Понятие о физическом совершенстве человека

Физическое совершенство – это уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья, в комплексе обеспечивающий оптимальное приспособление человека к условиям жизни. Другими словами можно сказать, что это высшая степень гармонического физического развития и всесторонней двигательной подготовленности человека. Ее достижение является одним из наиболее существенных результатов полноценного процесса физического воспитания.

Физическое совершенство предполагает высокий уровень здоровья, биологической надежности организма, максимальное раскрытие наследственных возможностей и предпосылок. Этот уровень достигается в соответствии с закономерностями всестороннего развития личности (нравственного, духовного, умственного, эстетического и др.) и условиями жизнедеятельности.

     Физическое совершенство предполагает:

формирование телосложения;

гармоничное развитие физиологических функций человека средствами физической культуры;

всестороннее развитие физических качеств и двигательных способностей.

Процесс физического совершенствования направлен также на коррекцию отклонений в состоянии здоровья, на формирование правильной осанки, на развитие мышечной массы различных частей тела, на содействие сохранению оптимальной массы тела и формирование телесной красоты. Гармонично развитые формы тела отражают в определенной степени нормализацию функционального состояния организма человека.

Основными показателями физического совершенства человека являются:

крепкое физическое здоровье, обеспечивающее адаптацию человека к изменяющимся условиям жизни, труда и быта;

высокая общая физическая работоспособность, на базе которой развиваются различные виды специальной работоспособности;

пропорциональное физическое развитие;

высокий уровень физической подготовленности, характеризующий всестороннее развитие физических качеств.

 

 ПРАВИЛА РЕГУЛИРОВАНИЯ НАГРУЗКИ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

Физическая нагрузка представляет собой определенную меру воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Величину нагрузки определяют ее объем и интенсивность. Дозирование, т.е. регулирование нагрузки состоит в изменении объема и интенсивности.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, весом отягощений, длиной преодоленной дистанции и др.

Интенсивность нагрузки характеризуется временем, затраченным на выполнение конкретного объема работы.

Главным механизмом, на основе которого достигается определенный эффект от воздействия физических упражнений (оздоровительный, восстановительный, тренировочный, лечебный и др.), является механизм адаптации (приспособления) к особенностям их воздействий.

Адаптация – это способность организма изменять свое состояние в ответ на внешнее воздействие в соответствии с характерными особенностями выполняемых упражнений.

Нормирование физических нагрузок напрямую зависит от их направленности на развитие различных физических качеств. Например, нагрузки, направленные на развитие силовых качеств, будут дозироваться массой отягощений (штанга, гантели) и количеством повторений. Нагрузки, направленные на развитие общей выносливости организма, будут дозироваться количеством преодоленных километров и временем, затраченным на это.

 Показатель оптимальной величины физической нагрузки для школьников индивидуален и зависит от возраста, пола, состояния здоровья и уровня тренированности. Например, рекомендуемый недельный объем физической нагрузки учащегося включает в себя ежедневные занятия утренней гигиенической гимнастикой в течение 10-15 минут, 3-5 разовые тренировки с включением следующих видов самостоятельных занятий физическими упражнениями: оздоровительного бега, ходьбы на лыжах, физкультурных пауз, выполняемых в течение учебного дня, спортивных и подвижных игр, плавания, атлетической гимнастики. В выходные дни (в зависимости от времени года) следует проводить 2-3-х часовые лыжные, велосипедные, пешие прогулки или однодневные туристские походы. Кроме того, ежедневно следует проводить на свежем воздухе не менее одного часа.

Все физические нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям занимающихся. Во время самостоятельных занятий физическими упражнениями следует регулярно осуще­ствлять самоконтроль за состоянием своего здоровья для своевременного регулирования физических нагрузок.

Все показатели самоконтроля подразделяются на субъективные и объективные. Субъективные показатели - самочувствие, настроение, сон, аппетит, желание заниматься. Если самочувствие хорошее, настроение бодрое, рабо­тоспособность в течение дня поддерживается на высоком уровне, значит физи­ческие нагрузки были дозированы правильно. К объективным показателям са­моконтроля относятся такие показатели, которые позволяют охарактеризовать состояние организма в единицах измерения. Это, прежде всего, масса тела, рост, частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое, во время и после окончания выполнения физических нагрузок, а так же функциональные пробы.

Частота сердечных сокращений считается одной из обобщающих, информативных характеристик работы сердечно-сосудистой системы. В норме в состоянии покоя у старшеклассников частота пульса колеблется от 60 до 78 уд/мин. В результате регулярных занятий такими видами спорта, как бег, плавание, лыжные гонки, велогонки, частота сердечных сокращений должна немного уменьшаться. Снижение свидетельствует о том, что выполняемые физические нагрузки положительно влияют на состояние сердечно-сосудистой системы организма. Постоянное уменьшение ЧСС говорит о более экономичной деятельности сердечно-сосудистой системы.

Измерение ЧСС рекомендуется проводить сразу после окончания выполнения физических упражнений путем наложения пальцев руки на сонную артерию в верхней части шеи. Можно также производить замеры ЧСС в области лучезапястного сустава или в области сердца, положив ладонь на нижнюю часть груди.

Измерение ЧСС после занятий помогает определить, со­ответствовала ли выполненная нагрузка возможностям организма. При этом максимально допускаемая ЧСС во время занятий высчитывается по формуле:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: