Основные идеи феноменологии Э. Гуссерля

 

Лекция Конева + Из Спиркта

 

           Связь с антропологической традицией.

           Кант: как работает познавательный механизм? Что нового в Катианской традиции? Знание конструируется разумом, а не существует изначально. Разум - творческая сила. Знание - только произведение разума, а не знание вещи.

           Гегель пытается вернуть знанию вещи.

           Об этом и Эдмунд Гуссерль: феноменология. Математик. Под влиянием Брентана ушел в философию. Платон, Декарт, Кант, Гуссерль - феноменологический ряд.

           С него открывается филос. 20 в. Феноменология - наука о феноменах (показаться, явиться). Каждая наука изучает какие-то явления. Явление выступает как проявление чего-то. По Гусе, философия должна изучать само явление как таковое.

           По Гуссерлю, феноменология - это «строго научная философия» о феноменах сознания как о чистых «сущностях, образующих мир идеального бытия», о «самоочевидных логических принципах», дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике, что осуществляется с помощью многоступенчатого метода «феноменологической редукции». В результате из рассмотрения исключаются весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о существовании того, что является предметом исследования. И лишь этим путем мы как бы возвращаемся «к самим вещам» в виде сферы сознания, свободной от отношения к реальности, но сохраняющей все богатство своего содержания. Такая редукция являет собой прием обоснования, идеализации. Следовательно, феноменология по своей сути является наукой факта - предельно обобщенного и идеализированного. Сам Гуссерль называет ее дескриптивной, т.е. описательно, наукой.

           Чистое явление - черта абсолютного сознания. Интенциональные акты конституируют предметный смысл. Как видеть чистое явление? В отношении к чему явление кажет себя как явление?

           Задача - выявить явление как таковое. Найти смысл самого явления.

           Смысл является, когда берется явление там, где оно ЕСТЬ, ГДЕ оно себя показывает, а не ЧТО она показывает:

           ~ «Открылась дверь и он вошел...» - не КТО вошел, а КАК вошел, что дает возможность этому явиться?

           Феномен становится самой сущностью. Он не вещь, которая есть вне сознания, и не совокупность представлений.

           Феномен - смысл вещи. Самообнаружение вещи в потоке сознания. Смысл как способ существования.

           Смысл не может быть непонятен. Он всегда дается целиком. Этим феномен отличается от вещи, от знания, которые самоочевидны.

           Феномен - ясное переживание вещи в ее первозданное™. Он существует до всякого определения вещи. Допредикативный опыт. Как мы понимаем вещь до всякой науки и размышления о ней и есть смысл вещи, т.е. сама вещь.

           Феномен - очевидность вне всякого сознания. Это очевидность предъявляется вещью. Мир феноменов - мир особых предметов, мир идеальных смыслов сознания. Феномены - интенциональные предметы (1для сознания - Лииля), т.к. сознание всегда сознание чего-то. Интенциональность - свойство этого мира, (впервые об интенциональности - у Брентана, у Гуссерля - ключевое понятие). ~ решение задачи о буридановом осле (Леферр).

           Феномен в чистом виде человеку не дан. Нужно очистить явление от являющегося. Чистый феномен появляется, когда сознание не выходит за свои границы, останавливается на границе. Мое сознание перескакивает предмет. Необходимо воздержаться от рассуждений о конкретном предмете (~ о стуле) как о предмете.

           Нужно вскрыть описание работы сознания, которое конструирует это явление. Дескрипция - описание того, как появился в моем сознание смысл чего-то.

           В сознании есть только его смысл. Всякое знание строится из кирпичиков сознания (атомы смысла, из которых можно выстроить сложные смыслы).

           Что такое сознание как поле смыслов. Сознание - собрание разных переживаний. Оно не может не содержать в себе эти переживания.

2 типа переживания:

1) трансцендентные (за которыми стоит предмет вне сознания),

2) имманентные (предмет в моделях моего сознания).

           Чем отличается трансценд. переживание от имманентного? На реальность ссылаться нельзя. Есть такие переживания, которые связаны с восприятием перспективы. Если переживание перспектив не имеет - оно внутреннее. Способность воспринять всякое содержание сразу - имманентное.

           Эйдетическая редукция рассматривает разные переживания, сводит некие смыслы до очевидности. Смыслы, которые нельзя разложить и изъять (~ что такое цвет, звук?) Некоторые очевидности присущи сознанию. Среди смыслов обнаруживаю исходные смыслы сознания. Мы их должны признать сущими. Сознание и его переживание относятся к явлению.

           Каков смысл феноменологии?

           Феноменология - разработка принципов обоснования достоверности научного знания. Европейскую науку невозможно понять без этого. Как формулируются смыслы? Мир человеческой жихни - это мир смыслов, и то, как они конструируются, показывают. Знание о формировании смысла есть заниние о самом смысле, то есть о самой жизни. ~ Феноменология искусства - о том как существуют произведения искусства, как существует смысл произведения искусства.

           В «Логических исследованиях» Г. так определили объект, цели, метод философии: ее основной объект - научное знание и познание, цель - построить науку о науке, т.е. «наукоучение», решающая проблема теории познания - проблема объективности познания. Философу недостаточно того, что мы ориентируемся в мире, что мы имеем законы как формулы, по которым мы можем предсказывать будущее течение вещей и восстанавливать прошедшее. Он хочет привести в ясность, что такое по существу «вещи», «события», «Законы природы» и т.п. И если наука строит теории для систематического осуществления своих проблем, то философ спрашивает, в чем сущность теории, что вообще делает возможным теорию и т.п. Лишь философское исследование дополняет научные работы естествоиспытателя и математика и завершает чисто и подлинное теоретическое познание. Гуссерль рассматривал философию как строгую науку - науку о феноменах сознания. Вслед за рационалистом Декартом Гуссерль стремился отыскать последние самоочевидные, собственно логические принципы, чтобы очистить сознание от эмпирического содержания, что осуществимо лишь с помощью редукции, т.е. сведения высшего фк низшему, простому. Для этого философия призвана освободиться от всех догматических принципов, которые вырастают на почве обычной "«стественной установки" сознания в своем отношении к миру. С его точки зрения, философия призвана стать борцом и за необходимое человечеству самосознание: как раз это и было основанием всего логического здания его системы. Гуссерль призывал к свершению «эпохе» - воздержанию от какого-либо утверждения. В результате редукции остается последнее неразложимое единство сознания - интенционалъностъ, т.е. направленность сознания на предмет. Гуссерль под интенционалъностъю понимал такую направленность сознания на предмет как обобщено - читую структуру сознания, свободную от индивидуально-психологических, социальных и иных факторов. Таким своеобразным способом Гуссерль стремился решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология призвана служить своего рода связующим звеном между ними, быть одновременно представителем духовного мира и трансцендентного мира сущего. В этом мыслитель видел метод постижения сущности событий. Правда, сами сущности у Гуссерля выступают как «значения», не обладающие собственным, самодостаточным статусом существования. В последний период жизни он обратился к идее «жизненного мира», что вело его к философии жизни. Он выступал против господства сциентизма и натуралистически-позитивистского мировоззрения вообще. Идеи Гуссерля послужили одним из источников экзистенциализма и герменевтики.

Учебник Кохановского

 

           Задача феноменологии - показать, как родились вторичные образования жизненного мира. Чтобы понять генезис понятий и вскрыть природу истинного, «чистого сознания», надо провести редукцию сознания, т.е. перейти от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности. Для этого мы прибегаем к способу «Эпохе» - такой операции мысли, когда внимание ученого направлено не на предмет, а на то, каким образом даны указанные предметы нашему сознанию. Предмет как бы остается в стороне, на первый план выходит состояние сознания. Сфера, где осознается предмет - «чистое сознание», т.е. очищенное от догм, сфер и стереотипов мышления, а главное, очищенное от попыток найти основу сознания в том, что не является сознанием.

           «Чистое сознание», освобожденное от всех человеческих установок, доопытное становится доступным пониманию при помощи «редукции» (сведения)- мыслительной операции, которая позволяет сначала перейти от рассмотрения предметов к осмыслению их чистой сущности способом «эпохе», а затем перейти к постижению фундамента всего существующего -«абсолютного Я». Такое сознание как бы конструирует мир, внося в него «смыслы». Все виды реальности, с которыми имеет дело человек, объясняются из актов сознания. Объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, просто нет. А сознание объясняется из самого себя, обнаруживает себя как феномен.

 

РАЗДЕЛ I. ВОПРОС 18.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: