Правила самоконтроля индивидуального физического развития и физической подготовленности

Влияние самостоятельных занятий физическими упражнениями на организм может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому каждому занимающемуся необходимо контролировать свое физическое состояние, то есть проводить самоконтроль.

Самоконтроль – это наблюдения занимающегося за состоянием своего здоровья, изменением физического развития, двигательной подготовленности, влиянием занятий физическими упражнениями на деятельность органов дыхания, кровообращения и др. Существует несколько видов самоконтроля: предварительный, этапный, текущий, оперативный и итоговый.

Предварительный самоконтроль проводится в начале занятий физическими упражнениями. К примеру, у учащегося на первых уроках физической культуры каждого учебного года определяют исходные показатели физической подготовленности.

Этапный самоконтроль необходимо проводить через определенные промежутки времени (несколько недель, несколько месяцев). По аналогии со школьной практикой этапным контролем будет оценивание учащихся в конце каждой четверти.

Текущий самоконтроль используется для ежедневной оценки своего физического состояния, чтобы определить посильную ли физическую нагрузку применяет занимающийся.

Оперативный самоконтроль проводится перед началом каждого занятия, во время и после него. В ходе оперативного самоконтроля чаще всего измеряется частота сердечных сокращений; кроме того, дополнительно оценивается самочувствие, желание заниматься и др.

Итоговый самоконтроль проводится через год от начала самостоятельных занятий по программе предварительного самоконтроля. По результатам сравнения полученных данных в начале и через год занятий можно оценить их эффективность.

При проведении всех видов самоконтроля используются как объективные, так и субъективные показатели функционирования организма.

В качестве объективных показателей чаще всего определяются результаты испытаний в контрольных физических упражнениях, измерения массы, длины тела, пульса в покое и после выполнения физических упражнений и др. Субъективными данными самоконтроля могут быть: общее самочувствие, настроение, желание заниматься, сон, аппетит и т.п.

Обязательным условием для занимающихся самостоятельно является ведение дневника самоконтроля, в котором регулярно заносятся указанные данные, а также вид применяемых физических упражнений, объем и интенсивность проделанной работы.

Самоконтроль индивидуального физического развития и физической подготовленности предполагает проведение доступных несложных измерений, оценку и анализ полученных результатов, принятых решений по результатам анализа. Эти процедуры будут приносить пользу, если занимающиеся физическими упражнениями будут соблюдать определенные правила. К таким основным правилам следует отнести сознательность и конкретность, систематичность, комплексность, доступность самоконтроля.

Сознательность и конкретность занимающихся проявляются, если они будут стремиться к самопознанию и самосовершенствованию. Требование к выполнению этого правила, заключается в том, что занимающийся ставит перед собой соответствующую определенную цель и текущие педагогические задачи. И цель и задачи должны быть конкретными. Занимающийся самостоятельно, поставив цель, к примеру, улучшить фигуру, должен определить для себя какая масса тела, какая окружность грудной клетки и другие параметры желательны для него в результате занятий.

Правило систематичности означает, что занимающийся регулярно, в одно и то же время, в одинаковых условиях проводит измерения показателей своей жизнедеятельности, физического развития, подготовленности с последующей фиксацией в дневник самоконтроля, оценивает и анализирует их, вносит поправки в программу своих занятий. Так, например, определять силу кисти необходимо одним и тем же динамометром, время пробегания дистанции – одним и тем же секундомером на одном и том же стадионе, в одной и той же одежде и т.п. Причем, требование регулярности проявляется в проведении измерений по заранее установленному графику этапного самоконтроля, в одни и те же часы ежедневного текущего самоконтроля.

Самоконтроль индивидуального физического развития и физической подготовленности должен включать комплекс основных показателей, характеризующих человека. В практике физического воспитания к основным показателям физического развития относят: массу и длину тела, окружность грудной клетки. При наличии соответствующих инструментов измерения к ним можно добавить жизненную емкость легких, кистевую динамометрию, артериальное давление и др.

Индивидуальную физическую подготовленность определяют при проведении тестирования уровня развития физических способностей. Так, скоростно-силовые способности ног определяются по результатам выполнения прыжка в длину с места; силовую выносливость рук – по сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа; туловища – по подъему из положения лежа на спине в сед; для определения гибкости применяют наклон туловища; общая выносливость определяют по результату пробегания дистанции на расстояние 1000м или на время свыше 5 мин.; координационные способности измеряют с помощью челночного бега на короткие отрезки, например, 4 х 9м.

Индивидуальный самоконтроль осуществляется по наиболее простым показателям, которые можно определить с помощью простых инструментов (линейка, рулетка, секундомер и т.п.) или вовсе без них (по количеству попыток).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: