Управление электростартерами при запуске ГТД

От электростартеров запускают авиадвигатели АИ-20К,-24 на самоле­тах Ан-12, -24; газотурбинные двигатели ВСУ (ТГ-16, ТА-6, -8) и авиа­двигатели на вертолетах. В качестве стартеров используют стартер-гене­раторы (СТГ) постоянного тока. Необходимость сокращения времени запуска, расхода электроэнергии и уменьшения потерь в цепях стартеров привела к разработке способов управления электростартерами. Их сущ­ность заключается в изменении напряжения на якоре и потока возбуж­дения стартера для улучшения временных и энергетических показателей запуска.

Все эти способы подчинены общей цели: сделать запуск наилучшим по определенным показателям.

Для улучшения характеристик пуска определяют оптимальное переда­точное отношение стартер-авиадвигатель для минимизации времени разгона стартера от какой-то исходной до заданной конечной угловой скорости. Для этого рассматривают выбор передаточного отношения для разгона привода от начала запуска до угловой скорости ω1 при которой вступает в работу турбина. При заданном максимальном (пусковом) мо­менте стартера М СТ.К = М СТ.МАХ минимизация этого интервала времени позволяет уменьшить потери, общий расход энергии и время запуска. Для упрощения задачи считают, что основным нагрузочным моментом является динамический момент М ДИН = J (dω/dt), а моментом компрессора М К, приведенным к валу стартера, пренебрегают.

Так как СТГ имеет параллельное возбуждение, уравнение его меха­нической характеристики имеет вид:

М СТ = М СТ.К(1 - ω/ω0).

Уравнение движения системы стартер-ротор ГТД записывают так:

J (dω/dt) = М СТ.К(1 - ω/ω0),

откуда

     или .

В результате интегрирования время разгона от ω = 0 до ω0 = ω1 опре­деляется уравнением

    t 1=(J ω0/ М СТ.К)ln[1/(1- ω10)].

Передаточное отношение и между стартером и авиадвигателем нахо­дят из выражения ωСТ= u ωАД, откуда и = ωСТ / ωАД.

Приведенный к валу стартера момент инерции J = J CT + (1/ и 2) J АД. Учитывая, что при использовании для запуска стартер-генераторов пере­даточное отношение и = 1.35 – 1.42, приведенный к якорю стартера мо­мент инерции авиадвигателя (1/ и 2) J АД>> J CT. Без ущерба для точности принимают, что J CT≈(1/ и 2) J АД.

Время разгона до угловой скорости ω1 с учетом допущений

                                                                                                        (13.1)

Для определения передаточного отношения , обеспечивающего минимум времени разгона до угловой скорости ω1 уравнение (13.1) ис­следуем на экстремум:

    ,

откуда  - ;

ln(1- u ω1АД/ ω0)=0.5 u ω1АД/ ω0(1- u ω1АД/ ω0).

В результате графического решения этого уравнения получают опти­мальное передаточное отношение, обеспечивающее минимум времени раз­гона системы стартер - авиадвигатель до угловой скорости, при которой вступает в работу турбина. Как правило, это отношение

    u ОПТ=0.73·ω01АД.

В электрических системах запуска ротор авиадвигателя разгоняют СТГ, который в полете работает в генераторном режиме, а при запуске - в стартерном. При работе в режиме стартера стартер-генератор должен развивать необходимую механическую мощность для того, чтобы быстро разогнать ротор авиадвигателя. Максимальную мощность СТГ должен развить при угловой скорости ω1 когда момент сопротивления макси­мален (см. рис. 13.1):

Р СТ = ω1 (М СТ + М ДИН) = М Э.СТ ·ω1,

где М ДИН - динамический момент, необходимый для создания нужного ускорения dω/dt; М Э.СТ - электромагнитный момент стартера.

Электромагнитный момент стартера М = С·I aФМАХ; поток возбуждения в стартерном режиме имеет наибольшее значение. Электромагнитная мощность стартера Р Э.СТ= М Э.СТ ·ω1= ·ω1АД· М Э.СТ.

После того как запуск произошел, СТГ переходит в генераторный режим, работая с минимальной для этого режима угловой скоростью и тем же максимальным потоком ФМАХ. В данном случае электромагнит­ные моменты СТГ в стартерном и генераторном режимах равны М Э.Г = МЭ.СТ; минимальной угловой скоростью для генераторного режима яв­ляется скорость малого газа авиадвигателя ωМГД.

Электромагнитную мощность генератора Р Э.Г= М Э.Г ·ωГ..МIN= М Э.Г ·ωМГД· u Г,где ωМГД угловая скорость малого газа двигателя u Г = ωГ / ωАД.

При работе с минимальной угловой скоростью, номинальным током и максимальным потоком возбуждения СТГ развивает наибольший для генераторного режима момент. Соотношение электромагнитных мощ­ностей в стартерном и генераторном режимах находят, считая, что макси­мальные электромагнитные моменты машины в стартерном и генератор­ном режимах равны М СТ.МАХГ.МАХ. Используя это условие и выражения для электромагнитных мощностей в стартерном и генераторном режимах, мощность стартера через мощность генератора и параметры обоих ре­жимов находят так:

Р Э.СТ= Р Э.Г · u СТ ·ω К П/ u Г ·ωМГД.                                                       (13.2)

Для оценки возможности использования СТГ для запуска ГТД опре­деляют мощность, которую он может развить, работая в стартерном режиме. С учетом кратковременности стартерного режима (60 - 70 с) ток I СТ якоря стартера при запуске может превышать ток генераторного режима в К П раз (I СТ = К П · I Г, где К П - коэффициент перегрузки, равный 1.3 – 1.4). Для ГТД, запускаемых от стартер-генераторов, передаточные отношения равны:

u СТСТАД=1.3-1.4; u Г = ωГ / ωАД.≈0.5; ≈0.15; ≈0.5

Подставив эти данные в формулу (13.2), оценивают соотношение мощ­ностей СТГ в стартерном и генераторном режимах. Если учесть, что в современных системах запуска напряжение VCT на якоре СТГ составляет (2 - 2,2)UГ.ПОТ, то Р Э.СТ= Р Э.Г (1.5 – 1.7) Р Э.Г.

    В стартер-генераторах, применяемых при запуске ГТТ, для повышения момента используют планетарный редуктор с обгонной муфтой. При работе в стартерном режиме угловая скорость выходного вала стартера, сцепленного с коробкой передач авиадвигателя, примерно в 3 раза меньше скорости вращения якоря СТГ. При работе СТГ в генераторном ре­жиме вращение от коробки передач авиадвигателя передается на якорь помимо редуктора. Изменение пе­редаточного отношения осуществ­ляют за счет обгонной муфты. Она при передаче движения от авиа­двигателя к генератору сцепляет ведущий (гибкий) вал с полым валом, на котором посажен пакет якоря. При передаче движения от СТГ к авиадвигателю сцепления полого и гибкого валов не происходит. Передача движения от полого вала к выходному валу осуществляется через планетарный редуктор (рис. 13.2).

 

 

При работе в стартерном режиме момент от якоря 1 через шестерню 8 и сателлиты 5 передается на корпус редуктора 3, который в этом режиме заклинивается храповой собачкой 2 и неподвижен. Сателлиты приводят в движение водило 12. Оно своей шестерней с внутренним зацеплением 4 через шестерню 6 вращает выходной вал, жестко связанный с гибким валом 7. В стартерном режиме муфта свободного хода не заклинена и полый вал связан с гибким через редуктор, уменьшающий угловую скорость гибкого вала в отношении 3.18:1. В генераторном режиме вследствие изменения направления передачи момента (от двигателя к ге­нератору) собачка 2 расцепляет корпус 3 редуктора и корпус стартера, а муфта свободного хода 10 заклинивает, сцепляя гибкий 7 и полый 11 валы помимо редуктора.

Угловая скорость обоих валов одинакова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: