Общая характеристика и этапы развития классической немецкой философии

 

           В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и «подобно тому как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция предшествовала политическому перевороту». Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции. (1.12)

           Главным приобретением немецкой классической философии кон 18- нач. 19 вв. является диалектика. Хотя элементы диалектики имелись уже у отдельных философов 17018 в. (Спиноза, Лейбниц, Дидро, Ломоносов), всестороннюю разработку они получили лишь в классической немецкой философии (КНФ). Разработке диалектики способствовали как общественно-политические условия, так и научные достижения.

Общественно-политические условия:

1) Промышленный переворот в Англии -> возникровение крупной машинной индустрии + буржуазии и пролетариата.

2) Национально-освободительная война, имевшая характер буржуазной революции -> США вступило на путь кап. разв.

3) Буржуазная револ. во Франции -> новые обществ, отношения.

 

            Пробуждение сознания исторического развития общества. История предстает как закономерный процесс развития общества от старого к новому.

Научные достижения:

1) К сер. 18 в. завершается собирательный и описательный период в развитии естествознания

2) Переход естествознания со втор. пол. 18 в. к всестороннему рассмотрению явлений природы в их взаимной связи и развитии (гипотеза Канта и Лапласа о естественном происхождении Солнечной системы, проникновение эволюционных идей в геологию и биологию). Естествознание само начинает подходить к диалектическому пониманию природы, поэтому возникла потребность в разработке диалектического метода.

           НО!!! Разработка такого метода осуществлялась на идеалистической основе, т.к. материализм этого периода не мог в силу своего созерцательного характера раскрыть и осмыслить диалектику процесса познания и роль практики в его осуществлении. Это легче было сделать с позиций идеализма.

 

Основные черты НКФ:

1. Понимание философии как науки наук. В основе его лежит представление, что знание всеобщего определяет знание конкретного и что оно вырабатывается философией независимо от последнего.

2. Несмотря на многообразие направлений в КНФ, в каждый период формировалось единое проблемное поле, в рамках которого происходило взаимодействие различных философских направлений.

3. В классический период различные философские направления стремились к универсализму, охвату всего проблемного поля.

 

НКФ разделяется на три основных этапа:

           1. Начало НКФ. Родоначальник Имманули Кант. Для его философии характерен дуализм в решении основного вопроса философии. С одной стороны, К. признает существование внешнего мира вне и независимо от сознания (мир ноуменов -вещей в себе), с другой - он полагает, что сознание человека образует особый мир, не зависящий от действительности. Воздействие действительности на человека в лучшем случае служит лишь толчком для деятельности его сознания. Но все содержание оно черпает исключительно из самого себя. Поэтому мир ноуменов оказывается совершенно потусторонним по отношению к сознанию человека, трансцендентальным. Исходя их этого, предметами познавательной деятельности человека являются ее собственные продукты - феномены (явления). Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятии. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т. е. общие понятия, которые по Канту, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип, она субъективна, т. к. отражает только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляется содержание занятий и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин назвал логику Канта «формальной».(3.22)

           Отвергая Бога как творца природы, К. признает его в качесвте творца жизни и человеческого сознания. К. стремился обосновать существование Бога, бесмертие души и свободу человеческой воли. Попытка примирения материализма и идеализма, их сочетания в одной философской системе является характерной чертой учения Канта.

           2. Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими выдающимися философами, как И. Г. Фихте (1762-1814) и Ф. Шеллинг (1775-1854). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором едином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождестве мышления и бытия (Шеллинг).

           У Фихте (субъективный идеалист) внешний мир интерпретирует как продукт познавательной деятельности, отдавая приоритет практическому (нравственному) разуму. Критика Канта заключается в том, что по Ф. из мысли возникают не феномены, а сущностный мир, вещи-представления. Абсолютное Я включает в себя Я (представляющая личность) и Не - Я. Представляющая личность - это деятельность, творческий акт, предполагающий цель, средства и идеал.

           Я - активный элемент, создающий действительность, Я создает предметы -> не Я той же природы, что и Я. Вещи, получая самостоятельность противостоят Я -> возникает впечатление, что предмет (не Я) и Я разной природы. Эту иллюзию мысль не может преодолеть - преодолеть может только воля.-> всякая деятельность изначально благо (т.к. деятельность -творческий акт), человек исполняет свое предназначение, зло - отсутствие деятельности.

           Шеллинг («трансцендентальный идеализм») дал тонкий анализ категорий диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической диалектики, выдвинул представление о едином духовном начале, которое бессознательно проявляется в природе и приходит к осознанию самого себя в разуме человека.

           Тезис о всеобщности духа, т.е. за всеми процессами в мире - единая духовная основа - всеобщность духа. Я (человек) становился ощущаемым в силу своей дейтельностной природы (вообще у ТТТ человек целостное существо: познающее, желающее, деятельное).

Один из этапов его философии - проблема человека и связанная с ней проблема зла - «Философское исследование о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметов». В Боге есть 2 начала: любовь (идеальное) и эгоизм (реальное). Бог отбрасывает материальный эгоизм в мир. Человеку нужно преодолеть свой эгоизм, дабы преодолеть зло в мире. Зло - дело человека, его свободная воля. Каким образом человек может противопоставить добро и зло? Путем знания, что есть добро и что - зло и любовью (всеполнота, которая способна различить добро и зло).

           Его изыскания в области философии природы оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.

           Высшее развитие в разработке диалектики на базе идеализма - философия Гегеля. Основная проблема - философское осмысление исторических событий эпохи, понимание их как закономерного этапа всемирной истории. Учение Гегеля можно охарактеризовать 3-мя основными моментами: абсолютный идеализм, идеалистическая диалектика, учение о закономерности развития общества.

           Вся филос. система Гегеля построена на онтологизации процесса познания. Ему удалось (хотя и в мистифицированной форме) выявить внутреннюю взаимосвязь и развитие всего природного, социального и духовного мира. Историческая заслуга Гегеля в обосновании диалектического понимания мира как сложной саморазвивающейся системы.

           3. Переход к материалистическому пониманию мира. Переход связан с именем Л. Фейербаха  (1804 - 1872). Материалистическое понимание природы Фейербах связывает с анализом человеческого познания. Феербаху свойственен материализм и атеизм.

           1.Реальные причины религиозности в природе человека - образ Бога - это отчуждение сущности самого человека. -> Метод Фихте - свести все сверхчеловеческое к человеку.

           2.Противопоставление бытия и мышления. Их единство на человеческом уровне. Человек и объект и субъект для себя -> возможность внутреннего диалога. -> Мысль об органичном бытие человека (философия органицизма- самоназвание). ->

           В центре философии антропологизм. Суть антропологизма - отстаивание материального единства человеческого организма (психические и физические процессы носят материальный характер). Т.к. организм человека един по своей природе, то мышление - материальная, телесная деятельность мозга.

           В понимании истории ему свойственен исторический идеализм - человек трактуется не социально, т.е. не зависит от эволюции общества.

           В этическом учении - туизм - нравственность, исходящая из взаимодействия связей Я и Ты, т.е. человек как общественное существо ограничивается только этой связью. Я не может быть счастливо и не может существовать без ты. Стремление к собственному счастью перерастает рамки эгоизма - это счастье недостижимо вне человеческого единения. Любовь к богу заменяется любовью к человеку и приобретает статус религии.

 

РАЗДЕЛ I. ВОПРОС 12.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: