Виды отноше ний | Типы личности | |||||
конформный | Доминирующий | сензитивный | инфантильный | Тревожный | Интроверти рованый | |
1. отношение родителей к деятельности ребенка | Удовлетворение желаний ребенка путем ласки, смирения, сопережива ния | Стимулирова ние к состязанию с другими | Предоставление полной свободы действий | Предупрежде ние всех самостоя тельных действий, ограничение инициативы | Полное ограниче ние самостоя тельной деятельности | Ребенок предоставлен сам себе, имеет полную свободу самостоятельной деятельности |
2. отношение родителей к методам поощрения и наказания | Непоследователь ное или даже одновременное применение наказаний и поощрений | Похвала и поощрение | Ни похвалы, ни наказаний | Никогда не наказывают, только хвалят | Применение насильствен ных мер в виде наказаний | Отсутствуют похвала и наказание |
3. Отношение родителей к ребенку | Отсутствие заботы о детях | С восторгом, гордостью | С любовью и вниманием, добрые, простые отношения | Предупреждают все его требования и желания | Жесткие, требователь ные | С любовью |
4. отношение родителей к окружаю щим людям | Ложь и лицемерие, мелкий расчет и стремление к мелкой наживе | Ставят себя и своего ребёнка в пример | Живут жизнью ребенка, помогают окружающим людям | Хвастаются своим ребенком | Раздраже ние по отношению к окружаю щим людям | Доброе, терпеливое отношение к людям с искренностью и любовью |
5. отношение родителей к нравствен ным ценностям | Требование от детей соблюдения внешних обрядов, значение которых не объясняется. Соблюдение внешних приличий в обществе | Требуют формального соблюдения нравственных норм | Приучают действовать не по шаблону, а по совести | Стараются ласками и уговорами сделать их умными и послушными. Соблюдают внешнее приличие | Беспрекословное выполнение нравственных требований | Строгое требование действовать по правилам |
6. отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка | Не возбуждают внимание ребенка, не побуждают к размышлениям. Стараются устранить такие рассуждения | Потакательство всему, чем ни занимался, лишь бы мог выделиться | Наблюдательность, привычка к размышлению над окружающими явлениями, понимание связи их внутреннего | Не побуждается к размышлениям и мыслительным действиям, т.к. распоряжается своим временем | Запрещается рассуждать, обязан выполнять немедленно распоряжения | Родители много беседуют и рассуждают |
стиль семейного воспита ния | попустительский | Состязательный | Рассудитель ный | Предупреди тельный | контролирующий | сочувствующий |
В.М. Минияров выделил следующие крайние варианты стилей семейного воспитания и характеризовал соответствующие им семь социально-психологических типа личности ребёнка.
|
|