Дидактическая игра «Кто больше знает вежливых слов?»

Цель для педагога: узнать, как дети понимают значения вежливых слов, умеют ли применять при определенных обстоятельствах.

Цель в работе с детьми: закрепить вежливые слова и смысл их употребления, упражняем детей работать в коллективе, воспитываем доброжелательность, внимательность к сверстникам (к окружающим).

Ход игры: (дети встают в круг, воспитатель в центре круга)

– Ребята, сейчас я буду задавать вопрос, какие вежливые слова нужно говорить при различных ситуациях. Вы отвечаете, но есть правила игры: первое правило – недолжны быть повторы в ответах, второе правило, если затрудняетесь ответить, попросить о помощи соседа с права (в следующей игре ориентир можно поменять, правило на внимательность и саморегуляцию поведения), и третье правило, если не ответил два раза выбываешь из игры.

– Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? (Здравствуйте, доброе утро, день, вечер)

– Какие слова нужно говорить, если обращаешься к кому – либо с просьбой или пожеланиями? (Прошу Вас, будьте добры, пожалуйста, окажите любезность, разрешите, Будьте здоровы, приятного аппетита);

– Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (Простите, извините, прошу прощения, сожалею что так вышло, больше не повториться);

– Какие слова произносим прощаясь? (До свидания, прощайте, всего доброго, спокойной ночи, всего хорошего, удачи, счастливой дороги, всех благ);

– Какие слова благодарности знаем? (Спасибо, благодарю, признателен, тронута вниманием);

– Какие слова произносим при знакомстве? (Очень рад знакомству, приятно познакомиться, добро пожаловать!)

Примечание: Победителем станет тот, кто без подсказки ответил на все вопросы, если окажется что вышли два или три игрока, можно загадать загадки:

1.Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(Спасибо)

2.Когда ругают нас за шалости, говорим…

 (Простите, пожалуйста).

3. Вежливые, воспитанные дети говорят при встрече

(Здравствуйте!)

4. В России, Германии и Дании

На прощание говорят (До свидания) и т.д

Примечание: Игра повторяется несколько раз, можно изменить правила игры или загадки, чтобы детям каждый раз было что-то новое. Данную игру можно играть и за столом на фишки, при одевании на прогулку и т.д.

Также можно поиграть в «Путаницу»,педагог читает «неправильное» применение вежливых слов к обстоятельствам, дети исправляют. Эта забава детям очень нравиться, и закрепляем правильность применения вежливых слов, и радуем детей перевертышами – шутками

Игра «Путаница»

Цель – закрепить вежливые слова и смысл их употребления в различных ситуациях

Например,

1. Встретив зайку, УТРОМ ёж-сосед

Говорит ему: «…» (ДОБРОЙ НОЧИ!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (хороших снов)

 

2 Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит: «…»(Доброе утро!)

 

3. Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам …»

(Сновидении) и т.д.

 

Игра – ситуация «Помоги героям сказки, подобрать нужное слово»

Цель – выявление умения владеть куклами бибабо, делать разные движения по тексту, использовать мимику, эмоции, подбирать вежливые слова к ситуациям, умение передавать произведение от разных лиц.

Ход игры: детям предлагается обыграть отрывок из сказки «Репка» ‒как бы ты вместо дедушки вежливо позвал бабку, вместо бабки культурно позвал внучку, детям дается выбор героев, какого героя могут изобразить.

 

Игра «Вежливые прятки»

Задача – водящего, узнать по голосу говорившего. Один из участников говорит вежливое слово. Водящий должен узнать его по голосу.

Игра «Назови лишнее» – воспитатель произносит вежливые слова и фразы и лишнее слово название предмета или явления. Ребенку необходимо назвать лишнее слово и добавить нужное, например, здравствуй, привет, рад тебя видеть, доброго здоровья,добрый свет…(доброе утро) и так далее.

Игра «Пожалуйста».

Я попрошу вас что-то сделать,если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете.

встаньте, пожалуйста;

попляшите;

похлопайте в ладоши, пожалуйста;

покружитесь, пожалуйста;

потопайте ногами;

поменяйтесь местами с соседом;

одолжите соседу ручку, пожалуйста;

обменяйтесь с соседом рукопожатием, пожалуйста;

отойдите к двери;

заберите назад ручку, одолженную вами соседу;

сядьте, пожалуйста.

 

Игра «Доскажи словечко»

1.Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома ‒

Не стесняясь, не лукавствуй,

А скажи погромче… (здравствуй).

2.Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо:

Ну…(извините).

3.Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу… (привет).

4.Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите…(До свидания).

5.Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать… (пожалуйста).

6.Когда я что-то подарю,

Мне говорят: …(Благодарю).

7.Тебе подарят что-нибудь —

Благодарить не позабудь!

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас — будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте…(любезны),

Будьте…(добры).

8.Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить … (спасибо)!

Вежливые задачки

1.Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палочку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Он столкнулся со старичком. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал, и старичок сразу подобрел.

– Что же такое сказал мальчик, отчего дедушка перестал сердиться? (извините, пожалуйста или простите пожалуйста.)

2. Щеночек Филя во дворе гулял, Вдруг старичка бульдога повстречал. Прошу вас поскорее отгадать: Кто первым должен «здравствуйте» сказать? Ответ. Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших.

3. Вот идет болонка Жулька, Модница, воображулька… А навстречу – кавалер, Симпатичный скотчтерьер. Отгадаете иль нет: Скажет первым кто «привет»?

Ответ. Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует знакомых женщин.

4.В выходной день Юра встретил свою воспитательницу, которая шла по улице и о чем-то разговаривала с незнакомой Юре женщиной. –Здравствуйте, Елена Леонидовна! – закричал Юра. Воспитательница ответила на приветствие Юры, но при этом строго посмотрела на него.

Ответ: Юра, должен был поприветствовать обеих женщин, а не только свою воспитательницу.

5.Юра стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери. – Витька, привет! – изо всех сил закричал Юра.– Где ты пропадал? Как дела?.. Пассажиры в недоумении пожимали плечами. В чем ошибка Юры? Разве он невежливо поприветствовал друга?

Ответ. Юре не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: