Прямой пуск
Запуск ГТД выполняют от СТГ, установленных на главных двигателях, запуск ГТД вспомогательных силовых установок - от генераторов постоянного тока, входящих в состав ВСУ и работающих при запуске в стартерном режиме от самолетных аккумуляторов или наземных источников. Необходимость уменьшения времени запуска, потерь и расхода электроэнергии при запуске привела к разработке ряда способов управления электростартерами воздействием на подводимое к ним напряжение и на поток возбуждения. Критериями качества работы стартера при запуске являются: к. п. д. пуска η= А К/ А Э - отношение запаса кинетической энергии системы к потребленной стартером при запуске электроэнергии; время пуска t П; равномерность потребления тока (важная характеристика для учета расходования энергии аккумуляторов). ГТД запускают от аэродромных источников и от самолетных ВСУ. От аккумуляторов запускают газотурбинные двигатели вспомогательной силовой установки.
Для упрощения оценки качества запуска ГТД при использовании различных способов управления стартерами вводят следующие допущения:
основной нагрузкой стартера является динамический момент, так как запуск - это переходный процесс привода стартер-авиадвигатель, обладающего большим моментом инерции и протекающий со значительными ускорениями. По этой причине для простоты анализа пренебрегают моментами компрессора и турбины, считая, что неучет их действия не сказывается существенно на процессе разгона ротора. В реальных системах запуска при ложном запуске, когда не работает турбина, за время цикла угловая скорость отключения турбины не достигается. Система при этом режиме работы отключается по времени. Обычно в процессе запуска момент турбины разгружает стартер и ускоряет разгон, так как обычно система отключается по угловой скорости раньше отработки цикла запуска. Однако учет влияния моментов М К и М Т усложняет анализ работы стартера, поэтому ими пренебрегают;
пренебрегают электромагнитными переходными процессами;
не учитывают механические и магнитные потери в стартере и влияние реакции якоря на его механические характеристики.
При запуске ГТД применяют следующие способы управления стартерами: прямой пуск - включение стартера на постоянное напряжение; ступенчатое уменьшение потока возбуждения стартера; плавное уменьшение потока возбуждения стартера; многоступенчатое повышение напряжения на якоре стартера; плавное повышение напряжения на якоре стартера.
В реальных системах запуска авиадвигателей и газотурбинного движения ВСУ эти способы применяют комплексно, что позволяет получить достаточно высокие показатели качества запуска. Угловая скорость отключения стартера ω2 составляет около 70 % от его скорости идеального XX при номинальном потоке возбуждения ФНОМ.
Прямой пуск состоит в разгоне системы стартер - ГТД при включении стартера на номинальное напряжение. У стартера с параллельным, возбуждением обмотка возбуждения подключается несколько раньше обмотки якоря. Пуск происходит при постоянном потоке Ф= ФНОМ =const. Уравнение движения привода при М С= 0 имеет вид:
М = J (d ω /d t),
Где
После преобразования получают:
.
Так как JR A/(C 2Ф2)= Т М, то Т М (dω /d t) +ω= ω0.
Отсюда ω = ω0+(ωНАЧ- ω0)exp(- t / Т М)
При ωНАЧ =0; ω = ω0 [1-exp(- t / Т М)];
ω = ω2 = 0.7ω0,
.
Потребленная стартером из сети при пуске электроэнергии
.
Используя соотношения U = С ·ω0·Ф и М = С · Iа ·Ф =J ·(dω/d t), найдем, что Iа= [J/ С ·Ф)]·(dω/d t).
Поставив значения U и Iа в выражение для расхода электроэнергии, получают:
.
При ω1=0 и ω2 = 0,7 имеем . Тогда
При t= 1,2 T M в конце запуска значение тока ia = I П·ехр(- t/T M) = I П, а отношение пускового тока к току отключения равно 3,33.
Как видно, процесс запуска заканчивается сравнительно быстро, к. п. д. невысок, неравномерность тока значительная. В чистом виде из-за малого к. п. д. и трудности достижения ротором авиадвигателя (и соответственно стартером) угловой скорости отключения ωК, этот способ пуска используют только для сравнения с более совершенными, которые рассмотрены в разделах 13.4-13.6.