Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции

Практическая работа № 8

 

Цель занятия: ознакомиться со способами бесконфликтного об­щения и саморегуляции.

Практические навыки: овладеть навыками бесконфликтного по­ведения в конфликтных ситуациях, основными приемами саморе­гуляции.

Задание 1. Изучите особенности бесконфликтного поведения в повседневной деятельности, в условиях ЧС мирного и военного времени и ответьте на контрольные вопросы.

В настоящее время растет значение эффективного взаимодей­ствия человека с социальной средой, в том числе с трудовым, учебным коллективом; с отделением, расчетом, экипажем при про­хождении военной службы; с членами семьи, друзьями; с клиен­тами.

Важное значение приобретают не только самостоятельность, от­ветственность, способность быстро и правильно принимать решения в условиях ЧС мирного и военного времени, но и умение правильно вести себя в коллективе, не допуская конфликтов, а также владение методами саморегуляции. Умение разрешать конфликты и острые ситуации без насилия, с соблюдением взаимных интересов исклю­чительно актуально в современных условиях.

Конфликт (от лат. conflictus) - это столкновение двух или более различных точек зрения. Конфликт - это острый способ разреше­ния противоречий в интересах, целях, взглядах, который возникает в процессе взаимодействия и заключается в противодействии его участников. Конфликт обычно сопровождается негативными эмо­циями, выходит за рамки правил и норм. Конфликты являются пред­метом изучения науки конфлики.

Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отноше­нию к интересам другой стороны. Конфликтующими сторонами могут быть как общественные группы, так и отдельные лично­сти.

Конфликтная ситуация - это ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия. Можно ли вообще не вступать в конфликты, и существуют ли люди, которые в них никогда не вступают? Людей, никогда не вступающих в конфликты, не существует. Конфликты возникают в нашей жизни почти ежедневно, причем большинство из них - не по желанию участников. Можно назвать конфликтом и серьезную ссору между друзьями, и случайную перебранку незнакомых людей в переполненном автобусе, и скандал с родителями из-за очередной двойки, и противостояние представителей различных националь­ностей.

Формула конфликта:

Конфликт = истинная причина + повод

Истинная причина - это накопившиеся противоречия, или «кор­ни», конфликта. Повод - или обстоятельство, являющееся толчком к началу конфликта. Повод иногда кажется незначительным. Кон­фликт можно сравнить с айсбергом: на поверхности воды мы видим только небольшую его часть (то есть повод), а глубоко под водой, скрытая для поверхностного наблюдателя, находится большая часть айсберга (истинная причина конфликта).

Все конфликты можно разделить на пять видов:

1.  Личностные - между одним человеком и группой людей (на­пример, на вечеринке все ребята хотят танцевать, а Сережа включа­ет для прослушивания новую рок-оперу).

2.  Межличностные - между двумя людьми (например, Сережа с братом живут одной комнате, В 11 часов вечера Сережа собирает­ся лечь спать, а его брат включил громкую музыку).

3.  Групповые - между людьми одной группы (например, одна половина группы считает, что всем надо прогулять учебное занятие, а вторая половина - что всем нужно остаться).

4.  Межгрупповые конфликты (например, между фанатами «Спар­така» и «Динамо»),

5.  Внутренние - «внутри» одного человека (например, Сереже знакомые ребята предлагают сигарету, ему интересно попробовать, но в то же время он знает об опасности курения).

Рассмотрим особенности конфликтного поведения и способы его преодоления.

Основными проявлениями конфликтного поведения считаются:

■  стремление к превосходству, выражающееся в виде угроз, обви­нений, замечаний, несправедливой критики, насмешек.

■  хвастовство;

■  категоричность;

■  навязывание советов, своей точки зрения;

■  открытое недоверие;

■  прерывание собеседника;

■  снисходительное отношение к собеседнику;

■  подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу;

■  устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то пра­воту;

■  заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличе­ние собственного вклада;

■  неискренность в суждениях;

■  резкое ускорение темпа беседы и ее неожиданное свертывание;

■  неумение выслушать и понять точку зрения собеседника и др.

В протекании конфликта можно выделить пять основных эта­пов:

■  возникновение конфликтной ситуации (предпосылка кон­фликта);

■  осознание наличия конфликтной ситуации ее участниками. Оно проявляется в виде грубых и недоброжелательных высказыва­ний, угроз, изменения настроения. Угрозы не просто выражают желание сделать что-то, что повредит другой стороне - они пре­следуют цель принудить соперника действовать согласно предъ­явленным требованиям («Если не вернешь деньги, то...», «Если ты ко мне приблизишься,...»);

■  начало открытого конфликтного взаимодействия. При этом один из участников переходит в наступление, направленное на нане­сение ущерба противнику. Другой участник в свою очередь предпринимает активные ответные шаги;

■  развитие открытого конфликта, когда участники выдвигают тре­бования, не всегда понимая суть происходящего. Развитие кон­фликта идет по нарастающей - каждое действие порождает противодействие, которое опережает его на шаг. Иногда участ­ники теряют предмет конфликта, забывая в пылу битвы, с чего все началось;

■  разрешение конфликта, которое часто достигается педагогиче­скими (убеждение, беседа) или административными методами (увольнение, перевод на другую работу).

Важную роль в возникновении конфликтов играют конфликтоге- ны (от лат. conflictus + gen—рождающий конфликт) - слова, действия (или бездействие), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть приводящие к конфликту непосредственно.

Основными словами-конфликтогенами являются:

■  слова, выражающие недоверие: «вы меня обманываете», «я вам не верю», «вы в этом не разбираетесь» и др.;

■  оскорбления: «негодяй», «подонок», «дурак», «бестолочь», «лен­тяй», «ничтожество» и др.;

■  угрозы: «мы еще встретимся», «я вам это припомню», «ты еще пожалеешь» и др.;

■  насмешки: «очкарик», «лопоухий», «мямля», «дистрофик», «ко­ротышка» и др.;

■  обидные сравнения: «как скотина», «как свинья», «как попугай» и др.;

■  слова, выражающие отрицательное отношение: «я тебя ненави­жу», «я не хочу с тобой разговаривать», «ты мне противен» и др.;

■  долженствования: «вы обязаны», «ты должен» и др.;

■  обвинения: «вы все испортили», «вы обманщик», «ты во всем ви­новат» и др.;

■  слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «все», «никто» и др.;

■  слова, выражающие снисходительность: «Это же все, кроме тебя, прекрасно понимают», «Не представляю, как можно не знать таких элементарных вещей!», «Ведешь себя, как малень­кий»;

■  слова, выражающие хвастовство: «Я разбираюсь в этом лучше, чем ты», «Вот я - совсем другое дело!»;

■  слова, навязывающие свою точку зрения: «Слушайся меня, я старше и понимаю это лучше тебя».

Как правило, критикуемый, воспринимая перечисленные выше слова, вступает в борьбу за самого себя и пытается включить весь арсенал оборонительных и оправдательных средств. Если это про­исходит, то виновником такой ситуации становится тот, кто первым стал использовать слова-конфликтогены. Еще одна важная особен­ность, объясняющая природу конфликтогенов, заключается в том, что мы более чувствительны к словам других, чем к тому, что говорим сами.

Какие же черты личности способствуют тому, что человек стано­вится трудным в общении, конфликтным, часто употребляет слова- конфликтогены? Это прежде всего излишнее стремление к превос­ходству, агрессивность и эгоизм. Для того чтобы удержаться от упо­требления слов-конфликгогенов и перейти на бесконфликтное обще­ние, надо попытаться преодолеть в себе эти негативные черты.

Единственный способ преодолеть собственное тщеславие и чув­ство превосходства над другими - предоставить собеседнику воз­можность почувствовать свою значимость в ваших глазах, сознатель­но отказаться от выпячивания собственных достоинств, проявить скромность в поведении и высказываниях.

Агрессивность, как и любое другое чувство, требует выхода. Од­нако выплеснув ее на окружающих, человек обычно сталкивается с еще большей агрессивностью. В то же время «накапливание пара», подавление эмоций вредно для здоровья и даже может привести к различным заболеваниям. Что же делать? Для снятия психической напряженности в виде повышенной агрессивности есть проверен­ные методы.

Пассивный способ - выговориться, поплакаться кому-то. Пси­хическое напряжение снимается при помощи сочувствия и сопере­живания. Психотерапевты советуют плакать, так как со слезами происходит удаление из организма особых ферментов - спутников стресса, оказывающих вредное влияние на нервную систему.

Женщины в этом отношении находятся в более выгодных усло­виях; мужчинам, так уж сложилось, не свойственно жаловаться и плакать. Поэтому им больше поможет активный способ снятия психического напряжения — занятие различными видами спорта с большой физической нагрузкой. Очень полезно бегать, занимать­ся теннисом, волейболом, баскетболом. Активная физическая рабо­та (чистить снег, пилить и колоть дрова, копать огород, мыть пол) также отлично помогает снять излишнюю агрессивность.

И еще одно общее правило: стараться больше думать о хорошем, позитивном, жизнеутверждающем. Позитивное мышление очень важно для улучшения настроения и самочувствия.

Как известно, любая крайность в чем-то - это недостаток. Это, конечно, касается и эгоизма, принципа «все себе». Разумная любовь к себе необходима. Но она может быть доведена до такого состояния, когда человека перестают любить даже близкие. Для преодоления эгоизма следует понимать, что, делая добро другим, мы делаем его в первую очередь себе. В настоящее время часто употребляют термин «разумный эгоизм», то есть умение жить собственными интересами, не противореча интересам других людей. Только элементарно обе­спечивший свои потребности человек может сделать что-то для другого, так, например, чтобы помогать обездоленным деньгами, надо их сначала заработать.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое конфликт?

2. Что такое конфликтная ситуация?

3. Какова формула конфликта?

4. Какие причины могут привести к конфликту?

5. Какие виды конфликтов различают?

6. В чем заключается конфликтная ситуация?

7. Что такое слова-конфликтогены?

8. Какие виды слов-конфликтогенов необходимо исключить из лексикона?

9. Как снять психическую напряженность, которая проявляется в виде по­вышенной агрессивности?

10. Как вы понимаете высказывание Будды: «Истинная победа та, когда

11. никто не чувствует себя побежденным»?

Задание 2. Овладейте способами бесконфликтного общения и ответьте на контрольные вопросы.

Стратегия поведения - устойчивый комплекс действий, предпо­читаемый человеком для решения различных задач. Устойчивыми считаются привычные, автоматизированные действия.

Стратегия поведения человека в конфликтной ситуации, то есть то, как он ведет себя в данной ситуации, зависит от его индивидных свойств (пола, общих способностей) и его окружения. В то же время стратегия поведения является результатом личного выбора опреде­ленных действий из множества других.

В современной конфликтологии выделяют пять стратегий пове­дения в конфликтной ситуации:

соперничество - активное противостояние другой стороне;

избегание - уход от конфликтной ситуации;

приспособление - одна сторона во всем соглашается с другой, но имеет свое мнение, которое боится высказывать;

компромисс - попытка совместного решения, частично удо­влетворяющего обе стороны, стратегия взаимной уступки;

сотрудничество- уравновешивание интересов, признание цен­ности межличностных отношений.

Многие люди, попав в конфликтную ситуацию, выбирают стра­тегию поведения: «я выигрываю - ты проигрываешь» (конкурен­ция, соперничество). Это агрессивная модель поведения, когда люди защищают свои права и взгляды за счет подавления оппонен­та. Такой стратегией поведения может воспользоваться человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, не очень заинтересованный в сотрудничестве и стремящийся в первую оче­редь удовлетворить собственные интересы. Ее можно использовать, если исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете ставку на решение возникшей проблемы в вашу пользу; если чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять; если вы имеете авто­ритет.

Однако такое поведение не подходит при общении в семье, с близ­кими друзьями, с любимым человеком. Кроме чувства отчуждения вы ничего не добьетесь. Вот пример крайнего проявления этой стра­тегии поведения. Люди едут в переполненном автобусе. Один чело­век случайно толкает другого, Что вызывает в ответ раздражение и оскорбления личностного характера: «Толстый, чего толкаешься!». При таком развитии конфликт даже может перейти в драку, в кото­рую нередко оказываются втянуты другие пассажиры и водитель.

Следующая стратегия поведения при конфликте - избегание или уклонение, уход от конфликтной ситуации, пассивное поведение. Такая модель поведения может оправдать себя, если:

■  конфликт не существенен для вас и вы не хотите тратить на него силы;

■  вы не можете и не хотите разрешить разногласия в свою пользу;

■  вы хотите выиграть время;

■  разрешение конфликта опасно для вас из-за того, что при его вскрытии и обсуждении может выйти на поверхность какая-то негативная информация и ситуация только ухудшится.

Но если конфликт с течением времени не разрешится сам собой или не возникнет удобной обстановки для его разрешения, то ре­зультаты такой стратегии поведения могут быть негативными. Часто люди, следующие этой модели поведения, не решают свои проблемы, а просто загоняют их вглубь.

Во многих ситуациях гораздо полезнее сделать шаг назад, при­знать свою долю ответственности за возникновение конфликта и попытаться примириться.

Стратегию поведения, когда одна сторона во всем соглашается с другой и не пытается отстаивать собственные интересы в целях устранения конфликта, называют приспособлением. Такая стратегия поведения наиболее оптимальна, если ваша задача - спокойствие и стабильность, а не разрешение конфликта; предмет конфликта не важен для вас; не хочется ссориться; лучше сохранить добрые от­ношения, чем отстаивать свою точку зрения; если правда не на вашей стороне; если у вас недостаточно шансов победить.

Компромисс как попытка найти совместное решение, удовлетво­ряющее обе стороны, более конструктивен. При такой стратегии поведения у сторон, втянутых в конфликт, сохраняются хорошие взаимоотношения, ощущение достоинства и уважения к себе. Ее суть заключается в том, что стороны стремятся урегулировать раз­ногласия, допуская уступки друг другу. Обе стороны хотят одного и того же, но они понимают, что одновременно этого достичь невоз­можно.

Например, несколько человек работают в кабинете, в котором установлен кондиционер. Одни сотрудники постоянно мерзнут, а другим жарко, то есть одни хотят согреться, а другие - освежиться. Они не в состоянии полностью выполнить свои желания одновре­менно, но могут прийти к компромиссному решению, так отрегули­ровав кондиционер или поменявшись рабочими местами, что одним при этом будет немного жарко, а другим - немного холодно.

Такой подход к разрешению конфликта эффективен в ситуациях, когда обе стороны имеют убедительные аргументы; если компромисс позволит больше получить, чем потерять; если удовлетворение же­лания для вас не слишком важно. Но, к сожалению, оппоненты не всегда готовы к такой модели поведения.

Сотрудничество как стратегию поведения используют, если, отстаивая собственные интересы, одна сторона вынуждена при­нимать во внимание желания другой. Эта стратегия требует большой внутренней работы, высокой ответственности, умения слушать и объяснять свои желания оппонентам. Она применяется, когда не­обходимо найти общее решение, но компромисс невозможен; име­ются длительные дружественные отношения с другой стороной; стороны способны обуздать негативные эмоции и выслушать друг друга. Компромисс и сотрудничество в чем-то схожи, но при ком­промиссе взаимопонимание достигается на более поверхностном уровне.

Довольно часто встречаются ситуации, когда в коллективе появ­ляется конфликтный человек. Как вести себя при общении с ним? Если вы сталкиваетесь с таким человеком в дружеской компании, то можно применить тактику избегания. А если в учебном или в трудо­вом коллективе, когда уже нельзя выбирать, с кем учиться или рабо­тать?

Тогда наилучшими советчиками в выборе оптимального разре­шения конфликта являются жизненный опыт и желание не ослож­нять ситуацию. Можно, например, добиться компромисса, приспо­собиться к нуждам другого человека, уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения самых важных интересов обеих сторон. Существует также очень хорошее средство - подо­брать к такому человеку ключик. Для этого попытайтесь увидеть в нем друга и обратить внимание на лучшие черты его личности. Если же и это невозможно, то остается один-единственный выход-пере­вести такого человека в разряд стихийного бедствия.

Таким образом, при общении с «трудным» человеком следует ис­пользовать такой подход, при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно. Разрешение конфликта очень сложное и тон­кое дело. Осуществить его можно лишь на принципиальной и объ­ективной основе, учитывая индивидуальные особенности людей и их психологическое состояние. Даже доброжелательные люди в со­стоянии конфликта теряют свои положительные качества и допу­скают неэтичные поступки, стремясь обвинить другого.

Для учебной группы, как и для любого коллектива, также харак­терны различного рода конфликты, особенно межличностные и групповые. Потенциальные участники конфликтов: обучающиеся, преподаватели, родители и администрация учебного заведения. Наи­более распространены среди обучающихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в коллективе. Может обозначиться конфликт трех­ четырех молодых людей со всей группой или вспыхнуть конфликтное противостояние одного студента и группы. Путь к лидерству в моло­дежной среде иногда связан с демонстрацией превосходства, циниз­ма, жестокости.

Проблемы межличностных и групповых конфликтов достаточно остро стоят при прохождении военной службы. Воинская деятель­ность носит ярко выраженный коллективный характер: военнослу­жащие взаимодействуют друг с другом и при выполнении своих обязанностей, и в свободное время. Различные противоречия, кото­рые неизбежно возникают в результате такого взаимодействия, могут перерастать в конфликты. Конфликты отрицательно влияют на взаимоотношения в группе, эффективность работы в команде и, следовательно, на уровень боеспособности отделения, экипажа, рас­чета.

Какая же стратегия поведения при конфликте самая лучшая? От­вет: никакая. Надо уметь правильно строить свою стратегию пове­дения, каждый раз исходя из конкретной ситуации и обстоятельств. Для этого нужно анализировать конфликты и понимать причины их возникновения. К тому же необходимо учитывать, что реакция че­ловека и степень его реагирования на стрессовую ситуацию зависит от его эмоционального состояния, темперамента и характера. В одной и той же ситуации разные люди ведут себя по-разному. Они выби­рают те стратегии поведения, которые дают им возможность наи­более комфортно выйти из конфликтной ситуации. Так, агрессивные личности предпочитают соперничество, люди со спокойным темпе­раментом легче идут на уступки и компромиссы.

Предупреждение конфликта заключается в воздействии на его участников до момента открытого противостояния. Наиболее эф­фективная форма предупреждения конфликта - выявление и устра­нение его причин, налаживание и укрепление дружеских связей, сотрудничества. Большое значение при регулировании конфликтов имеют нравственные нормы поведения людей. И это естественно, поскольку почти любой конфликт так или иначе затрагивает нрав­ственные представления: о добре и зле, справедливости и порядоч­ности, вознаграждении и наказании и т. п.

Поэтому сам конфликт и его участники получают нравственные оценки. Трудность состоит в том, что эти оценки неоднозначны, а по­рой и противоречивы (например, право или долг отомстить за какой- либо проступок). В результате конфликт и его причины нередко расцениваются по-разному не только его участниками, но и окру­жающими, что способно вызвать новые конфликты.

Своеобразной искусственно создаваемой имитацией конфликта служит спортивная игра (бокс, футбол, шахматы). Участие в ней до­ставляет удовольствие как самим игрокам, так и болельщикам. Но правила проведения игры должны строго соблюдаться, чтобы пред­упредить подлинные конфликты — межличностные и групповые, возникающие во время и после игр.

Часто конфликтующие стороны видят в борьбе единственный способ разрешения проблем. Они забывают о других возможностях, упускают из виду, что могут добиться большего, если конструктивно проанализируют ситуацию. Завершение конфликта иногда дости­гается просто потому, что оппоненты устают враждовать и приспо­сабливаются к сосуществованию. Проявив достаточную терпимость, они, если контакты неизбежны, постепенно приучаются жить в мире, несмотря на отсутствие полного согласия взглядов и привычек.

Однако гораздо чаще разрешение конфликта достигается только посредством специальных усилий. Такие усилия могут потребовать немалого искусства и большой изобретательности.

Рассмотрим возможность разрешения межличностного конфлик­та при условии, что одна из конфликтующих сторон решила взять на себя инициативу примирения. Разрешить такой конфликт доста­точно сложно, так как обычно обе стороны считают себя правыми. Объективная оценка ситуации каждым конфликтующим сильно затруднена из-за негативных эмоций.

Для разрешения конфликта необходимо:

■  принять упорную, стойкую установку на прекращение конфлик­та. Проявить инициативу и изменить свое поведение в конфлик­те. Настроиться на то, что для перехода на путь сотрудничества или компромисса нужны определенные усилия. Чтобы вырабо­тать в себе эту установку, надо понять: в конфликтах никто ни­когда никому ничего не может доказать. Это в равной степени относится к каждому участнику конфликта, поскольку отрица­тельные эмоции блокируют способность принимать, соглашать­ся, учитывать, понимать, то есть останавливают работу мысли. Значит, незачем и пытаться что-то доказывать, когда одна из сто­рон не приемлет никаких доводов;

■  отказаться от негативных эмоций по отношению к противнику. Постараться найти возможность уменьшить его негативные эмоции по отношению к себе;

■  посмотреть на ситуацию со стороны, попытаться увидеть, что оба оппонента не совсем правы, у обоих есть сильные и слабые стороны;

■  понять суть конфликта, выявить, каковы истинные интересы противника, что он боится потерять в случае проигрыша;

■  попытаться смягчить конфликт, чтобы в дальнейшем снять про­тиворечия. Подготовить два-три варианта частичного разреше­ния или смягчения конфликта с максимально возможным уче­том своих интересов и интересов противника. Если это возмож­но, представить варианты полного разрешения конфликта;

■  открыто поговорить с противником. Объяснить ему, что кон­фликт вредит обеим сторонам, предложить перемирие; признать свои ошибки; обсудить возможность взаимных уступок, компро­мисса и, таким образом, частично или полностью разрешить конфликт. Если разговор не удался, следует вернуться к нему че­рез какое-то время.

А есть и иной, не менее эффективный способ поведения. Если вы незаметно для себя уже оказались втянутым в конфликт, то нужно замолчать. Не от противника требовать: «замолчи», «прекрати», а от себя. Добиться этого от себя легче, чем от другого.

Молчание дает возможность выйти из конфликтной ситуации и тем самым прекратить ее. Это же просто: для ссоры, конфликта, скандала нужно участие двух сторон, а если одна исчезла - с кем ссориться?

Так же следует всячески избегать словесной констатации отри­цательного эмоционального состояния партнера («А чего ты нерв­ничаешь, чего злишься?», «Ты никогда меня не можешь понять»), так как это его только укрепляет и усиливает.

Войну может победить только отказ от войны. Нужно учиться избегать конфликтов. А это достигается прежде всего силой соб­ственного примера. И самое главное — надо вести себя с другими так, как вам хотелось бы, чтобы они вели себя с вами. Поэтому, за­являя о своих правах, следует помнить: они есть и у окружающих. Если каждый научится уважать личные права других, то другие будут также уважать его права. И конфликтов в нашей жизни станет на­много меньше.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое стратегия поведения?

2. Каковы стратегии поведения в конфликтной ситуации? Дайте им харак­теристику.

3. Как строить общение с трудным, конфликтным человеком?

4. В чем заключается предупреждение конфликта?

5. Что считается искусственной имитацией конфликта?

6. Почему молчание дает возможность выйти из конфликтной ситуации?

7. Какие действия необходимо предпринимать для разрешения конфликта?

 

Задание 3. Для понятий из столбца 1 подберите определения из столбца 2 или продолжите фразу. Для выполнения данного за­дания необходимо использовать теоретический материал к зада­ниям 1 и 2.

 

 

№п.п 1 №п.п 2
1 Конфликт - это 1 уход от конфликтной ситуации
2 Стратегия поведения человека - это 2 попытка прихода к совместному решению, частично удовлетво­ряющему обе стороны, стратегия взаимной уступки
3 Стратегия поведения в конфликтной ситуации зависит от 3 ситуация, объективно содержа­щая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия, конфликт
4 Стратегии поведения в конфликтной ситуации, выделяемые современной конфликтологией: 4 одна сторона во всем соглашается с другой, но имеет свое мнение, которое боится высказывать
5 Виды конфликтов 5 «дурак», «бестолочь», «мы еще встретимся», «я вам это припом­ню», «ты еще пожалеешь», «я не хочу с тобой разговаривать»
6 Основными проявле­ниями конфликтного поведения считаются: 6 уравновешивание интересов, признание ценности межлич­ностных отношений
7 Стратегия поведения человека - это 7 попытка прихода к совместному решению, частично удовлетво­ряющему обе стороны, стратегия взаимной уступки
8 Соперничество как стратегия поведения в конфликтной ситуации - это 8 слова, действия (или бездейст­вие), способствующие возникно­вению и развитию конфликта, то есть приводящие к конфликту непосредственно
9 Избегание как стратегия поведения в конфликтной ситуации - это 9 личностные, межличностные, групповые, межгрупповые, личностные
10 Приспособление как стратегия поведения в конфликтной ситуа­ции выражается в том, что 10 совместное решение, удовлетво­ряющее обе стороны, когда разногласия регулируются путем взаимных уступок
11 Компромисс как стратегия поведения в конфликтной ситуации - это 11 соперничество, приспособление, избегание, компромисс; сотрудничество
12 Соперничество как стратегия поведения в конфликтной ситуации - это 12 слова, действия (или бездейст­вие), способствующие возникно­вению и развитию конфликта, то есть приводящие к конфликту непосредственно
13 Примеры слов- конфликтогенов: 13 активное противостояние другой стороне
14 Искусственно созданной имитацией конфликта является 14 острый способ разрешения про­тиворечий в интересах, целях, взглядах, который возникает в процессе социального взаимо­действия и заключается в проти­водействии его участников. Обычно он сопровождается нега­тивными эмоциями и выходит за рамки правил и норм
15 Сотрудничество как стратегия поведения в конфликтной ситуации — это 15 индивидных свойств человека (его пола, общих способностей) и от его окружения

 

 

Задание 4. Расставьте этапы протекания конфликта в правиль­ном порядке.

1.  Начало открытого конфликтного взаимодействия.

2.  Возникновение конфликтной ситуации.

3.  Развитие открытого конфликта.

4.  Осознание наличия конфликтной ситуации ее участниками.

5.  Разрешение конфликта.

Задание 5. Решите ситуационные задачи.

Задача 1. Две фирмы одновременно стремятся занять одно и то же помещение для работы. Определите правильную стратегию поведения в данной конфликтной ситуации.

Задача 2. Муж начал злоупотреблять спиртными напитками. Жена не хочет «выносить сор из избы», боится разрушить семью, поэтому делает вид, что ничего не происходит, скрывает ситуацию от родственников и друзей.

Какую стратегию поведения в данной ситуации выбрала жена? Правильно ли она поступает? Как вы считаете, какая стратегия по­ведения здесь наиболее эффективна?

Задача 3. Вы нечаянно толкнули в переполненном транспорте стоящую рядом пожилую женщину, она сделала вам резкое заме­чание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: