Общая характеристика античной философии

 

Античная философия сформировалась в 7-6 вв.до н.э. В развитии античной философии можно приблизительно выделить 5 основных этапов.

I. Ранняя греческая философия - натуралистический этап. (6-5 вв. до н.э.) Досократики (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Зенон Элейский, Пифагор, Анаксагор, Левкипп, Демокрит.)

П. Гуманистический этап (софисты. Сократ) (5-нв д.н.э.)

III. Философия «Большого синтеза» иди «Высокой классики) (Платон, Аристотель) (4 в. до.н.э) Период создание философских систем

IV. Эллинистический этап (4-2 в до н.э.) (Перипатетики, Академическая философия, Эпикуреизм, Скептицизм, Стоицизм, Эклектицизм).

V Римская философия (1 до н.э.-5-6 н.э.) (Стоицизм, Эпикуреизм, Скептицизм, Эклектицизм, Неоплатонизм).

IV Ранняя греческая философия - натуралистический этап. Для этого античной философии характерны следующие основные особенности:

1) В ранней греческой философии -решение вопроса о единой причине -первоначале. Первоначало-стихия, которая все собой пронизывает. (Стихийный материализм) Космос произведен от первоначала. Отсюда гелозаизм всеобщая одушевленность мира греческой культуры.

«Наивная диалектика» античной философии, так как вышла из опыта и наблюдения, а не из размышления. «Все течет и изменяется» (Гераклит).

           2) Для древних греков мысль была конкретна и была подобна чувству, касалась бытия как пальцами касаются поверхности. Мысль была умозрением, зрением ума. Мысль не выводится, это особый род восприятия бытия и мысль эта содержит все целиком. Отсюда

           Античная философия рационализирует основную мысль древнегреческой культуры. Философия эта говорит о том, что человеческая мысль и бытие в момент присутствия мысли едины и это единство совершенно и прекрасно. В этот момент открывается истина бытия. Истина бытия достоверна, убедительна, самодостаточна. Она единственна, так как открывающееся бытие совершенно и прекрасно. Главная идея античной культуры и философии - идея телесности, зримости, совершенства. Философское открытие подобного понимания мира принадлежит Пармениду, который утверждает, что изменчивость космоса не мыслится как то, что есть, а может мыслится как, то, что возникает. Значит во всеобщем становлении нельзя помыслить бытия. В этом Парменид противостоит Гераклиту. Принцип Парменида «Бытие есть -небытия нет». Из этого тезиса вырастает онтологическая парадигма философии (бытие как бытие) Отсюда выходят все размышления античной философии о бытии как таковом и его природе, о сущем и сущности, о форме и материи, об акте и потенции. У Гераклита есть бытие и есть небытие, все возникает и исчезает. Возникает из небытия. Парменид утверждает, что изменчивость касается явлений, а не бытия. Бытие подлинное тождественно себе и всегда есть. Небытия нет, так как его нельзя помыслить, так как мысль всегда конкретна и когда есть акт мысли, в ней всегда есть какое-то бытие. В этом уникальность греческой культуры - в мысли всегда есть ее предмет. Рассуждение о мире мысли есть рассуждение о подлинном бытии. Подлинное бытие, по Пармениду - не имеет начала и конца, бесконечно протяженное. Мир равен мысли. Мир открывается в мысли. Этот изменчивый мир открывается чувству, а истинный - только мысли. Мысль у всех действует одинаково, поэтому мир, который существует в мысли, один для всех.

           3) Философия Парменида имела огромное значение для греческой культуры. А именно:

а) под влиянием ее идей возникла элейская школа. Разработали проблему единого и пришли к тому, что отрицали всякого рода изменения и движение. Возникает предмет дедуктивного мышления, особая умственная деятельность, которая связана с постижением природы единого.

б) Идеи Парменида привели к кризису и противоречию. Парменид открыл: чтобы открыть природу истины, надо мыслить едино. Для Парменида факты не имели смысла. Парменид разорвал явление и единое. Противоречие с одной стороны, истина есть, с другой - в конкретном знании ее уловить нельзя. Таким образом, любое научное знание ставится под сомнение.

           4) Разрешить порожденное философией Парменида противоречие пытается Демокрит. Разрабатывает учение о способах соединения единого и многого Единое - структурный элемент многого. Атомистическое учение Весь мир состоит из атомов. Однако явления видимого мира разные: духовные и материальные. Они разные по природе и существованию Поэтому мир состоит из атомов разных элементов. Это геометрические формы (круг, треугольник и пр.) Они, соединяясь, образуют миры и состояния. Эти атомы свободно соединяются и разъединяются. Нужна пустота, в которой они могли бы двигаться. Это пустота-небытие. У атомов есть свободная воля.

II. Гуманистический этап

           На этом этапе греческая культура претерпевает внезапное изменение. Греки перестают обсуждать проблемы космоса и на первый план выходит проблема человека, который стоит перед бытием. Философия вступает в гуманистический период развития. Этот период дал два явления: софистов и Сократа

           5) а) Софисты - Протагор. Поставил вопрос о свободе личного мнения человека. Протагор выдвигает тезис «Мера всех вещей человек, существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». Вместо «on he on» в поле философского внимания входит реляция человека и бытия, в которой первый независим от второго, (из этого тезиса рождается гносеологическая парадигма философского мышления).

           Человек сам решает, видит и утверждает бытие. Поэтому вещи имеют относительное существование. Относительность бытия, мира и истины. Утверждали, что хорошо то, что мне полезно или позволяет достичь успеха. Каждому полезно разное, поэтому единой истины нет.. Т.о. относительность - главный принцип софистов. Заслуга софистов - предметом анализа стала не природа, а человек. (Отсюда интерес не к физике, а к риторике, политике и под). Мера бытия человека у софистов - успех. Главное не истина, а результативность.

           б) Сократ. Сократ первый поставил проблему общего понятия и рассуждал о добродетелях. Здесь Сократ противостоит софистам. Для софистов успех-мера человека. Для Сократа добродетель-свойство человека, которая является его родовой чертой. Сократ исходит из того, что добродетель -добро абсолютное (а не относительное, как у софистов), добродетель не зависит от ситуации, она универсальна. Вследствие этого Сократ разделил 2 вещи: нахождение человека в эмпирической ситуации и представление о человеке, как существе моральном. (Эту же проблему потом будет разрабатывать Кант) В эмпирической ситуации человек зависит от условий, но в нем есть Я, которое выше условий. Человек выше своих состояний -идея Сократа (Соловьев Если я голоден, это еще не значит, что я человек голодный) У софистов поступок зависит от пользы и моральные характеристики человека относительны пользы. У Сократа полезно все, что добро. Добро определяет полезность.

           Сократ исследовал природу общих понятий и это следующий шаг по отношению к Пармениду, который поставил вопрос о мыслимом всеобщем.. Вопрос осмысления свойств вещи в ее бытии и в ее эмпирическом существовании. Быть значит быть всегда. Сократ рассуждает об общих понятиях как о добродетели. Это моральные понятия. Человек выбирает то или иное и мотивируется понятием добродетели. Сократ показывает меру заблуждения человека. Сократическая ирония. Ирония в самой этой ситуации, которая постоянно как бы переходит в свою противоположность - якобы не знающий Сократ и «ведающий» собеседник. Способ обнаружения содержаний общих понятий - майевтика. Цель Сократа «ищу человека» Сократ знал, что эмпирический человек отличается от понятия человек. Он чувствовал разницу. Откуда он знал, что есть это различие? Он знает только потому, что знает себя. Знает, что-то, что он хочет сделать важнее, чем дрова. Пространство внутренней жизни, отношение к самому себе - область интереса Сократа. Сократ поднимает вопрос отношения человека к самому себе. В традиции античной философии это была не антропологическая проблема, а проблема существования общего понятия. Добродетели - это понятия, они достигаются умственным усилием. Если будешь знать, что это такое, сам будешь таким. С точки зрения Сократа, истина обладает силой, она открывается так, что преображает того, кто перед ней оказывается.

           III. Философия «Большого синтеза» или «Высокой классики) (Платон, Аристотель) 1) Платон.

Онтология Платона Платон впервые формулирует понимание нового типа бытия -интеллигибельное бытие. Платон здесь исходит из Сократа, который показал, что в общих понятиях закреплено знание абсолютное и полное. Платон распространил критерий общего не только на этические (как у Сократа), но и вообще на все понятия. Свойство понятий по Платону:

           а) постоянство и единство.

           б) предметы, которые соответствуют понятиям должны иметь эти самые свойства. Предмет должен обладать единством и постоянством.

Предмет и понятия не принадлежат эмпирической действительности. Предмет и понятия -это идеи. Идея - это то, что можно созерцать и то, что в созерцании обладает единством и постоянством. По Платону, необходимо постулировать существование некой последней причины, которая, чтобы быть абсолютной, должна быть чем-то нечувственным, но умопостигаемым. Таковой является идея иди Эйдос или Форма. Т.О. у Платона происходит удвоение мира.. Рядом с миром вещи - мир идей. Отношения между идеями аналогичны отношениям между понятиями. Существует иерархия идей и понятий от более конкретным к более общим. Мир идей можно представить как пирамиду, на вершине которой идея Блага, которая придает смысл и силу всем другим идеям. Все идеи стремятся к Благу. Бытие для Платона это только то, в природе чего лежит быть и что не может перестать быть. Идеи вечны и неуничтожимы по своей природе. Платон говорит, что идеи существуют. Вещи же возникают и исчезают. Идеи-образы вещей. Порядок реальный подобен порядку в мире идеальном. Объективный идеализм

           2.Гносеология Платона

           По Платону, познание-это «анемнез», то есть некая форма «воспоминания» «Искать и познавать - значит припоминать». Теория познания Платона опирается на его учение о душе.

           Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же - это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание о вещах. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах, и созерцание вещей, находящихся в вышине -подъем души в область умопостигаемого. Подлинным знанием обладают лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей, избавить свою душу от телесного гнета, воспарить в мир вечных идей. Такое по силам только философам. Задача философии поэтому - направить духовную деятельность человека на запредельное бытие абсолютных ценностей.

           2) Аристотель. Аристотель создает первую продуманную и законченную философскую систему, в которой логически обосновано все.

Аристотель различил теоретическую и практическую философию и дал обоснование этому различию:

           а) разум имеет 2 функции: познание основ бытия и познание основ действия. Поэтому разум имеет дело с 2 типами знания-знанием о бытии и знанием о действии.

           б) Человек ведет двойной образ жизни: с одной стороны, исследует, с другой- предпринимает практические шаги. Поэтому человеку необходимы 2 типа знаний- теоретическое и практическое. Практическая философия-этика, политика, риторика, экономика, поэтика. Они позволяют человеку действовать в мире. Теоретическая философия: физика, математика и первая философия (термин Аристотеля). Они различаются степенью абстракции. Все конкретные проявления этого бытия Аристотель предоставляет другим наукам. Философия- метафизика- учение о бытии, которое есть и имеет основания, чтобы не перестать быть. Здесь уместно вспомнить следующий тезис Аристотеля «Говорить о сущем, что его нет или о не-сущем, что оно есть-значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть- значит говорить истинное» Этот тезис заключает в себе как в зародыше всю логику, ставшую основой как теоретической мысли, так и практического действия европейского человека. Первая философия образует онтологию-учение Аристотеля.

           Свою онтологию Аристотель начинает строить с критики Платона. Аристотель не принимает удвоение мира, которое имеет место у Платона. Ведь идея вещи есть сущность вещи. Как же сущность вещи может находится в другом месте, вне самой вещи? По Аристотелю, нет двух миров. Есть один мир-мир конкретных вещей, которые образуют собой сущности первого порядка. Сущности второго порядка-это понятия. Аристотель выделяет в вещи то, без чего понятие перестает быть и то, что является добавочным компонентом - без чего понятие существует, а вещь нет. Для конкретной вещи эти компоненты нужны, а для понятия нет. Понятия образуют форму. Индивидуальные свойства вещи относятся к материи.. То, что у Платона идеи, у Аристотеля - формы, но она в отличие от идеи не материальна. Это уже понятие, (в этом значение Аристотеля). Материя, по Аристотелю есть все, что не есть форма. Форма определяет, разграничивает. Материя бесформенна. Материя у Аристотеля не есть материал, так как то, из чего уже что-то сделано есть оформленная материя. Материя - это та возможность, которая подвергается формированию и получает свое бытие. Материя-возможность существования конкретной вещи. Материя не существует сама по себе, а существует только в вещи и только благодаря форме. Конкретные вещи состоят из материи и формы.

           По Аристотелю, существует 4 способа вычленения свойств конкретной вещи или (в учебниках) 4 первопричины:

а) по форме (формальная причина)

б) по материи (материальная причина)

в) по причине существования вещи (действующая причина)

г) по цели существования вещи, (целевая причина)

           Существование каждой конкретной вещи обусловливается всеми четырьмя причинами. Например, медный шар. Он образуется из меди, которая составляет его материю. Она приобретает форму шара благодаря действию кузнеца, которое направляется соответствующей целью

           Материя и форма - свойства самой вещи. Причина- образ, форма. Причина существования вещи всегда формальна. Мы подобны по форме своим родителям, но мы не такие, как они. Причина всегда формальна, но материя разная. Действующая причина не в материи, а в форме. Цель- это внутренняя причина. Аристотель: все существует ради цели и цель эта есть причина существования вещи.- Энтелехия. (буквально - «оцеленность») Энтелехия-целесообразность вещи По Аристотелю все имеет цель в себе самом.. Цель вещи - стать собою (смысл энтелехии) Существует 2 типа энтилехий - энтелехия природы и космоса(Из желудя может вырасти только дуб, так как цель желудя заложена в нем самом) и энтелехия творчества. (Скульптор делает статую. Замысел-энтелехия человека как скульптора) Учение об энтелехии как о цели быть самим собой у Аристотеля подчинено учению о Боге как форме всех форм. Бог-высшая целесообразность. Итак, конкретная вещь оформлена и для этого оформления есть причина и цель. Философия Аристотеля носит телеологический характер (то есть включает в себя принципиальный момент учения о целесообарзности) Форма-сила целесообразного действия.

           Истинное знание, по Аристотелю, -это знание формы, так как только понятие говорит о том, чем в действительности является вещь. Аристотель, отвергая удвоение мира у Платона, утверждает другое удвоение- мир вещей и мир знания о них. Материя же непознаваема, так как она лишь возможность вещи, а не сама вещь.Познаваема только форма.

           IV. Эллинистический этап V. Римская философия Характеристика основных направлений

           В эллинистический и особенно римский период происходит рост интереса к человеку и его проблемам. Усилия, направленные на познание объективного мира (Платон, Аристотель) постепенно замещаются индивидуализмом, скептицизмом, агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению резко падает. На первый план выходят этические учения.

           1) Эпикуреизм Человек, по Эпикуру, является чувствующим существом, и его чувства суть основной критерий морали. Высшим благом Эпикур признавал блаженство, наслаждение (гедоне) Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в достижении определенного душевного равновесия-спокойствия души (атараксия), а тем самым и счастья (эвдемония). Эти требования он считал естественными, вытекающими из человеческой сущности Эпикур понимает счастье как самодостаточность индивида. Человек по природе «стремится к счастью и избегает страдания. Однако наслаждение и боль тесно связаны друг с другом, переходят одно в другое. Где проходит граница? Чтобы решить этот вопрос, требуется вмешательство разума, который способен найти меру соотношения между удовольствиями и страданиями. Учитывая, что под наслаждением понимается отсутствие страданий, то единственный признак полноты наслаждений-полное отсутствие потребности в них. Достичь состояния самодостаточности, тождества с самим собой человек может двумя путями: а) полностью слившись с миром; б) полностью изолировавшись от мира. Идеал Эпикура-независимость индивида от мира, вернее, та безмятежность и внутренняя свобода, которая обретается в результате этой независимости. Все учение Эпикура посвящено обоснованию того, как индивид может обрести независимость. Самым важным моментом здесь является классификация удовольствий - 1. естественные и необходимые (еда и под), 2.естественные, но не необходимые (изысканные явстваЗ. неестественные и не необходимые (слава). По Эпикуру, для добродетельной и счастливой жизни вполне достаточно 1. Желания «в полном ассортименте» нельзя насытить. Стремясь к их удовлетворению человек попадает под власть обстоятельств и не может стать хозяином своей судьбы. Желания 1. удовлетворяются очень легко и человек, способный ограничить себя этим минимумом, получает свободу.

           Окружающий мир входит в человека не только непосредственно через страдания, но и опосредованно - через страхи. Если страдания нейтрализуются культурой удовольствий, то страхи -культурой философского мышления. Философское мышление освобождает от трех основных страхов: страха перед богами, страха перед необходимостью и страха перед смертью.

           2) Стоицизм. Греки - Зенон из Китая (основатель), Хрисипп и др. Наиболее развит в Риме (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) Общие черты:

           • Согласно стоикам, ведущими чертами в человеке являются гордость, достоинство, внутренняя непоколебимость, доблесть (у греческих стоиков) и надломленность под ударами судьбы, ощущение ничтожности (у римских стоиков). Стоики выдвигают на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель - значит жить в согласии с разумом. Между добром и злом четкое категориальное различие, переходных состояний между ними нет. Все остальное относится к категории безразличных вещей (адиафора). На вещи человек повлиять не может, но он может над ними возвыситься. В этой позиции появляется мотив - смирения с судьбой. Человек должен подчиниться космическому порядку, как бы он ни был жесток. Идеалом стоических устремлений выступает покой (атараксия) или по крайней мере терпение (анатея). Счастье состоит в том, чтобы не желать никакого счастья (позиция, противоположная эпикуреизму)

• У римских стоиков появляется мотив религиозных переживаний. Хотя еще нет идеи грехопадения, но они доводят до максимальной степени мотивы смирения, искупления и спасения, тем самым готовя почву для христианского поворота в философии.

• Необычайно сильны индивидуалистические мотивы (особенно у римлян) «Свернись в себя самого» (Марк Аврелий)

• Необычайно сильно также моралистическое начало (особенно у римлян). Для Зенона мораль представляла собой некую плоскость, параллельную реальному жизненному процессу. Событийная сторона бытия находится вне оценок. Греческого стоика, поэтому ничего не может смутить. У римских стоиков мораль уже пересекается с миром, они воспринимают действительность сугубо моралистически, возмущаясь и негодуя. Отсюда недопустимый для греческих стоиков призыв к общественной активности. Марк Аврелий даже включает требование общеполезной деятельности в понятие высшего блага.

           3. Скептицизм (Секст Эмпирик - рим). Цель человека, как и в эпикуреизме и стоицизме в покое и невозмутимости духа. Но скептическая точка зрения имеет один существенный момент. Природа в ее истинной сущности неведома человеку, человек не может сказать, что в ней царит необходимость, ни того, что необходимость дополняется свободой. Такой скептический взгляд на различные доктрины, претендующие на объяснение мира, оборачивается благом, ибо показывает, что источник невозмутимости заключен в силе разума. Спасение, таким образом, в самом вечном поиске.(скептическая школа) Скептицизм утверждает, что всякому положению можно противопоставить другое, столь же основательно. Цель скептицизма - релятивировать знания о благе, счастье и пр. В целом, скептицизм не тождественен агностицизму, хотя тоже отрицает познаваемость мира. Агностицизм отрицает возможность разумного познания мира. Скептики же, напротив, полагают, что разум всесилен и может для каждого положения найти противоположение. Разум имеет значение только как отрицающий разум. Человек счастлив, если он все время в поиске и все время разрушает свои собственные построения.

Итак, цель человека в эпикуреизме, стоицизме и скептицизме одна- счастье, покой, невозмутимость, но пути ее достижения разные. Эпикурезим - через культуру удовольствий, стоицизм - через смирение перед судьбой, скептииизм - через постоянный поиск и разрушение догм.

РАЗДЕЛ 1. ВОПРОС 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: