Экзистенциальная философия о человеке, обществе и истории. Хайдеггер

 

Причина возникновения (в начале 20 в. в Германии):

1. ощущение кризиса сознания вследствие войны

2. реакция нем. ментальное™ на позитивизм (неопозитивизм Рассела - познающее Я противостоит трансцендентному

ОНО -> меняется смысл вопроса о бытии. Задачи Э.: 1) восстановить в правах проблему бытия, 2) в вопросе о смысле бытия генератором является человек.

 

Экзистенциализм:

 

2 школы

 

по направлению

 

немецкий   французский   атеистический   религиозный  
Ясперс, Хайдеггер   Сартр, Камю, Марсель   Сартр, Камю, Хайдеггер   Марсель, Бердяев, Ясперс  
Первая мировая война   Вторая мировая война   Бытие человека (не прибегая к абсолюту). Подлинное существование в свободном акте, выбор+признание свободы другого. Акт моего выбора - выбор на всех, во имя всех (роль инициативы от Фихте, общечеловеческой сферы от Канта) Камю: подлинная жизнь - акт бунта   Смысл бытия исходит из связи человека с религиозным началом Постижение мироздания в акте веры  

Лекция Конева

 

           Антропологический поворот в филос. понимается еще в 19 в. Филос. стремится вырваться из железных объятий Гегелевской системы.

           Первый, кто поставил филос. не в отнош. к познанию, а в отношени. к переживанию жизни - Кьеркегор. Филос. начинается не с удивления, а с отчаяния. Он родоначальник экзистенц. филос.

Экзистенц. филос. не может пользоваться понятиями, которыми можно точно определить - в отнош. к экзист понятиям желание избегнуть определений свидетельствует о такте (нетактично жестко определять, что такое любовь). Поэтому пользуются понятиями, которые понятны без определения.

           Бытие - это не метафизическая реальность, а реальность конкретная (I), которая переживается, проживается, понимается, схватывается интуитивно. Интеллекту отказано в знании жизни. Его методы умертвляют жизнь. Интеллект знает только мертвую материю. Жизнь - целостность, которая ему неподвластна. -> нужен был метод, который схватывал бы конкретность. Он появился, когда Гуссерль разрабатывает феноменологию - МЕТОД СХВАТЫВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

Гуссерль: направляется к вещам, но не к смыслу вещей в сознании, а к самому бытию. Возрождает онтологическую традицию. Надо знать бытие. Бытие не предмет филос., но знать его можнбо только тогда, когда оно само себя покажет, проявит, станет феноменом. Феномен - то, что само, себя кажет, открывать. Феноменология - выявление этих феноменов.

           Тут Хайдеггер расходится с Гуссерлем. По Хайдеггеру феномены -факты самого бытия, которые свое содержание, свой смысл раскрывают сами. Кому? Смысл должен быть чей-то. Смысл существует не у самого стула, а в нашем сознании. Смысл раскрывается сознанию. Феномен - то, что дает само свое понимание. Поэтому философия д.б. связана с человеком.

           Философия - выявление феноменов бытия, не филос. сознания (Гус), а филос. бытия (Хайд).

           Традиц. метафизика обращает вним. на вопрос, что такое бытие, сущность высшего бытия -> сказать о бытие ничего нельзя.

           Ясное, но и самое темное понятие. Бытие нельзя определить. ~ Бытие есть то-то. А что такое есть?

           Бытие не может быть предметом. Приписывать бытие не значит определить это. Во всех рассуждениях о бытии смысл бытия присутствует. Нужно выявить этот смысл бытия. Показать, где оно себя обнаруживает.

           Бытие отлично от сущего: 1) сущее не бытие; 2) если мы спросим о бытии, мы знаем его.

Сущее, которому Бытие является - Оазеш - вот здесь Бытие, присутствие, то, что при сути существования.

           Мы находим то место, где бытие себя показывает - это Вазет (далее Д.). Нужно провести анализ этого Д.

           Фундамент онтологии - аналитика Д. Д. - сущее, которое знает свое существо. Некая бытийная ситуация, где сущее показывает свой смысл.

           Бытие скрыто за сущим (от Парменида) - прорывается через сущее там, где сущееможет осмыслить свое бытие. Дырка в сущем, через которое прорывается Бытие.

           Д. - понимает, что оно есть. Оно знает бытие. Сущее знает о бытие через экзистенц. ситуацию. Экзистенция - форма знания о бытии. Всякая экзистенция заключается в переходе от сущего к бытию (трансцендирование). Д. придает бытие всякому сущему. -> Характеристика Д. - СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ.

           Хайд, занимается анализом этой способности быть. Филос. Хайд. - критика способности быть.

3 шага в движении человека к пониманию бытия:

1) присутствие обнаруживает свое бытие-в-мире, бытие-при-мире. Для человека мир - способ его бытия. Бытийствуя в мире, человек обнаруживает предмет этого мира. Любое сущее превращается в вещь для чего-то. Она замыкается на присутствии.

2) бытие-в-мире рассматривается не как бытие среди вещей, а совместное бытие с другими. ФЕНОМЕН МИРНОСТИ. В мире есть нечто, что не может быть рассмотрено только подручно. Это выявляется через заботливость, попечение - быть-для-другого, с другими - совместный мир с другими. Некое общее бытие. Человек обнаруживает некое безличное бытие - Ваз Мапп. Обыденная жизнь - не подлинное, а безличное бытие.

3) разрушение безличного. Прорыв к подлинному бытию себя как человека. Бытие принадлежит только ему - возможно только в присутствии в модусе страха за свое существование вообще. Страх перед смертью, ничто.

           Смерть ждет каждого. Это единственноге, что принадлежит человеку, единственное, что принадлежит бытию человека. Смерть всегда моя. Обнаружение смысла бытия появляется в ситуации смерти. Феномен смерти. Как смерть является человеку? В смерти человек узнает, что такое жизнь. Смерть - бытийная возможность, возможность - это и есть твоя жизнь. Способ изучения через внедрение в мир небытия.

           Появившийся в мире не по своей воле, человек брошен в этот мир. Ты - основание своего бытия. Основание твоего бытия -небытие. Жизнь - основание твоего бытия. Небытие ты утверждаешь своей жизнью. Ты реализуешь свою возможность, тем самым не реализуешь другие. Ты виновник небытия других возможностей -> ты ответственен за тот мир, который породил.

Из книги Конева "Онтология культуры"

 

           М. Хайдеггер - центральная фигура антропологической парадигмы философского мышления (парадигмы ех181епг). Кьеркегор и Дильтей выделили мир человеческого существования как особый мир бытия, а Хайдеггер выстроил архитектонику экзистенции, создав фундаментальную онтологию, определившую принципы осуществления человеком своего бытия.

           Приступая к исследованию бытия, Хайдеггер в полном согласии с требованием критической традиции, идущей от Канта, спрашивает, почему в течение уже более двух тысячелетий не только нет ответа на вопрос, что такое бытие, но даже сам вопрос о бытии оброс разными предрассудками. И отвечает - потому что он неправильно поставлен. Спрашивать надо, не что такое бытие - ответ на него невозможен, так как он уже предполагает знание "есть", а спрашивать надо о смысле бытия, в чем смысл бытия. Это небольшое изменение самого вопроса привело к кардинальному изменению всей онтологии, а с ней и самой философии, к парадигмальному сдвигу в философии. "Экспликация способа всматривания в бытие" - вот где скрыто зерно новой онтологии. Экспликация, выявление, объяснение самого способа вопрошания о бытии, отношения к бытию - это критика способности (возможности) знать бытие, и этот критический ход вполне согласуется с кантовской критикой знания. Но тут же возникает и отличие. Знать бытие - не означает предаваться свободно парящей спекуляции об обобщеннейших обобщениях (о самом общем, что есть). Знать бытие - это значит быть задетым им, именно это принадлежит "к самому смыслу бытийного вопроса".

           Вводит понятие Присутствия. Присутствие есть чистое бытие, так как это бытие, в котором речь идет о самом бытии. Здесь нет ничего, кроме бытия. Но Присутствие как чистая способность быть будучи подобным трансцендентальному Я как чистой познавательной способности существенно от него отличается. Я трансцендентальное ничье (отсюда идет объективность знания), Присутствие всегда "мое". Я экзистенциальное всегда именовано, отличительно, поэтому здесь возникает проблема подлинного и неподлинного бытия.

           Путь, по которому шла вся предыдущая философия, был подсказан Парменидом: "Направо пойдешь - истину обретешь" ("Путь истины" Парменида - обретешь вечное, неизменное, постоянное, ибо бытие есть то, что всегда есть, и нет небытия); "Налево пойдешь - истину потеряешь" ("Путь мнения" - мысль потеряешь, бытие потеряешь, ибо здесь есть и не-естъ есть). Парменид и вся философия после него (метафизика) пошла направо. Хайдеггер возвращается к истокам, к началу, но теперь он выбирает уже другую дорогу, дорогу налево, где "есть и не-естъ есть", где есть рождение и смерть, есть перемена мест, есть временность, где можно "ощутить забытость бытия". Это и будет, по Хайдеггеру, преодоление метафизики! Теперь, т.е. на этой новой дороге, человек (мысль) должен научиться "в Ничто опыту бытия". Вот почему у Хайдеггера появляется Ничто. Парменид запретил мыслить Ничто, Хайдеггер хочет открыть его.

           Мышление, по Хайдеггеру, должно мыслить не сущее как бытие, а мыслить истину бытия. Поэтому "мышление бытия, -утверждает философ, - не ищет себе никакой опоры в сущем". А где тогда такая опора может быть найдена? Только в не­сущем, в Ничто. Мышление должно проникнуть в Ничто. Как можно знать Ничто! Хайдеггер в своей лекции дает два ответа на это вопрос. Первый - путь феноменологии Ничто, построение смысла Ничто как особого интенционального предмета. Второй - анализ способа бытия Ничто, или опыта бытия через Ничто.

           Но если подлинное бытие это не то, что постоянно есть, а нечто другое, то, что не есть, тогда есть новое, тогда есть ИСТОРИЧНОСТЬ. Мир не готов, в нем могут произойти принципиальные изменения. Парадоксально, и бытия "нет", и ничто "нет", но и то, и другое имеют место. Где? Где можно иметь место, чтобы не становиться сущим? Где можно не существовать, но наличествовать? И бытие, и ничто на-лмч-ествуют, на лице имеют место. Они требуют лица, там их место, там их пространство. Там, где появляется Лицо, там появляются бытие и ничто.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: