Раздел I. Вопрос 16. Философия жизни. Ницше

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

           Философия жизни - это направление, сложившееся в конце XIX в. и существующее поныне. Оно начинается с философии Фридриха Ницше и развивается такими из вестными учеными, как Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер. Пика известности философия жизни достигает в 20 - 30-е г'. XX в. в Европе. Уже само название указывает на центральное понятие данного направления «жизнь». Жизнь - первичная реальность, целостный процесс, непрерывное творческое становление «живого». Жизнь противостоит не жизни, в"ему неорганическому, застывшему. В результате, в понятие жизни включали 1) биологические, 2) культурно-исторические явления.

           Так как «жизнь» находится в постоянном движении и противоречии, наука не может быть эффективным средством ее познания. Наука и лежащий в ее основе рассудок пользуются аналитическими методами, разлагающими явления жизни на отдельные части. Связи между предметами наука может выяснить, а потому она может изменить мир в пользу человека, создавать новые предметы и пр. Однако понять сущность мира наука (и вообще разум бессильна. Разум всегда человечески ориентирован имее цель, а «жизнь» выше любой целесообразности. Поэтому на первое место выходят не рациональные, а интуитивные формы познания (интуиция, понимание миф, формы символического образного познания, к примеру, искусства и г. д.).

           Поскольку проблемы интуиции, понимания, вживания и т.п. протекают прежде всего в сознании личности и не могут быть доступными каждому человеку, возникает проблема «арнстократизации» познания. Познание истины носит недемократический характер, она не доступна каждому в процессе обучения. Отсюда высокая опенка личности и ее творчества. Человек реализует себя как личность в истории и культуре. Его творчество соответствует «жизни», оно есть процесс и одновременно результат биологической и социальной приспособляемости. Человек живет в истории, но история не имеет объективных законов. Она имеет судьбу и человек имеет судьбу. Общая история людей это фикция. Культура и цивилизация имеют каждая свою судьбу, возникая, развиваясь и разрушаясь соответственно циклам времени. Цивилизация и культура настолько своеобразны, что не может быть и речи о полном понимании и серьезном влиянии их друг на друга. Следовательно, каждая цивилизация и культура имеют свои ценности, и эти ценности меняются. Есть ли ценности «жизни» безотносительно специфики культур? Общие ценности, это ценности отражающие «стадные инстинкты», мораль рабов (христианскую), массовые предубеждения равенство, справедливость) и т. п. Исторически такие ценности мы фиксируем на этапе античной цивилизации в Древней Греции.

           Стремление к жизни, отсутствие страха смерти, желание быть сильнее других, воля к власти, благородство и аристократизм духа — таковы основные установки и ценности философии жизни.

           Ее положения разрабатывались в экзистенциализме, персонализме, прагматизме и других течениях философии XX. Понятие "жизнь" в "философии жизни" призвано заменить понятие "бытие". Бытие - это статическое состояние, жизнь - это движение, становление. "Нет бытия, есть только становление", - заявлял Ницше. Становление есть динамическая первооснова жизни, в то же время жизнь - это деятельность, созидание, творчество человека, его самовыраже-ние, позволяющее ему реализовать и познать самого себя. Таким образом, жизнь - это человеческая жизнь, человек в этой философии становится на главное место, становится мерилом всего бытия. Человек рассматривается не как бесстрастно-теоретическое существо, а как субъективно заинтересованный в целях и задачах своей деятельности, как единственное существо, способное к нравственной оценке.

           Фридрих Ницше -немецкий философ второй половины 19 века, один из основоположников т.н. ("Философии жизни") "Философии жизни"

           Спиркин: Для Ницше хпрпктерно необычное употребление общепринятых в филос. понятий. Его идеи часто облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее "вечного возвращения одного и того же". ЛИшь понятие "вещи" выступает как некий моменът устойчивомсти в хаосе становления. Вслед за Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как "волю к власти", волю расширению своего Я, к экспансии. Н. переносит идеи Дарвина на жизнь человеческого общества. Центральным понятием у Н. является идея жизни. В чселовеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. По Н. интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление — метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия.

Н. отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему атог/ап - любовь к судьбе, он отвергает идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы». Развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» - тех «немногих», которые имеют право воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством - серостью. В связи с этим огромное место в его филос. занимает учение о сверхчеловеке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: