Общая характеристика философии 17-18 ВВ

 

(Лекция Коневой)

 

Философия 17-18 в. или филос. Нового времени характеризуется становлением новой парадигмы философского мышления - ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ.

 

Объективные условия становления гнос. парадигмы:

           приоритет экономии, деятельности

           практич. жизнь, ориентация на действительное познание мира и природы

           специфика науки, она отпочковывается от философии (в отлич. от античной)

           ориентация на чувственное познание реальности -> небывалый рост фактических данных, но    возникает необходимость

           составить из них целостность

           развитие теоретического мышления (не только поиск взаимосвязи между явлениями, но и создание целостного образа мира) - рационализм, причем - переворот Коперника - сущность объекта не совпадает с данными наблюдений (в отлич. от античного восприятия, где сущность объекта сводилась к его определению, постижению на уровне непосредственных

явлений)

           I. В связи с этим философия Нового времени образовала возможность нового видения основания бытия -оно перестает быть как таковым, становится постигаемым, если человек правильно мыслит. -> главное место уделяется ПРИРОДЕ ПОЗНАНИЯ. Содержит 3 основных вопроса: 1) источник познания, 2) метод познания, 3) природа истины.

           1. Источник познания: личный опыт, опыт др. людей из книг

           2. Поиск метода познания - способа достижения истины. Два пути нахождения истины

 

рационализм эмпиризм
применение методов науки к решению философских вопросов - существование врожденных, независимых от опыта истин разума, из которых выводятся зания метод - дедукция   уподобление данных чувственности атомам взаимодействия, которых порождает остальные познавательные образования метод - индукция  
Декарт, Спиноза, Лейбниц   Английская традиция: Бэкон, Локк, Юм, Беркли  
Источник познания: ум, в котором присутствуют предельно абстрактные понятия   Чувственный опыт человека  
Метод: дедукция (от общего к частному)   Индукция (как из чувственных впечатлений возникает общее понятие)  
Предшественники: Античность - ейдосы, Среднее. -универсалии   Материалисты    Бэкон,     Гоббс,     Локк, - Кондильяк, Гельвеции. Идеалисты сер 19 в. позитивизм - мохизм, - прогматизм  
Что есть истина? Врожденная уму идея всеобщая необходимая доказательная Идеи независимо от опыта врожденные идеи (Декарт) мышление способно отражать структуру природы непосредственно (Спиноза) наличие в «разумной монаде» души - задатков мышления (Лейбниц)   только индукция может обеспечить точность идеям (Бэкон) все, что недостаточно чувствам - непостижимо для ума (Гельвеции) -V  

           3. Истина не открывается сама. Она д.б. сформулирована. Природа истины всеобщность, необходимость, доказательность.

           П. Проблема связи субъекта (я) и объекта (внешнего мира)

Декарт: Субъект противопоставляется материальной субстанции. В самосознании субъекта нельзя сомневаться, т.к. сам акт сомнения предполагает наличие этого Я. Место рациональной истины (выводится из мышления) - «существование Я». Телесный мир - повод для непосредственного воздействия на душу со стороны Бога -> внешний мир зависит от внутреннего, он такой, какой мы его видим. -> гносеологии в чистом виде нет, она связана с онтологией или с системой психической метафизики (субъективный идеализм Беркли и Юма).

 

РАЗДЕЛ I. ВОПРОС 7.

ФИЛОСОФИИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА КАК РОДОНАЧАЛЬНИКА РАЦИОНАЛИЗМА.

 

           Эпоха Нового времени - период становления новой парадигмы в философии «cogito» (я мыслю) - постижения законов и характеристик человеческой познавательной способности и возможностей познания бытия. Человек не только познающий субъект, но и объект познания. Проблема законов познания и мышления, развития познавательной способности. Данная парадигма - парадигма обсуждения способности познания, ее строения и логики познания.

           Рационализм - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений, - только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. -> Центральное понятие разум, мышление, рассудок.

           Родоначальник Рене Декарт (1596-1650). Основные сочинения: «Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для руководства разума», «Рассуждения о методе», «О страстях». Декарт также и математик - создатель аналитической геометрии. В области космогонии - идея Д о естественном развитии солнечной системы, основная форма движения космической материи - вихревое движение частиц.

 

           РАССУЖДЕНИЯ О МЕТОДЕ

-Метод познания д. превратить его в организованную деятельность, освободить от случайности. Первую и исходную определенность всякой философии Д. видит в определенности мышления

-Требование к мышлению выражается в принципе универсального сомнения - скепсис: во всем должно сомневаться, т.е. нет ничего определенного + необходимо отвергнуть старые истины. Скепсис Декарта нарушает всякие мнимые достоверности, чтобы найти действительную первичную достоверность. Она - основание конструкции нашего познания.

-Основной вид познания - разумное.

-Основные правила познания:

1. Не принимать никогда любую вещь за истину, если она не познана с очевидностью, не опирается на недоказанное. Чтобы не было возможности для сомнения.

2. Использовать принцип анализа.

3. Располагать идеи от простейших к более сложным и продвигаться, не нарушая порядок.

4. Систематизировать не только познаваемое, но и познанное.

-Методом для получения истинных фактов называется дедукция (от общего к частному). Дедукция опирается на интуитивно постигаемые аксиомы.

-Интеллектуальная интуиция - исходный пункт рассуждений, знания. Сознание имеет врожденные идеи, не данные в опыте: идея Бога как всесовершенного существа, идеи чисел, фигур и т.п. (+ есть и приобретенные идеи)

 

УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ

           Декарт полагает, что все возможные вещи составляют две самостоятельных и независимых друг от друга (но не от Бога, который их создал) субстанции - души и тела. Эти субстанции познаются нами в их основных атрибутах: для тел -протяженность, для душ - мышление. Телесная природа последовательно представлена концепцией механизма.

           Материю Д. представлял как телесную или «распространенную» субстанцию. Существование телесной субстанции независимо от духа и нуждается только в самой себе. Распространенность - основной атрибут материи. Остальные свойства материи по отношению к распространенности производны, поскольку нельзя относительно их иметь ясную и отчетливую идею. Чувственное восприятие мира не может дать истинную картину, поскольку эта информация не связана с идеями науки, и «природа материи не в том, чтобы воздействовать на наши чувства, а в том, что это субстанция».

           Протяженность материи отрицает пустоту.

           С распространенностью связана проблема движения. Движение понимается как механическое перемещение. Механич. движение и распространенность характеризуют материальный мир. Источник движения вне тел. Тела в состояние движения и покоя приводит внешняя сила (предвосхищение принципа инерции Ньютона). Мир - механические часы (Поппер, 20 в.), вихри сцепляют механизм и колесики подталкивают друг друга.

Принципы движения:

1. Принцип сохранения: количество движения в мире постоянно вопреки энтропии. При столкновении тел одно если теряет в своем движении, то ровно столько, сколько получает другое.

2. Принцип инерции: любое изменение направления движения тела вызвано только толчком другого тела.

3. Каждая вещь стремится двигаться по прямой.

Принцип «COGITO»

           Отправное положение рац. учения о тождестве физич. и логич. оснований. Истина в первичной достоверности, но это не чувственная очевидность и не точка зрения «авторитетов». -> проблема достоверности самой по себе. Универсальное сомнение может довести до абсолюта. Т.о. единственной первичной достоверностью может выступать сам мыслящий субъект, т.к. нельзя усомниться в самом сомневающемся. -> Открытость истины для мыслящего. Т.е. «cogito ergo sum». Этим самым Д. радикально гуманизировал знание. Для Д. человек - мыслящая реальность. Мыслящее Я для своего существования не нуждается «ни в каком месте и не зависит не от какой материальной вещи» - это мыслящая субстанция и духовная субстанция. Совершеннейшая духовная субстанция - Бог (остальные духовные субстанции нуждаются в нем для своего существования).

           Однако мыслящая и телесная (природная, материальная) субстанция не зависят и не нуждаются друг в друге -> дуализм. Между двумя субстанциями нет промежуточных стадий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: