Методические рекомендации по
Выполнению практических работ
Учебной дисциплины ОДУ 1 Русский язык
Практическая работа №1
Тема: Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи.
Цели:
- образовательная - систематизация и закрепление функционально-смысловые типов речи;
- развивающая – развитие языковой и речевой компетенции;
- воспитательная – совершенствование культуры устной и письменной речи.
Тип урок: практическое занятие.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, опорные карты.
Литература: «Русский язык» под редакцией Н.А.Герасименко «Академия» 2019 г., Лекант, П. А. Русский язык: справочник для среднего профессионального образования. «Юрайт»,2019 г.
Ход занятия
1.Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.
2.Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического занятия.
3.Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала.
4.Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструктивными картами.
5.Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).
6.Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.
7.Самоанализ студента по приобретенным знаниям, навыкам и умениям.
(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.
Подведение итогов занятия.
Инструкционная карта практического занятия №1.
Методические указания к выполнению практических заданий.
1.Ознакомьтесь с целями практического занятия, теоретическим материалом и содержанием практических заданий (практикума). На выполнение теоретической части практического занятия отводится 25 минут, на выполнение практических заданий по русскому языку дается 60 минут.
2.Практическая работа состоит из 9 заданий. Задания, отмеченные *, - повышенной трудности.
3.Все задания выполняются письменно.
4.С условиями каждого задания необходимо внимательно ознакомиться и выполнять его в соответствии с заданными требованиями.
5.Выполнять задания следует в том порядке, в котором они даны.
6.Не допускайте ошибок при переписывании текстов заданий и упражнений, это поможет Вам улучшить орфографическую зоркость.
7.Оформляйте работу аккуратно, пишите разборчиво.
8.Завершив выполнение практических заданий, проведите самоанализ результатов своей работы, письменно ответив на вопросы: Что узнал? Что понял? Чему научился?
Критерии оценки.
Минимальный балл по рейтинг – карте – задания №1-5,6.
Максимальный балл по рейтинг – карте – задания №1-9.
Вариант №1.
Практикум.
Задание 1. Определите тип речи:
Между тем наступила зима. А зимняя Куоккала была совсем не похожа на летнюю. Летняя Куоккала, шумная, нарядная, пестрая, кишащая модными франтами, разноцветными дамскими зонтиками, мороженщиками, экипажами, цветами, детьми, вся исчезала с наступлением первых же заморозков и сразу превращалась в безлюдную, хмурую, всеми покинутую. Зимою можно было пройти ее всю, от станции до самого моря, и не встретить ни одного человека. На зиму все дачи заколачивались, и при них оставались одни только дворники, сонные, угрюмые люди, редко выбиравшиеся из своих тесных и душных берлог..
1) описание
2) повествование
З) рассуждение
Задание 2. Укажите функционально — смысловой тип речи:
"И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник - это было вознесение, - после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и все время напевал… В городе он пообедал, погулял в саду, потом как-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он.решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди… " (А. П. Чехов. Ионыч);
1) описание
2) повествование
З) рассуждение
Задание 3. Укажите функционально — смысловой тип речи:
Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственности человека. Человек — это степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.
Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими чем-то поступиться ради любимого дела и любимых людей. (Д. С. Лихачев)
1) описание
2) повествование
З) рассуждение
Задание 4. Как строится высказывание в повествовании? Аргументируйте ответ, основываясь на основные элементы типа речи.
Задание 5. Какие наиболее характерные для повествования временные отношения? Приведите примеры.
Задание 6. О чем говорится в высказывании в типе речи повествовании? Аргументируйте ответ, основываясь на основные элементы типа речи. Приведите примеры.
Задание 7. На какой вопрос дается ответ в повествовании? Приведите примеры.
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя один из видов функционально — смысловых типов речи.
Задание 9*. Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
( Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.
Вариант №2.
Практикум.
Задание 1. Определите тип речи:
Внешность её показалась мне великолепна: она была лет тридцати, росту среднего, худощавая и широкоплечая. В милой улыбке её казалась изюминка; живые большие глазки так и блестели. Лицо её имело выражение довольно приятное, но играющее. Волоса были пострижены под каре; на ней было великолепное платье и изящная шапочка.
1) описание
2) повествование
З) рассуждение
Задание 2. Укажите функционально — смысловой тип речи:
Она увидела на самом деле на горизонте серое облачко, которое приняла сначала за милый холмик. Проводник объяснил мне, что облачко предвещало дождь.
Мы слышали о здешних метелях, что целые деревни бывали ими занесены. Михалыч, согласно со мнением проводника, советовал возвращаться. Но ветер показался мне не очень силен; я понадеялся добраться до заката до следующей станции и велел ехать быстрее.
Проводник поскакал; но всё посматривал на запад. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Серое облачко обратилось в большую серую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал проводник, – беда: буран!»...
Я выглянул в окошко: всё было темнота и ветер. Вихорь выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Михалыча; лошади шли шагом – и скоро встали.
1) описание
2) повествование
З) рассуждение
Задание 3. Укажите функционально — смысловой тип речи:
В тот день размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был очень огромен. Я не мог не признаться себе, что поведение мое в кабардинской кафешке было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Михалычем. Всё это меня терзало и мучило.
1) описание
2) повествование
З) рассуждение
Задание 4. Как строится высказывание в описании? Аргументируйте ответ, основываясь на основные элементы типа речи.
Задание 5. Какие наиболее характерные для описания временные отношения? Приведите примеры.
Задание 6. О чем говорится в высказывании в типе речи описание? Аргументируйте ответ, основываясь на основные элементы типа речи. Приведите примеры.
Задание 7. На какой вопрос дается ответ в описании? Приведите примеры.
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя один из видов функционально — смысловых типов речи.
Задание 9*. Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
( Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.
Практическая работа №2