Вам предлагается выполнить упражнение, построенное на приеме «инсерт» («отметки на полях»). Каждая часть задания представляет собой пункт инструкции, которой вы можете пользоваться, применяя этот прием для работы с другими текстами
Задание 1 (тренировочное упражнение)
1.1.
Вам предстоит прочитать текст «Информация».
До начала чтения подумайте, каково ваше представление об информации. Запишите все, что вы знаете об информации.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2.
Обсудите сделанные записи со своим соседом.
Если у вас возникли разногласия, запишите, в чем они состояли. Напишите свои соображения по поводу разногласий, исходя из того, что текст, который вам предстоит прочитать, возможно, прояснит некоторые из них.
После того как вы с партнером завершили обсуждение, устно поделитесь своими знаниями со всей группой. Все ваши идеи будут записаны преподавателем на доске, при этом любые разногласия будут вынесены на обсуждение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3.
Приступайте к чтению текста. Во время чтения делайте отметки на полях (прием «инсерт»):
«V» поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете;
«-» поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете или думаете, что знаете;
«+» поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
«?» поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Таким образом, в процессе чтения текста вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.
Информация
Сегодня не существует единого подхода к определению понятия «информация». Но при всех трактовках этого понятия предполагается существование двух объектов: источника информации и потребителя (получателя) информации. Передача информации от одного к другому происходит с помощью сигналов, которые, вообще говоря, могут не иметь никакой физической связи с ее смыслом: эта связь определяется соглашением. Например, удар в вечевой колокол означал, что надо собираться на площадь, но тем, кто не знал об этом порядке, он не сообщал никакой информации.
В ситуации с вечевым колоколом человек, участвующий в соглашении о смысле сигнала, знает, что в данный момент могут быть две альтернативы: вечевое собрание состоится или не состоится. Или, выражаясь языком теории информации, неопределенное событие (вече) имеет два исхода. Принятый сигнал приводит к уменьшению неопределенности: человек теперь знает, что событие (вече) имеет только один исход: оно состоится. Однако если заранее было известно, что вече состоится в таком-то часу, колокол ничего нового не сообщил. Отсюда вытекает, что чем менее вероятно (т.е. более неожиданно) сообщение, тем больше информации оно содержит, и наоборот, чем больше вероятность исхода до совершения события, тем меньше информации содержит сигнал.
По содержанию информация подразделяется на общественно-политическую, социально-экономическую, научно-техническую и т.д. Вообще же классификаций информации много, они строятся по различным основаниям. Как правило, из-за близости понятий точно так же строятся и классификации данных. Например, информация подразделяется на статическую (постоянную) и динамическую (переменную). Другое деление - первичная, производная, выходная информация. Третье деление - информация управляющая и осведомляющая. Четвертое - избыточная, полезная и ложная. Пятое - полная (сплошная) и выборочная.
Давайте рассмотрим наиболее важные для обработки информации характеристики.
Избыточность информации - характеристика информация, показывающая, что информация не нужна для принятия решения. Избыточная информация бывает двух видов: сведения, не имеющие отношения к содержанию принимаемых решений, и сведения, поступающие в объеме, недоступном для своевременной обработки.
Прагматический аспект информации - характеристика информации с точки зрения полезности, пригодности для решения задачи. При этом оценка может быть субъективной, отражая точку зрения получателя информации (интерпретатора). Если получатель хотя и понял поступившую информацию, но не счел ее полезной, важной, то это означает наличие прагматического шума — такая информация отсеивается.
Репрезентативность информации - достаточность информации для принятия и обоснования решения, ради которого она собрана. Например, в выборочном методе статистики репрезентативность выборки -это соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности: если выборка репрезентативна, то по ее свойствам можно судить о генеральной совокупности; если выборка произведена неправильно, говорят об ошибке репрезентативности. (Хрестоматийным примером такой ошибки является проведенный в США еще в 20-е гг. опрос общественного мнения людей, отобранных по телефонной книге, казалось бы, беспристрастно, случайно. Его организаторы не учли, что телефоны были тогда лишь у зажиточной части населения, что не могло не дать искаженных результатов.)
Достоверность информации - общая точность и полнота информации, которая нередко определяется как свойство информации быть правильно воспринятой. Достоверность информации обратно пропорциональна вероятности возникновения ошибок в информационной системе. В общем случае достоверность информации достигается:
- указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;
- сопоставлением данных, полученных из различных источников;
- своевременным вскрытием дезинформации;
- исключением искаженной информации и др.
Неполнота информации - принципиальное свойство экономических, социальных и многих других управляемых систем, возникающее по двум причинам: в силу неопределенного, случайного характера 1) самой системы и 2) возможностей приобретения сведений об этой системе (сведения могут быть не только ограничены по техническим причинам, но иной раз могут быть и ложными вследствие рассогласования интересов). Таким образом, большинство решений, принимаемых в экономических, социальных и т.п. системах, принимается в условиях неполноты информации.
Исследование проблем, связанных с научным понятием информации, идет в трех основных направлениях. Первое из них состоит в разработке математического аппарата, отражающего основные свойства информации.
Второе направление заключается в теоретической разработке различных аспектов информации на базе уже имеющихся математических средств, в исследовании различных свойств информации. Например, уже с момента создания теории информации возникла сложная проблема измерения ценности, полезности информации с точки зрения ее использования. В количественной теории, выдвинутой в 1960 А.А. Харкевичем, ценность информации определяется как приращение вероятности достижения данной цели в результате использования данной информации.
Третье направление связано с использованием информационных методов в лингвистике, биологии, психологии, социологии, педагогике и др. В лингвистике, например, проводилось измерение информативной емкости языков. После статистической обработки большого числа текстов, выполненной с помощью ЭВМ, а также сопоставления длин переводов одного и того же текста на разные языки и многочисленных экспериментов по угадыванию букв текста выяснилось, что при равномерной нагрузке речевых единиц информацией тексты могли бы укоротиться в 4-5 раз. Так был с этой точки зрения установлен факт избыточности естественных языков и довольно точно измерена емкость языка - величина, находящаяся в этих языках примерно на одном уровне.
Разнообразное использование понятия информации побудило некоторых ученых придать ему общенаучное значение. Основоположниками такого общего подхода к понятию информации были английский нейрофизиолог У.Р. Эшби и французский физик Л. Бриллюэн. Они исследовали вопросы общности понятия энтропии (распада) в теории информации и термодинамике, трактуя информацию как отрицательную энтропию (негэнтропию). Бриллюэн и его последователи стали изучать информационные процессы под углом зрения второго начала термодинамики, рассматривая передачу информации некоторой системе как усовершенствование этой системы, ведущее к уменьшению ее энтропии.
Использованы материалы: Экономико-математический словарь, Словарь по естественным наукам (Глоссарий.ру), БСЭ
1.4.
Прочитав текст, вернитесь к своим первоначальным предположениям и ответьте себе на следующие вопросы:
- какие ваши знания подтвердились?
- какие ваши представления не подтвердились?
Возможно, вам понадобится прочесть текст еще раз.
Самостоятельно заполните маркировочную таблицу. При этом записывайте в первые три столбца только ключевые слова или фразы. Вопросы записывайте полностью.
| V | + | - | ? |
1.5.
Обсудите содержание заполненных таблиц с соседом. Противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всей группе для обсуждения.