Критическая философия И. Канта как синтез эмпиризма и рационализма

 

(Лекция Конева)

 

           Его философия занимает особое место - вбирает в себя все линии ранней философии и откуда вся последующая философия выходит. Филигранная техника философии. Сформировал 3 правила мышления:

  • мыслить самому (сам рождать мысль)
  • мыслить так, чтобы быть способным посмотреть на свою мысль глазами другого - рефлексия - мыслить непротиворечивым образом, т.е. не противоречить самому себе, чтобы мысль не скакала.

 

Философия Канта 2 этапа развития:

 

1) Докритический этап - Кант в русле Просвещенческой философии занимается чисто антологическими проблемами -

курсы оп натуральной философии.

Открытия: приливы и отливы в следствии притяжения луны. Стоит на позициях франц. рационализма, что разум способен знать природу в ее абсолючных основаниях. Разум - единственный судья.

2) Критический период (нач. 70-х г.). «Если мы возлагаем надежды на разум, то надо проверить, а достоин ли разум этих надежд, надежен ли разум? Необходимо подвергнуть разум критическому анализу. Выявить основние критической деятельности разума. «Критика чистого разума» (критика познавательных способностей). Метод исследования - синтез. Философия анализирует основания, из которого исходит какое-л. начало. Критика разума (познавательной способности) -критика чистого разума - т.е. анализ самой способности познания.

Кант пытается построить синтез рациональной и эмпирической линии в философии, показывая, что способность познания включает в себя синтез опытного и неопытного начал. -> Филос. Канта - филос. синтеза, синтетического познания.

           Как возможен синтез? Всякое знание является синтезом МАТЕРИИ знания (ощущения из опыта) и ФОРМЫ знания (из разума - прирожденная и существует арпоп). Эта форма чувственности является по Канту субъективной (не свойственной природе), но свойственна рассудку всех людей. Т.о. разуму прирождены не идеи, а только формы мышления, которые не являются мыслями до опыта. Чтобы возникло новое знание нужно, чтобы произошло соединение чувственного созерцание с категориями рассудка. Условием синтеза являются: 1) единство нашего сознания - «единство трансцендентальной апперцепции» - априорно, 2) продуктивная сила воображения.

 

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАНТОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ

 

3 уровня познания познавательная способность (чистый разум):

чувственное познание

интеллектуальное познание (рассудочное)

разумное познание (высочайшая способность).

           На ощущения воздействуют какие-то вещи (вещи в себе ВВС - сами по себе - ноумен) -> появляется чувственное впечатление (ощунение), которое является результатом воздействия вещей на органы чувств, но ощущения не отражают вещи, не открывают их, а показывают реакцию органов чувств на внешние воздействия -> мы получаем т.о. свидетельство о наличие вещи (ноумен же человеком не может быть познан. Преградой для познания являются органы чувств. Подобный тезис о непознаваемости вещей самих по себе - АГНОСТИЦИЗМ.

           Предметность вещам придают априорные Формы сознания: простр-во и время, которые присоединяются к ощущениям -> появляются предметы как явления - феномены - сними дело имеет наше сознание.

           Подобный тезис, что наше сознание само строит предмет, т.е. сообщает форму этому предмету, под которой он только и может познаваться, т.е. само строит предмет науки - СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Априорные формы рассудка, являющиеся условием возможности синтетических суждений в теоретическом естествознании:

1) категория качества: - реальность, - отрицание, - ограничение.

2) категория количества: - единство, - множество, - целостность.

3) категория отношения: - субъективные свойства, - отношения причины и следствия, - отношения взаимодействия.

4) категория модальности: - возможность/действительность, - существование/несуществование, - необходимость/случайность.

           Эти априорые формы рассудка позволяют объединить (синтезировать) объекты по определенным правилам. Это дает возможность сущесвтования науки вообще, т.к. она пользуется этими рассудочными категориями (главными для нее являются причина и следствие). Синтезированное разумом знание -регулятивное знание.

           Идеями, доказывающими способность разума синтезировать, являются идеи, не способные возникнуть из чувственного восприятия, основные из них:

идея о душе (целостность всех психических качеств),

идея о мире (бесконечный ряд причинно обусловленных явлений),

идея о Боге (безусловная причина всех обусловленных явлений)

Когда рассудок синтезирует, познание приходит к антиномиям:

1. Мир имеет начало во времени и пространстве или не имеет - одинаково доказуемо.

2. Мир делим до бесконечности и неделим до бесконечности - одиноково доказуемо.

3. Есть ли свобода в мире? - одинаково доказуемо и «да» и «нет».

4. Есть ли Бог? - одинаково доказуемо и «да» и «нет». Антиномии ограничивают наше познание, там, где противоречие - нет истины.

           Т.о. Кант в «Критике чистого разума» показывает, тчо знание является результатом синтеза. Кроме того, что познание человека ограничено и разум не может быть абсолютно надежным средством познания.

 

ЭТИКА КАНТА

 

1) Кант противопоставляет практический разум (связан с ценностью) теоретическому (научное знание). Это противопоставление связано с кризисом европейской философии. Выход: научное знание нужно подчинить ценности.

2) Кант представляет собой философию просвещения, т.е. апофеоз знания. Кант покозывает парадоксальность Просвещения: несоответствие проблемы апофеоза знания и проблемы воли человека.

3) Исходной предпосылкой морального учения Канта является трансцендентальный статус сознания (актуальным является то, что является общим для всех людей, то, что объединяет всех людей).

           Чистый разум характеризует закон, а не факт, закон=правилу, факт=импирическому явлению (природное явление). Закон делает возможным сам факт. Чистый разум есть законедетельство. Мы можем себе позволить какой-либо факт и в этом смысле факт значим, приобретает для нас смысл.->

           1. МОРАЛЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ КЛАССОВОЙ, Т.К. ЗАКОН ДЛЯ ВСЕХ Мораль - это правило обоснования нравственных фактов.

           2. Содержание поступка (ситуация, которая должна быть подведена под нравственный закон) коренится в трансцендентальных свойствах человека. Т.о. легальным поведением Кант считает поведение не противоречащее нормам нравственности. Моральным поведением - действия человека по мотивам своей трансцендентальной сущности, подавляя импирическое состояние. Таким метафизическим (трансцендентальным) свойством человека является свободная воля.

           НАЛИЧИЕ СВОБОДНОЙ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА доказывается тем, что не будь ее, человек был бы полностью подчинен природному детерминизму и не отвечал бы за свои поступки. -> Моральные поступки противоестественны.

           Вместо единой природы человека у Канта вводится представление о двух природах человека: чувственной и сверхчувственной (долг, свобода). Сверхчувственная природа объясняет то, почему Кант связывает свободное решение и добрую волю. Нравственный поступок совершается на основе долга.-> моральный закон может быть только формальным предписанием - «КАТЕГОРИЧЕКИИ ИМПЕРАТИВ КАНТА» - максима, поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: