовательном процессе. Для этого оценка учебных достижений обучающегося (с выставлением в дневник и журнал) не требуется.
Несмотря на экстренные условия, нужно обратить внимание на соблюдение режима информационной безопасности, в частности, не допускать в свободный интернет-доступ персональных данных, видеозаписей обучающихся, оценивания их результатов и т.п.
На период ограничительных мер необходимо создать наиболее благоприятные возможности тем обучающимся, чьи родители (законные представители) имеют возможности самостоятельно организовать и обеспечить их обучение по одному или нескольким предметам в дистанционных формах, в частности:
· самостоятельно обучаться дома по имеющимся учебникам, дополнительным учебным материалам;
|
|
· самостоятельно обучаться на общероссийских цифровых образовательных ресурсах, в том числе на он-лайн уроках;
· самостоятельно обучаться в других образовательных организациях, в том числе в учреждениях дополнительного образования.
В таких случаях администрация ОО принимает письменные заявления родителей, утверждает соответствующие локальные акты, определяет формы фиксации образовательных результатов обучающихся, например: перезачет результатов, предоставленных организациями и ресурсами, с помощью которых ведется обучения.
Методическое обеспечение деятельности педагогов
Для реализации образовательного процесса в указанных формах необходимо определение по каждому учебному предмету набора тем, модулей, учебного материала (параграфов учебников, других источников), с которым должны ознакомиться обучающиеся, заданий для обучающихся, сроков сдачи выполненных заданий.
В соответствии с учебно-тематическим планированием педагог отбирает по каждому занятию (теме, модулю – в зависимости от специфики предмета, возможностей обучающихся) наиболее оптимальные формы организации занятий, задания для работы обучающихся на занятии и/или задания для самостоятельной работы обучающихся, формы и методы мониторинга их выполнения.
Примерная форма фиксации учебной деятельности:
Название темы | Освоение учебного материала | Содержание работы обучающихся на занятии | Содержание самостоятельной работы обучающихся | |||
Дата / время проведения занятия[5] | Форма проведения занятия | Задание | Форма мониторинга / срок сдачи | Задание | Форма мониторинга / срок сдачи | |
Как и при традиционной «аудиторной» форме обучения у обучающегося по итогам освоения учебного материала должен быть зафиксирован результат (конспект занятия, продукт практической деятельности, решенные задачи, эссе и т.д. – по усмотрению учителя, в зависимости от специфики предмета, возможностей обучающихся), который должен быть сдан в срок, определенный педагогом. Их выполнения является подтверждением работы обучающегося на занятии (независимо от формы его проведения) и изучения материала.
На основании выполнения заданий учитель может проследить активность обучающегося (выполнение им учебной нагрузки), обнаружить пробелы в знаниях, оценить понимание обучающимися учебного материала, рекомендовать обучающимся выполнить дополнительные задания. Однако выполнение этих заданий не является мероприятием текущего контроля, а, следовательно, не предполагает выставление оценки в журнал.
Для проведения контроля и выставления оценок в журнал учитель должен определить содержание (темы, раздел, модуль), выносимые на контроль, сроки и формат его проведения. Срок и формат проведения текущего контроля должен быть согласован с администрацией ОО для контроля учебной нагрузки обучающихся и включения соответствующего занятия в расписание занятий. Формы контроля, КИМы на период ограничительных мер должны быть скорректированы в зависимости от целевых категорий обучающихся.