Характеристика процесса обучения русскому языку в начальных классах

Содержание

Введение……………………………………………………………………...………3
Глава I. Теоретические основы организации этимологической работы на уроках русского языка в начальных классах……………………………………………….6
1.1.Характеристика процесса обучения русскому языку в начальных классах……………………………………………………………………….............6
1.2.Методы и приёмы организации этимологической работы на уроках русского языка в начальных классах………………………………………………………15
Выводы по первой главе…………………………………………………………25
Глава II. Практическая работа по организации этимологической работы в процессе обучения русскому языку в начальных классах……………………………………………………………………………....26
2.1.Методическое обоснование использования методов и приёмов организации этимологической работы в процессе обучения русскому языку в начальных классах……………………………………............................................26
Заключение…………………………………………………………………….........29
Список литературы……………………………………………………………………
Приложение

 

 

Введение

Формирование всесторонне развитой личности - ориентир в работе школы. Перед учителем стоит задача - поиск новых способов интенсификации обучения, повышение качества обученности. В настоящее время общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания.

Учителям начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке младших школьников к усвоению русского языка. Чем раньше учащиеся приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования родного языка.

Язык - важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе.

Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения русскому языку, нашедший отражение в трудах К. Д. Ушинского, Д. И. Тихомирова, Л.С.Выготского и многих других.

Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.

Этимология – это один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. С самого раннего детства человек начинает интересоваться происхождением слов. Дело в том, что большое количество слов в русском языке пишется по традиционному принципу, т. е. объяснение их правописания лежит глубоко в истории слова. Кроме того, поиск дальних родственников слова, его «семейных» связей не только способствует запоминанию его внешнего вида, но и пробуждает интерес, как к истории языка, так и к самому языку.

Изучение происхождения слова – чрезвычайно интересное занятие, заставляющее детей заглянуть в такие словари, как «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Школьный этимологический словарь» Н.М.Шанского и Т.А.Боброва, «Этимологический словарь» М.Фасмера, в словари иностранных слов.

В последнее десятилетие в области государственных стандартов произошли существенные перемены, которые не могли не отразиться и на содержании многих образовательных областей, в том числе в области филологии. Несмотря на царящее засилье элементов англо-американской культуры (и в частности языка), возрастает интерес к родной истории, в том числе и к истории родного слова. Об этом свидетельствует появление на полках книжных магазинов новых работ по истории языка, новых лингвистических словарей.

Тема исследования: «Этимологическая работа на уроках русского языка»

Цель исследования: выявить эффективность применения этимологической работы на уроках русского языка в начальных классах.

Объект исследования: процесс обучения русскому языку в начальных классах.

Предмет исследования: методы и приёмы этимологической работы на уроках русского языка в начальных классах.

Гипотеза: эффективность урока русского языка в начальных классах повысится, если использовать специально отобранные методы и приёмы этимологической работы.

Задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать литературу по педагогике, психологии и методике обучения русскому языку в начальных классах по теме исследования.

2. Охарактеризовать процесс обучения русскому языку в начальных классах.

3. Выявить эффективные методы и приёмы организации этимологической работы на уроках русского языка в начальных классах.

4. Разработать конспект урока русского языка в начальных классах с применением методов и приёмов организации этимологической работы.

Методы исследования:

- теоретические методы (изучение, анализ и систематизация информации по теме исследования);

- эмпирические методы (составление конспекта урока по русскому языку для начальных классов с применением методов и приёмов, направленных на этимологическую работу).

 

Глава I. Теоретические основы организации этимологической работы на уроках русского языка в начальных классах

Характеристика процесса обучения русскому языку в начальных классах

Русский язык как предмет в системе начального общего образования играет ведущую роль и является фундаментом, потому как именно на уроках русского языка закладываются основы мироощущения и миропонимания.

Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. В нее входит современный русский язык, его история и диалектология, смежные науки - графика, орфография и пунктуация.

В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета Русский язык» менялся в зависимости от общих ее целей и специальных целей изучения русского языка, от уровня развития науки о русском языке и наук психолого-педагогического цикла.

Русский язык относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык в школе выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, «средством изучения всех остальных предметов. От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение системы языка, языковой теории, сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

В соответствии с ФГОС НОО второго поколения в примерных программах по русскому языку выделяются следующие цели и задачи изучения данного предмета:

1. Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся.

2. Социокультурная цель изучения языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, а также навыков безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

3. Развивающая цель состоит в формировании у учащихся основ учебной деятельности: познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умении организовать сотрудничество, планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. Формирование таких универсальных учебных действий как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю. В ходе обучения языку у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками и др.

Задачи изучения курса «Русский язык» выделяются следующие:

1) Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике и орфографии русского языка.

2) Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Основные содержательные линии предмета «Русский язык», которые должны освоить младшие школьники, в процессе обучения представлены как: система языка: фонетика, графика, состав слова, морфология и синтаксис; орфография и синтаксис; развитие речи.

В соответствии с ФГОС ООО второго поколения, в новых программах по русскому языку для начальной школы указывается не только содержание программного материала, но и дается характеристика деятельности учащихся при изучении каждого раздела и каждой темы курса.

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

Выделяют следующие универсальные учебные действия, формирующиеся у младших школьников на уроках русского языка в начальной школе:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач

- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

На уроке русского языка может быть поставлена только одна образовательная цель и множество учебных задач, которые сопровождают каждый этап урока, каждое задание или вид работы.

Ее недостаточно просто сформулировать учителю, задача должна быть принята учеником, то есть стать его собственной задачей. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально новыми открытиями, которые совершает ученик: 1) он должен обнаружить, что что-то не знает; 2) он должен захотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению.

В настоящее время в современных школах существует множество различных систем обучения. Но не каждое из них предполагает сотрудничество и взаимодействие учителя с учащимися. Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести систематический характер обучения; упорядоченную, логически правильную подачу материала; организационную четкость, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. Но сохранение традиционного урока, традиционной классно - урочной системы, к сожалению, приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания.

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Современные стандарты по русскому языку требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение профессии учителя. В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии. Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.

Русский язык в младших классах является основой и главным предметом всего начального обучения. Это положение утверждается в объяснительной записке к программе по русскому языку.

В первоначальном обучении предмет «Русский язык» выполняет роль своеобразной энциклопедии знаний для маленьких детей, подготавливает их к последующему изучению элементарных курсов истории, географии и естествознания (в IV классе), к изучению грамматики и к литературному чтению (в V классе). Этим объясняется, что «по учебному плану на русский язык в I классе отводится около 60% всех учебных часов».

Цели обучения русскому языку - одна из основных категорий методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения причины его включения в учебный план. Эта категория исторически изменчива. В разные периоды развития отечественной школы ставились разные цели обучения русскому языку - узкие или широкие. «Был период, когда русский язык вообще не изучался (1923-1927), но цели работы по языку формулировались».

Цели изучения русского языка определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития соответствующей науки (в данном случае лингвистики); уровнем развития педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка. Современная школа с точки зрения социального заказа должна дать прочные знания о языке, добиться свободного владения им. Лингвистическая наука достаточно полно описала все уровни русского языка и все функционально-стилистические разновидности русской речи. Это позволило поставить перед школой задачу изучения языка во всех его основных проявлениях.

Методика преподавания русского языка в начальной школе, опираясь на достижения педагогики и детской психологии, разработала систему изучения новых разделов науки о языке, включенных в программу, и развития связной речи, создав тем самым возможность реализации поставленных целей.

Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).

Необходимость глубокого изучения русского языка в школе определяется его основными функциями: язык служи, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, «обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

Умения и навыки в области русского языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык — ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без знаний языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.

Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание русского языка позволяет приобщить школьника к высокоидейной и высокохудожественной литературе, привлечь его к участию в различных формах драматического искусства, привить ему потребность читать, полноценно общаться со взрослыми.

Вся система занятий русским языком должна обеспечивать воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку как языку великого русского народа, «языкотворца».

Одна из важнейших задач, стоящая перед учеными и практиками в области совершенствования методики русского языка – определить и сформировать курс русского языка в школе (и, в частности, в начальных классах школы) как учебный предмет.

Школьный предмет «Русский язык» не является слепком с научного курса русского языка, так как перед школой стоит задача вооружения каждого школьника практическими умениями и навыками по родному языку. В то же время построение предмета «Русский язык» должно обеспечить учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка, воспитать у них высокую культуру речи, научить их правильно, точно и выразительно передавать собственные мысли, чувства. Наконец, начальная школа должна дать свои воспитанникам «определенную систему научно-теоретических знаний по родному языку, обеспечивающую формирование естественнонаучного мировосприятия, развитие абстрактного мышления учащихся, дающую теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков учащихся.

В содержание работы по русскому языку в начальной школе включается обучение детей грамоте, чтению, письму, элементам грамматики; развитие речи учащихся осуществляется в связи с обучением чтению и письму. На уроках русского языка не только широко раскрывается горизонт младших школьников, но и решаются серьезные вопросы воспитания. У детей постепенно формируется определенное отношение к разным сторонам действительности, о которой они узнают прежде всего из своей еще узкой, ограниченной практики, посредством родного языка.

Русский язык как учебный предмет в начальной школе структурно делится на два раздела: чтение и развитие речи;  грамматика и правописание, которые также взаимосвязаны с развитием речи. В первом полугодии 1 класса оба раздела соединяются в едином процессе обучения грамоте, в неразрывной связи с которыми находятся обучение чтению, письму и развитие речи. Чрезвычайно простая структура русского языка скрывает за собой сложное содержание этого основного учебного предмета, включающего и обучение языку и приобретение сведений об окружающей действительности.

Русский язык как предмет первоначального обучения представляет собою первую ступень. Именно здесь начинается обучение учащихся основам грамматики и ее применению в устной и письменной речи. Известно, что в грамматике изучаются четыре раздела: фонетика, морфология, синтаксис и орфография; освоение каждого из них начинает практически подготавливаться уже в первом классе и заканчивается в одном из старших классов.

В первоначальном обучении дети впервые знакомятся с понятиями слово, слог, звук и буква, получают сведения о классификации звуков и букв: гласные и согласные, твердые и мягкие звуки по произношению, употребление йотированных букв, букв й, ь, ударение в двусложных словах.

Эти знания, полученные в первом классе, являются основой для дальнейшего изучения фонетики во втором классе, где учащиеся изучают ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные и их правописание.

Усвоенные практически в начальной школе, эти знания составляют базу для освоения систематического курса фонетики в пятом классе.

Содержание и виды занятий по русскому языку в начальных классах включают в себя:

а) развитие устной и письменной речи учащихся;

б) обучение детей грамоте;

в) изучение литературной нормы (орфографически и пунктуационно грамотного письма, орфоэпически правильного произношения и в овладении выразительностью речи и элементами стилистики);

г) изучение теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике, в формировании систем научных понятий по языку;

д) приобщение школьников к образцам художественной, научнопопулярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики, в овладении ими умением воспринимать литературное произведение.

Все эти задачи обучения в начальных классах решаются в комплексе в одном предмете – «Русский язык». Конкретизирует эти задачи примерная основная образовательная программа по русскому языку для начальных классов, являющаяся государственным документом, определяющим содержание и объем учебного предмета, а также основные требования к уровню знаний, умений и навыков по этому предмету.

Примерная основная образовательная программа состоит из вводной объяснительной записки и разделов «Обучение грамоте», «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи» с подразделами «Внеклассное чтение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание» и списками произведений для заучивания наизусть. В данной программе также определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по изучаемым темам.

Таким образом, перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, четкого определения целей образования, учитывающих как государственные, социальные, так и личностные потребности и интересы. Русскому языку отведено ведущее место в системе школьных дисциплин. Первостепенное значение этого предмета определяется социальными функциями русского языка. Он является не только объектом изучения, но и средством обучения другим наукам. Формирование и воспитание личности происходит в процессе овладения нормами русского языка, развитие ее морально-нравственных качеств и творческих способностей - в приобщении к отечественной культуре, в продолжении и развитии исторических традиций и преемственности поколений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: