В клинической психологии

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ клиническОЙ психологиИ

Основные понятия:

Психика – это субъективный образ объективного мира, системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека. Человеческая психика формируется только прижизненно в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями.

Высшие психические функции – специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы мышления, памяти, восприятия, воли и т.п., опосредованные применением вспомогательных средств, речевых и д.р. символьных систем, созданных в процессе исторического развития.

Предмет клинической психологии. Задачи клинической психологии.

По направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей либо на особенности конкретного больного) можно выделить общую и частную медицинскую психологию.

Общая клиническая психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

1. Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача.

2. Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния.

3. Индивидуальность (темперамент, характер, личность), аффективно-волевые процессы.

4. Медицинскую деонтологию.

5. Психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический).

6. Общую психотерапию.

Частная клиническая психология изучает конкретного больного, а именно:

1) особенности психических процессов у психических больных;

2) психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;

3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

4) психику больных алкоголизмом и наркоманией;

5) частную психотерапию.

Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика.

Патопсихология изучает структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает влияние психики на возникновение, развитие соматических (сомато-вегативных) проявлений (расстройств).

Перечень учебной литературы к занятию.

Обязательная литература:

1) Лакосина Н.Д. Клиническая психология: учеб. пособие / Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – М.: МЕДпресс-информ, 2006

2) Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПБ.: Питер, 2004

Дополнительная литература:

1) Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практиче­ское руководство. - М.: МЕДпресс, 2008.

 

Тема 2. Основные методы исследования

в клинической психологии

Выбор методов исследования, используемых клиническим психологом, обусловлен диагностическими задачами. Всевозможные методы исследования в клинической психологии делятся на три группы: 1) клиническое интервьюирование; 2) экспериментально-психологические методы исследования; 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия.

Клиническое интервью – это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта врача (психолога) и пациента (клиента). Основными принципами клинического интервью являются: однозначность, точность и доступность формулировок-вопросов; адекватность, последовательность, гибкость, беспристрастность опроса; проверяемость полученной информации. Также необходимо учитывать культурно-исторический аспект. В процессе клинического интервью согласно теории Ж. Лакана могут сталкиваться такие составляющие врача и пациента как пол, возраст, религиозные убеждения и вероисповедание, национальность, расовые особенности. Врач должен ориентироваться на текущую ситуацию в области этнокультуральных взаимоотношений и выбирать гибкую тактику общения, избегающую обсуждения острых глобальных и немедицинских проблем, в частности национальных, религиозных, тем более не навязывать своей точки зрения по этим вопросам.

Патопсихологическое исследование (эксперименты) используют в целях моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и «отношений личности» (Б.В. Зейгарник).

Патопсихологические экспериментальные задания подбираются для решения практических задач клиники. В основном исследуются нарушения развития личности и нарушения психических процессов: расстройства восприятия; расстройства внимания и т.д. Основные психометрические методики оценки состояния отдельных психических процессов и их интерпретация. Методики для оценки внимания (корректурная проба, таблицы Шульте, счет по Крепеллину), памяти (запоминание изображения предметов, десяти слов, метод пиктограмм), мышления (методика исключения четвертого лишнего, сравнение, классификация понятий). Методы исследования интеллекта (шкала Векслера, объяснение сюжетных картин, понимание переносного смысла пословиц и метафор).

Методики исследования эмоционального состояния (тест Люшера, шкалы Спилбергера, Гамильтона).

Методики оценки личности (тест ММРI, опросник Леонгарда-Шмишика, личностный опросник Айзенка, проективные методы).

   В результате возможно выявление патопсихологических регистр-синдромов, оказывающих существенную помощь в диагностике психопатологических расстройств, верификации нозологического диагноза, терапии и профилактике.

  Выделяют следующие патопсихологические регистр-синдромы (И.А. Кудрявцев):

- шизофренический;

- личностно-аномальный (психопатический);

- экзогенно- и эндогенно-органический;

- олигофренический;

- психогенно-психотический;

- психогенно-невротический.

Литература

 Основы клинической психодиагностики: нестандартизованные патопсихологические методы исследования памяти: методическое пособие / сост.: И.Н. Хмарук. Ю.С. Степанова. - Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2006

3) Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПБ.: Питер, 2004.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: