Выбор ОО форм и механизмов организации учебной деятельности педагогов и обучающихся

Образовательные организации в зависимости от имеющихся территориальных, социально-экономических условий, условий материально-технической базы (в том числе возможностей Интернет-трафика, имеющегося оборудования), возможностей педагогов-предметников могут использовать различные формы и методы организации образовательного процесса, включая различные элементы дистанционных образовательных технологий, а также их сочетаний, для проведения мероприятий в офлайн- и онлайн- режимах.

В законодательстве РФ зафиксировано право образовательных организаций полностью или частично применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ[3], установлены нормативные требования к электронным ресурсам, позволяющим осуществлять дистанционное обучение.

Выбор конкретных форм и механизмов организации учебной деятельности педагогов и обучающихся на период ограничительных мер определяется, прежде всего, условиями функционирования каждой конкретной ОО:

· уровнем необходимых материально-технических условий (наличием/отсутствием устойчивого Интернет-трафика, автоматизированных рабочих мест учителя, позволяющих вести занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий и цифровых ресурсов, и т.п.);

· уровнем обеспеченности семей обучающихся доступом к сети Интернет, наличием и качеством имеющихся у семей гаджетов (компьютеры, планшеты, смартфоны и т.п.) и современных средств связи;

· уровнем подготовленности педагогов к реализации обучения с применением или на основе средств ИКТ.

Нецелесообразно стремиться к единообразию форм и механизмов организации учебной деятельности на уровне школы и, тем более, на уровне муниципалитета. Напротив, необходимо, насколько это возможно, использовать комплекс вышеуказанных возможных форм и механизмов. Необходимо стремиться реализовать те формы и механизмы, которые наиболее оптимальны для разных категорий обучающихся и педагогов.

По одному и тому же предмету в одной и той же параллели целесообразно использование нескольких форм обучения в зависимости от категорий обучающихся:

· Для детей, имеющих возможность подключиться к он-лайн урокам педагогов школы и/или общероссийских цифровых образовательных ресурсов;

· Для детей, имеющих возможность заниматься на школьных и/или общероссийских цифровых образовательных ресурсах;

· Для детей, не имеющих возможности обучаться на основе ИКТ;

· Для обучающихся выпускных классов, готовящихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ по конкретным предметам / не сдающих ОГЭ, ЕГЭ по конкретным предметам;

· Для обучающихся, находящихся в СОП;

· Для других категорий в зависимости от условий школы.

Такой же подход рекомендуется и для педагогов. Так, если у отдельных педагогов школы уже имеется опыт использования конкретных цифровых ресурсов, платформ или других информационно-коммуникационных технологий, то оптимальным вариантом будет организация ими образовательного процесса по своим предметам, курсам на основе имеющегося опыта. Наоборот, при отсутствии у отдельных педагогов ОО опыта работы с информационно-коммуникационными технологиями и цифровыми образовательными ресурсами и коммуникационными системами рекомендуется применять опыт своих коллег.

При массовом отсутствии в ОО опыта работы с информационно-коммуникационными технологиями и цифровыми образовательными ресурсами и коммуникационными системами, рекомендуется оперативно освоить и начать применение наиболее простых форм, таких как:

· ведение уроков с использованием различных сетевых информационных систем (Google формы, Google класс, закрытые группы в социальных сетях, мессенджерах и т.п.);

· Ведение урока в режиме он-лайн с применением цифровых коммуникационных платформ (Skype, Zoom, системы Вебинар, Мираполис и другие) и/или предоставление его в записи.

В настоящее время на период ограничительных мер большинство российских собственников цифровых образовательных ресурсов и электронных учебников объявили открытый бесплатный доступ. Краткий перечень представлен в Приложении 1. Краткие аннотации по использованию отдельных общероссийских цифровых образовательных ресурсов для реализации учебных занятий даны в Приложении 1. Также аннотации размещены и будут размещаться в дальнейшем на сайте Электронной Пермской образовательной системы https://distance.permkrai.ru в структуре сайтов Правительства Пермского края. Аннотированные общероссийские цифровые образовательные ресурсы отобраны на основании анализа и обобщения подтвержденного положительного опыта работы с ними педагогов Пермского края.

Необходимо обратить внимание на то, что целесообразность применения различных форм и ресурсов в рамках одной школы обусловлена, в том числе и тем, что разные ресурсы сориентированы на разные предметы и категории обучающихся, имеют разные содержательные возможности. Также остается вопрос о технических возможностях самих цифровых ресурсов и платформ. Уже отмечаются ситуации, когда те или иные ресурсы не выдерживают количества обратившихся к ним пользователей.

Таким образом, в соответствии с необходимыми для условий каждой ОО формами и методами организации учебной деятельности будет формироваться нелинейное расписание школы, включающее в себя весь комплекс реализуемых в школе расписаний в соответствии с выявленными категориями обучающихся и выбранными формами организации учебной деятельности (отдельных педагогов, отдельных категорий обучающихся, индивидуальные расписания и т.д.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: