Тонно-километровая работа брутто складывается из тонно-километров брутто груженых и порожних вагонов.
Тонно-километры брутто груженых вагонов складываются из грузооборота нетто и грузооборота тары груженых вагонов.
Тонно-километры брутто порожних вагонов определяются грузооборотом тары порожних вагонов:
где ∑ Pl н – грузооборот нетто, ткм (табл. 1.1);
∑Pl т – грузооборот тары вагонов, ткм;
qт - средняя масса тары вагона, т;
∑ nSобщ - общий пробег вагонов, тыс. ваг–км.
Расчеты произвести в табл. 2.4.
На сети железных дорог обращаются поезда различных категорий. Они имеют различные весовые нормы, скорости движения, технологию
работы. Поэтому пробег этих поездов, а также парк локомотивов нормируются раздельно. Различают следующие категории поездов:
сквозные, следующие без переформирования одну и более участковые станции. Эти поезда осваивают основной грузопоток, имеют высокие нормы веса и длины, следуют с графиковыми скоростями для транзитных поездов. Формируются они, как правило, раздельно из груженых или порожних вагонов;
|
|
сборные, работающие внутри одного участка и обслуживающие в основном местную работу (погрузку-выгрузку) на промежуточных станциях. Эти поезда имеют меньшие весовые нормы (до 1500 т) и невысокие скорости, т. к. на промежуточных станциях поездными локомотивами выполняется маневровая работа, связанная с отцепкой и прицепкой вагонов. Сборные поезда состоят одновременно из груженых и порожних вагонов, при этом порожние вагоны следуют в порожнем направлении.
Для распределения тонно-километров брутто по категориям поездов выделяют ту часть, которая приходится на сборные поезда, тогда остальная часть работы будет относиться к сквозным.
На сети железных дорог РФ принята работа поездов по схеме "вперед". Предполагается, что погрузка и выгрузка осуществляется равномерно на всех промежуточных станциях участка, имеющих грузовую работу, и каждый вагон, следующий под погрузку или после погрузки, проходит в среднем примерно половину длины участка. Таким образом, для сборных поездов тонно-километры брутто определяются следующим образом.
В груженом нечетном направлении:
где - средняя масса вагона брутто, т;
Uпогр – погрузка на участке, ваг.;
Uвыгр – выгрузка на участке, ваг.;
Li – длина участка, км.
Средняя масса груженного вагона брутто определяется по формуле, т:
,
Где ∑Plгрбр – тонно – километры брутто груженных вагонов;
∑nSгр – пробег груженных вагонов, ваг-км.
|
|
В четном направлении тонно-километры брутто груженых вагонов определяются по формуле (*), порожних вагонов:
,
где qт - вес тары вагона, т;
- абсолютное значение разницы между выгруженными
и погруженными вагонами на участке в целом (т. е. по обоим направлениям):
Uвыгр>Uпогр - имеет место отправление со станций участка порожних вагонов;
Uпогр> Uвыгр - подача с других станций недостающих под погрузку
вагонов.
Тонно-км брутто сборных поездов в четном направлении:
(*)
Тонно-километры сквозных поездов определяются разницей между ткм всех поездов и ткм сборных поездов.
Распределение тонно-километров брутто по категориям поездов выполнить в табл. 2.5.
Определение тонно-километров брутто вагонов
Таблица 2.4
| Участки отделения дороги | Тонно-километры нетто ∑ Plн, млн.
| Вагоно-километры тыс | Масса тары вагона qт, т/ваг. | Ткм тары груженых вагонов ∑ Plт, млн. | Ткм брутто груженых вагонов ∑Plгрбр, млн. | Ткм брутто (ткм тары) порожних вагонов ∑ Plпор, млн. | Всего ткм брутто гр и пор |
| Всего ткм брутто груженых вагонов ∑ Plбр, млн. | |
Груженых ∑nSгр | Порожних ∑nSпор | ||||||||||
А-Б | 6479.1 | 151038 | 23 | 3473.87 | 9952.97 | - | 9952.97 | 9952.97 | |||
Б-А | 4843.8 | 112896 | 38655 | 23 | 2596.61 | 7440.4 | 889.1 | 8329.5 | 8329.5 | ||
Б-В | 7259.4 | 169240 | 23 | 3892.52 | 11151.9 | - | 11151.9 | 11151.9 | |||
В-Б | 5421.4 | 126370 | 42460 | 23 | 2906.5 | 8327.9 | 976.6 | 9304.5 | 9304.5 | ||
ВСЕГО ПО ОТДЕЛЕНИЮ | 24003.7 | 559544 | 81115 | 23 | 36873.21 | 36873.17 | 1865.7 | 38738.9 | 38738.9 |
Расчет тонно-километров брутто сборных поездов
Таблица 2.5
Участок отделения дороги | Во всех категориях, млн. | В сборных | В сквозных, млн. | ||||||||||
Ткм брутто груженных | Ткм брутто порожних | Всего ткм брутто | груженых | порожних | Всего ткм брутто, млн. | Ткм брутто груженых | Ткм брутто пороних | Всего ткм брутто | |||||
Погрузка + выгрузка, тыс.ваг | Масса вагона брутто, т | Тонно-км брутто, млн. | Выгрузка- погрузка обоих направлений участка, тыс. ваг | Масса тары вагонов, т | Тонно-км брутто, млн, | ||||||||
А-Б | 9952.97 | - | 9952.97 | 22.5 | 65.9 | 133.4 | - | 23 | - | 133.4 | 9819.6 | - | 9819.6 |
Б-А | 7440.4 | 877.1 | 8317.5 | 19.6 | 65.9 | 116.2 | 4.9 | 23 | 10.1 | 126.3 | 7324.2 | 867 | 8191.2 |
Б-В | 11151.9 | - | 11151.9 | 24.5 | 65.9 | 161.4 | - | 23 | - | 161.4 | 10990.5 | - | 10990.5 |
В-Б | 8327.9 | 985.8 | 9313.7 | 16.7 | 65.9 | 110.1 | 2 | 23 | 4.6 | 114.7 | 8217.8 | 981.2 | 9199 |
Всего | 36873.17 | 1862.9 | 38736.1 | 83.3 | - | 521.1 | 6.9 | - | 14.7 | 535.8 | 36352.1 | 1848.2 | 38200.3 |
2.1.4. Определение пробегов и эксплуатируемого парка локомотивов
Поездные локомотивы обеспечивают грузовые перевозки всеми категориями поездов. В общем виде имеют место следующие пробеги, определяемые локомотиво-километрами:
в голове поездов ∑MSгл;
одиночного следования ∑MSодин;
в двойной тяге ∑MSдв.тяга;
в подталкивании ∑MSподт;
условный пробег ∑MSусл.
Сумма всех пробегов носит название общего пробега ∑MSобщ. При
этом разница между общим и условным пробегами является линейным пробегом (т. е. фактически совершаемым пробегом):
.
Линейный пробег складывается из следующих пробегов:
Основным пробегом является пробег локомотивов в голове поездов (∑MSгл), численно равный поездо-километрам (∑NS). Все остальные пробеги являются вспомогательными (∑MS общвспом), которые равны сумме вспомогательного линейного (∑MS линвспом) и условного пробегов (∑MSусл):
∑MS общвспом = ∑MS линвспом + ∑MSусл
|
|
Для упрощения расчетов в данной работе вспомогательный линейный пробег численно равен пробегу в одиночном следовании.
Пробеги поездов рассчитываются раздельно по следующим категориям:
а) сквозные груженые;
б) сквозные порожние;
в) сборные.
Сквозные груженые поезда осваивают основной грузопоток и имеют установленную весовую норму. Различают следующие способы установления норм:
с учетом ограничений по силе тяги локомотивов;
с учетом ограничений по длине приемо-отправочных путей.
Для определения пробега сквозных груженых поездов (поездо-км) используется следующая формула:
где ∑Pl брскв.гр - тонно-километры брутто сквозных груженых поездов;
Q нормгр - весовая норма для сквозных груженых поездов, т.
Формула для расчета пробега сквозных порожних поездов (поездо-км) имеет следующий вид:
,
где ∑Pl брскв.пор - тонно- километры брутто сквозных порожних поездов;
Q порнорм - весовая норма для сквозных порожних поездов, т.
Весовую норму (в тоннах) получают расчетным путем с учетом ограничений по длине приемо-отправочных путей:
.
где mпор – среднее число вагонов в поезде.
Требующаяся для этого расчета величина состава поезда (ваг.) определяется по формуле:
,
где Lпо - длина приемо-отправочных путей, м;
- средняя длина вагона, м;
50 - длина пути на установку локомотива, м.