Конспекты педагогических мероприятий, направленных на воспитание вежливости в процессе игр-драматизаций
Организованная образовательная деятельность «Знакомство с лэпбуком. Чтение рассказа «Волшебное слово»
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
Обучающие: продолжать учить детей обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения и т.д.). Способствовать развитию нравственных представлений;
Развивающие: развивать умение поддерживать беседу;
Воспитывающие: воспитывать волевые качества – выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Материалы: Лэпбук – задания, загадки, игры, художественные произведения, маски, атрибуты
Ход мероприятия:
Воспитатель: – Ребята, на нашей последней встрече, мы с вами говорили о вежливости. Сегодня хочу вам показать папку с богатым материалом. Эта папка называется – лэпбук. Здесь находятся задания, загадки, стихи, сказки, рассказы,игры на культуру общения.
|
|
Воспитатель: – Ребята, а как вы думаете, что я имею виду культуры общения?
Ответы детей: не кричать, не перебивать, говорить вежливые слова…
Воспитатель: – Ребята, поиграем в игру? Вежливые слова можно вспомнить в игре «Кто больше знает вежливых слов?»
Ответы детей: да…
Цель для педагога: узнать, как дети понимают значения вежливых слов, умеют ли применять при определенных обстоятельствах.
Цель в работе с детьми: закрепить вежливые слова и смысл их употребления, упражняем детей работать в коллективе, воспитываем доброжелательность, внимательность к сверстникам (к окружающим).
Ход игры:
Воспитатель: – Ребята, сейчас я буду задавать вопрос, какие вежливые слова нужно говорить при различных ситуациях. Вы отвечаете, но есть правила игры: первое правило – недолжны быть повторы в ответах, второе правило, если затрудняетесь ответить, попросить о помощи соседа справа (в следующей игре ориентир можно поменять, правило на внимательность и саморегуляцию поведения), и третье правило, если не ответил два раза,выбываешь из игры.
‒ Какие слова нужно говорить при встрече? – Здравствуйте, доброе утро, день, вечер, привет, рады вас видеть;
‒ Какие слова нужно говорить, если обращаешься к кому – либо с просьбой? – прошу Вас, будьте добры, пожалуйста, окажите любезность, разрешите, вас не затруднит;
‒Какие слова нужно говоритьс пожеланиями? - Будьте здоровы, приятного аппетита, всего доброго, счастливого дня;
‒ Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? –Простите, извините, прошу прощения, сожалею что так вышло, больше не повториться;
|
|
– Какие слова произносим прощаясь? –До свидания, прощайте, всего доброго, спокойной ночи, всего хорошего, удачи, счастливой дороги, всех благ;
‒ Какие слова благодарности знаем? – Спасибо, благодарю, признателен, тронута вниманием;
‒А какие слова произносим при знакомстве? – Очень рад знакомству, приятно познакомиться, добро пожаловать!
‒ Хорошо. Ребята, в нашей папке есть рассказ о мальчике, которому помогло волшебное слово, хотите узнать, как?
(Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», если дети знают рассказ, то необходимо вспомнить по сюжетным картинкам содержание).
– Вам понравился рассказ?
– Чем он вам понравился?
– Как вы думаете, почему рассказ называется «Волшебное слово»?
Ответы детей:.
– Хорошо, а сейчас предлагаю разделиться на три группы и собрать последовательно карточки по рассказу (упражнение проводится для закрепления содержания рассказа, дети делятся на группы, обсуждают последовательность содержания). Команда, которая соберет без ошибок последовательность карточек по рассказу, победит.
‒ Спасибо ребята, у нас получилось удивительное мероприятие, а вам, что понравилось? Новое что узнали? Что вы расскажете своим родителям? Что вы хотите еще повторить? На следующей встрече мы продолжим знакомство с содержанием лэпбука, поиграем в другие игры и познакомимся со сказкой.
Организованная образовательная деятельность «Продолжаем знакомство с лэпбуком. Чтение сказки «Невежливая сорока»
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
Обучающие: продолжать учить детей обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения и т.д.).
Развивающие: развивать умение поддерживать беседу;
Воспитывающие: воспитывать волевые качества – выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.Способствовать развитию нравственных представлений.
Материалы: Лэпбук – задания, загадки, игры, художественные произведения, маски, атрибуты
Ход мероприятия:
– Ребята, на нашей последней встрече, мы с вами познакомились с лэпбуком, поиграли в игры, отгадывали загадки о вежливых словах. Сегодня продолжим знакомство с лэпбуком, много задании, загадок, рассказов и сказок еще осталось в папке.
Воспитатель: – Ребята, какой рассказ мы с вами читали вчера?
Ответы детей: – «Волшебное слово».
Воспитатель: – правильно, «Волшебное слово», как вы думаете, почему же автор назвал так произведение?
Ответы детей: – слово, пожалуйста, помогло Павлику, получить, что он хотел.
Воспитатель: Верно, вежливое слово «Пожалуйста», действительно имеет волшебную силу. А вы знаете такую игру «Пожалуйста»?
Ответы детей: нет...
Ход игры: Все становимся в круг. Я, буду показывать разные движения, а ваша задача дети, повторять те движения, когда буду добавлять слово «пожалуйста». Например, поднимаем руки – дети не повторяют, присели, пожалуйста – дети выполняют упражнение и т.д.
Воспитатель: Хорошо, молодцы! А теперь, предлагаю познакомиться с новой сказкой «Невежливая сорока».
Чтение сказки:
‒Жила-была сорока. Вертлявая. И очень грубая. Никому доброго слова не скажет. Не здоровается нис кем и не прощается. Заденет кого крылом по голове, не извинится. Дадут ей что-то — никогда спасибо не скажет. А так как она вежливых слов не говорила, то, в конце концов, все их забыла. Ни одного слова не знала. Так и жила. Только вот однажды в лес прилетела вежливая сорока. И здоровается со всеми, и прощается, да еще и извинится по сто раз на дню. А у этой сороки были бусы. Красивые-прекрасивые. Ярко-красные. Грубой сороке так эти бусы понравились! Хотела она их стащить потихоньку. А вежливая сорока лапкой бусы придавила и говорит:
|
|
– Извините! Но это моё! Грубая сорока тогда силой хотела отнять. Но вежливая оказалась сильнее.
– Простите, – говорит, – но бусы не отдам.
– Вот жадина! –сказала сердито грубая сорока.
– Прошу прощения, но я совсем не жадина! Вот если бы вы вежливо попросили.
– Дай-ка бусы! – Это невежливо! Надо слова вежливые сказать! Даже только одно слово!
– Какое? – удивилась грубая сорока.
– Я и не помню ни одного!
– Нужно помнить, – покачала головой вежливая сорока.
– Вспомните – приходите. Целый день вспоминала сорока вежливые слова. Очень ей хотелось бусы получить. А слова, как назло, не вспоминаются. Стала она у других птиц спрашивать, какие они вежливые слова помнят. Ворона сказала – «спасибо».
Трясогузка ‒ «до свидания!».
Воробей ‒ «будьте здоровы». Набрала сорока разных слов и полетела к хозяйке бус.
–Здравствуйте! ‒ кричит с порога.
– До свидания, дайте бусы!
– Что? – удивилась вежливая.
– Не то слово?
–Ладно! Будьте здоровы, дайте бусы!
– Опять не то?
–Ну, ладно… Спасибо, дайте бусы! С Новым годом, дайте бусы! Спокойной ночи, дайте бусы!
– Ну, вот что, – сказала вежливая сорока, и в самом деле – спокойной ночи! А бусы, с вашего позволения, останутся при мне.
– Но почему? — чуть не заплакала грубая сорока. – Я же вам столько вежливых слов наговорила!
– Да, но они все были не теми словами! Нужно всего одно, но правильное!
– А я его не помню!
– Вспоминайте!
– Я не могу!
–А вы попробуйте!
– Ну, пожалуйста, помогите вспомнить это слово!
–Вот и вспомнили, – улыбнулась вежливая сорока.
– А? Что? – удивилась грубая, которая теперь была совсем не грубая, потому что вспомнила так много вежливых слов.
–Правда, что ли? Пожалуйста?
– Конечно.
– Ух, ты! Вот спасибо.
– Да не за что….
– И… и… дайте бусы. Пожалуйста.
– Пожалуйста, – кивнула вежливая сорока и протянула другой вежливой сороке ярко-красные бусы. Помодничаю и верну обратно. Спасибо.
|
|
– Ребята, видите, что как мучилась сорока из-за незнания вежливых слов.
А какими другими словами можно назвать вежливые слова покажет игра «Скажи по – другому» –(цель – выявление знаний и умений использования в речи вежливых слов и фраз), детям предлагается задание подобрать слова синонимы к вежливым словам в определенных ситуациях:
При встрече приветствуем друг друга со словами: ‒ Здравствуйте – доброе утро, день, вечер, привет, здравия желаем!
При расставании говорим: ‒ до свидания – до встречи, доброго здоровья, доброго пути, пока!
Просьба о помощи или регулировке ситуации: ‒ пожалуйста – будьте добры, будьте любезны, вас не затруднит!
Если не совсем корректно поступили: ‒Извините – простите, прошу прощения, такое больше не повториться!
Слова благодарности: - Спасибо – благодарю, большое спасибо!
Воспитатель: Спасибо, ребята за работу. На следующей встрече мы с вами попробуем изготовить атрибуты по сказке «Невежливая сорока» к пальчиковому театру. До встречи!