Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Работа со СМИ




Протокольная служба

Одним из важнейших инструментов дипломатической службы является дипломатический протокол (д п).

Д.п. можно определить как совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомственных и иностранных дел, дипломатическими представителями, официальными лицами в международном общении. Д.п. является формой, в которую облекается та или иная внешнеполитическая акция государства, его представительства или представителя.

Правила д.п. основываются на принципе международной вежливости. Нарушение межд. вежливости, особенно преднамеренное, рассматривается как нанесение ущерба, престижу и авторитету государства. Все государства обязаны соблюдать его основные положения более или менее одинаково, не смотря на то, что в актах межд. права нет каких либо письменных, зафиксированных положений, заставляющих их это делать. Некоторым нормам протокола придана юридическая сила.

СМИ — социальные институты (пресса, агентства печати, радио, ТВ и т д), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе, форма массового духовного общения людей.3 направления деятельности в области СМИ:

· Содействие укреплению информационной безопасности государства,

· Использование соврем информ-ных технологий для положительного имиджа России в мире,

· Обеспечение руководства страны и дип ведомство объективной и достоверной информацией

Нормативно-правовая база для развития СМИ в РФ:

· Закон РФ о СМИ от 27 дек 1991 г. Закреплены принципы гласности и открытости для СМИ, определены права и свободы в распространении информации, намечены меры по защите журналистов от произвола.

· Указ Президента «О мерах по защите свободы МИ в РФ» от 5 дек 1993г. Все СМИ и структуры по сбору, анализу и распространению информации нах под защитой государства, и государство гарантирует им самостоятельность и свободу.

· Концепция внешней политики

· Концепция информационной безопасности.

В структуре МИД работой со СМИ занимается Департамент информации и печати (ДИП). Задачи:

· Разработка и осуществление информационного обеспечения внешней политики РФ и информированию о ней отечественной и заруб общественности.

· Отслеживание международных информационных проблем и обеспечение участия РФ в международных организациях и форумах по инф-ной тематике,

· Участие в межведомственной координации международного сотр-ва в инф-ной сфере,

· Аккредитация корреспондентов иностранных СМИ в РФ и оказание им содействия в профессиональной деят-сти.

Пресс-центр МИД РФ осуществляет деятельность по след направлениям:

· инф-ное обеспечение визитов в РФ на высшем уровне,




· организация регулярных брифингов и пресс-конференций для рос и заруб СМИ по актуальным вопросам внеш политики РФ,

· поддержание деловых контактов с заруб корреспондентами, аккредитованными в России. Оказание им визовой и др. поддержки. + См. Отдел по работе с иностранными корреспондентами

· организация интервью, встреч, бесед с руководством МИД РФ.

Дипломатия и спецслужбы

В Венской конвенции 61 г. говорится о том, что дипломат должен получать информацию всеми законными способами. Разведка противоречит этому пункту. Под дипломатическим прикрытием находится такое количество разведчиков, которое требуется в соответствии с:

· Состоянием 2-сторонних отношений,

· Состоянием региональной и глобальной безопасности.

Чем меньше стабильность, тем больше количество разведчиков. В середине 90-х гг. число разведчиков в российских посольствах варьировалось от 30 до 80%. С окончанием Холодной войны цели и задачи разведки изменились:

· Они становятся более частными,

· Степень секретности передаваемой информации и численность разведчиков варьируется в зависимости от региона страны,

Наблюдается скачок в мирном сотрудничестве государств, несмотря на различия в их развитии.

36. Информационно-аналитическая функция.

Информация — сов-ность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы, используемых для оценки ситуации и выработки управленческих решений.

По ст. 3 Венской конвенции о дип сношениях 1961 г. предусмотрена обязанность дип представительств по сбору, обработке, анализу всеми законными средствами информации о событиях в стране пребывания и регионе, а также по ее передаче в МИД своей страны.



Информация не всегда является адекватной и достоверной. Поэтому очень важно для дип службы и информационной деятельности дип служащих, чтобы каждый работник диппредства знал особенности информационного поля страны пребывания, приоритеты тех или иных СМИ, степень их ангажированности. В крупных демократических странах (США, Япония) информация изначально нацелена на получение поддержки большинства населения, и поэтому правительства этих стран сначала раскрывают свои замыслы публике, а потом уже действуют.

Существует конфиденциальная инф-ция, доступ к которой ограничен и определяется следующими грифами: «Для служебного пользования», «Секретно», «Совершенно секретно», «Особой важности». Часто для передачи такой информации используется шифрованная связь.

Принципы инф-ной работы для всех ведомств:

· Вести сбор фактических данных своими средствами,

· Давать свой анализ полученных данных и фактов,

· Не дублировать сообщения СМИ

· Формулировать предложения о необходимости тех или иных шагов на основе научно выверенных методов.

Осн направления информационной работы:

· Внутр и внеш политика государства пребывания,

· Соц-эк жизнь общества,

· Научная и культурная сфера,

· Изменения в политическом истэблишменте,

· Состояние и перспективы отношения страны пребывания с РФ и странами СНГ.

Требования к дип информации:

· Актуальность, т е чтобы инф-ция отвечала политическим задачам, стоящим в повестке дня деятельности Президента и Правительства и тенденциям, которыми интересуется общественной мнение. В актуальности нет временного компонента. Ее нельзя путать с сиюминутностью.

· Упреждающий характер информации, т е чтобы инф-ция предвосхищала события. Н. пр, в 1973 г. чилийский президент Альенде обратился с просьбой к СССР о поставке оружия в кредит. СССР согласился, но инф-ция о готовящемся перевороте под руководством Пиночета приостановила отгрузку, сохранив стране огромное кол-во материальных ценностей.

· Объективность и достоверность. Для достоверности важно получать информацию из нескольких независимых др от др источников, либо чтобы это была документальная, нефальсифицированная инф-я.

· Полнота, т е инф-ция должна исключать вероятность возникновения дополнительных вопросов в сочетании с краткостью.

· Новизна

· Конфиденциальность — система работы с информацией , обеспечивающая отсутствие огласки того, что должно быть известно только строго определенному кругу лиц.

Источники информации:

Пассивные (т к с ними нельзя вступить в диалоговый контакт):

· Радио и ТВ. Преимущество – оперативность. Но не всегда такая инф-ция явл достоверной, т к в погоне за сенсацией компании дают первичную и часто необработанную информацию,

· Газеты. Выходят с разной периодичностью. Инф-ция подается более взвешенно. В зависимости о того, какова полит ориентация газеты, можно вычислить и отношение тех или иных поли и общественных сил, стоящих за ней,

· Журналы. Высококачественный источник информации — общественно-политические журналы. Более высокий уровень аналитичности, чем у газет.

· Публикации научно-исследовательских центров, инф-ные материалы правительственных органов,

· Интернет. Приобретает все большую практическую значимость, но из-за разнообразия и огромного объема материалов поиск нужной информации осложнен,

Активные

· Лекции, конференции, семинары, круглые столы. Докладчик выступает с сообщением, и ему задают вопросы.

· Беседы со связями. Самая важная и продуктивная работа по сбору информации. Связи устанавливаются во время приемов, официальных мероприятий. Затем знакомства переносятся на неформальный уровень. Дипломат может заранее продумать структуру предстоящего разговора.

Обработку информации поручают начинающим дип работникам. Виды обработки:

· Обзор печати. Нет личной оценки событий. Это краткая летопись событий в изложении того или иного органа прессы.

· Информация. Это документ на 2-3 стр. с фактологической информацией по опред событию (н пр, съезд полит партии). Нет элементов глубокого анализа и долгосрочного прогноза

· Справка. Документ на 3-5 стр с освещением широкомасштабной темы (н пр, внешняя торговля страны пребывания за год). Справки напрямую не касаются 2-сторонних отношений.

· Информационное письмо. Касается крупных внутриполит или внешнеполит проблем страны пребывания. Присутствует краткий анализ и прогнозные оценки.

· Политическое письмо. Автор – глава диппредства, либо старший дипломат. Это письмо в страну аккредитации с изложением сути событий, анализом их причин, высказываются предположения об из развитии.

· Годовой отчет посольства (представительства) – главный информационный документ. Объем от 20 до 40 стр. Составляет практически весь дип состав. Отправляется в январе каждого года по итогам предыдущего года. Дается оценка тенденций развития страны пребывания.

· Записи бесед. Главное – точно изложить основное содержание разговора, сформулировать аргументацию собеседников, указать, по каким позициям достигнута договоренность, а по каким – нет.

· Политический портрет. Это досье на видных гос и общественных деятелей страны пребывания. Биографические данные, мировоззренческие позиции, полит взгляды, печатные труды.

Аналитическая функция переживает подъемы при составлении годовых отчетов, политических портретов и пр.Особенно она важна при длительных международных переговорах. После каждого переговорного дня делегацией проводится анализ промежуточных результатов переговоров, которые в виде шифртелеграммы отправляются в Центр.

37. Экономическая и культурная дипломатия МИД РФ

Экономическая дипломатия — это область дип деятельности, связанная с использованием экономики в качестве объекта и средства соперничества и сотрудничества в МО.

Задачи эк дипломатии РФ:

· Сведение к минимуму рисков при интеграции РФ в мировую эк и обеспечение эк безопасности страны,

· Формирование справедливой международной торговой системы при полноправном участии РФ в международных орг-циях,

· Расширение отечественного экспорта и рационализация импорта в страну, противодействие дискриминации российских производителей за рубежом,

· Привлечение иностр инвестиций в приоритетные сферы экономики страны,

· Сохранение собственности РФ за рубежом,

· Обслуживание рос долга,

· Содействие созданию комплексного законодательства в сфере международных эк отношений.

В Положении о Министерстве иностранных дел РФ говорится, что МИДу принадлежит ключевая роль во внешнеполитическом обеспечении экономических интересов. Весь блок эк проблематики в МИДе курирует замминистра по эк вопросам. В его распоряжении находится ряд подразделений:

· Департамент эк сотр-ва (ДЭС). Поддерживает связи с международными орг-ями и отслеживает тенденции в валютно-финансовой сфере,

· Департамент международных организаций (ДМО). Контакты с соц-эк блоком системы ООН,

· Департамент общеевропейского сотр-ва (ДОС). Координирует взаимодействие с ЕС,

· Первый департамент стран СНГ (1 ДСНГ). Реализует эк интеграцию Содр-ва,

· Департамент по связям с субъектами РФ. Осуществляет работу по двусторонним направлениям.

В Положении о Посольстве РФ указаны следующие функции в эк сфере:

· Сбор и анализ информации по эк вопросам,

· Развитие сотр-ва РФ с государством пребывания в торг-эк сфере,

· Содействие представителям рос бизнеса в стране пребывания,

· Осуществление рекомендации рос бизнесу в отношении потенциальных партнеров, выгодного вложения капитала и др.

· Поддержание регулярных контактов со смежными ведомствами (мин-вами торговли, финансов, экономики),

· Устранение протекционистских барьеров, препятствующих отечественным производителям.

Сейчас наметилась тенденция: отечественный бизнес все больше доверяет российской официальной дипломатии и активно участвует в межправительственных и правительственных комиссиях по отдельным проблемам.

Культурная дипломатия — это область дипломатической деятельности, связанная с использованием культуры в качестве объекта и средства достижения основополагающих целей внешней политики государства, создания благоприятного образа страны, популяризации культуры и языков ее народов.

В СССР разработкой международной культурной политики занимались Министерство культуры СССР и Союз советских обществ дружбы с зарубежными странами (ССОД). Сейчас основная обязанность по осуществлению международного культурного сотрудничества возложена на МИД РФ. Главная задача МИД в сфере культуры — координация деятельности других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные культурные связи субъектов федерации.

В структуре МИД за культуру отвечаю следующие подразделения:

· Департамент международных организаций (ДМО),

· Департамент по культурным связям и делам ЮНЕСКО (ДКСЮ)[3]. Особое внимание уделено сотрудничеству с ЮНЕСКО. Все согласовывается с др фед учреждениями и субъектами. Сложилась практика подписания программ перспективного сотр-ва для развития двусторонних культурных связей. Они носят рекомендательный характер.

· Первый Департамент СНГ.

Российским посольствам за рубежом тоже принадлежит важная роль в осуществлении двусторонних культурных связей. Направление взаимодействия вырабатывает Совет посольства по культуре. Реализует решения совета аппарат культурного атташе.

Функции атташе по культуре:

· Поддержание постоянных контактов с культурными ведомствами, деятелями страны пребывания

· Подготовка и реализация двусторонних культурных программ,

· Участие в поиске источников финансирования совместных проектов,

· Организация гастрольной, выставочной деятельности,

· Партнерство с объединениями соотечественников, обществами друдбы.

Основные задачи внешней культурной политики РФ (по Концепции внеш культ политики, 2000г):

· Укрепление отношений взаимопонимания и доверия с иностр государствами,

· Развитие равноправного партнерства,

· Наращивание участия страны в системе многостороннего культурного сотр-ва,

· Обеспечение интеграции РФ в мировое сообщество

· Оказание разносторонней поддержки рос соотечественникам за рубежом

38. Департамент информации и печати, пресс-центр МИД: функции и полномочия

СМИ — социальные институты (пресса, агентства печати, радио, ТВ и т д), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе, форма массового духовного общения людей.

3 направления деятельности в области СМИ:

· Содействие укреплению информационной безопасности государства,

· Использование соврем информ-ных технологий для положительного имиджа России в мире,

· Обеспечение руководства страны и дип ведомство объективной и достоверной информацией

Нормативно-правовая база для развития СМИ в РФ:

· Закон РФ о СМИ от 27 дек 1991 г. Закреплены принципы гласности и открытости для СМИ, определены права и свободы в распространении информации, намечены меры по защите журналистов от произвола.

· Указ Президента «О мерах по защите свободы МИ в РФ» от 5 дек 1993г. Все СМИ и структуры по сбору, анализу и распространению информации нах под защитой государства, и государство гарантирует им самостоятельность и свободу.

· Концепция внешней политики

· Концепция информационной безопасности.

В структуре МИД работой со СМИ занимается Департамент информации и печати (ДИП). Задачи:

· Разработка и осуществление информационного обеспечения внешней политики РФ и информированию о ней отечественной и заруб общественности.

· Отслеживание международных информационных проблем и обеспечение участия РФ в международных организациях и форумах по инф-ной тематике,

· Участие в межведомственной координации международного сотрудничества в информационной сфере,

· Аккредитация корреспондентов иностранных СМИ в РФ и оказание им содействия в профессиональной деятельности.

Для этого проводятся пресс-конференции, брифинги, консультации и т. д.

В п. 4 Указа Президента РФ «О координирующей роли МИД РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ» от 12 марта 1996 г. говорится, что важнейшим направлением работы ДИП является своевременное доведение до российских и зарубежных СМИ, а через них – до сведения полит кругов России и зарубежных стран, широкой мировой общественности официальной позиции России по текущим международным проблемам.

Структура ДИП:

· Отдел оперативной информации. Распространяет официальную информацию по внешнеполитическим вопросам (ч/з рассылки сообщений для печати или в ходе общения с представителями СМИ). Поддерживает рабочие контакты с инф агенствами России и заруб стран. Выпускает различные инф материалы (стенограммы, справочную информацию). Поддерживает официальный сайт МИД. Представитель отдела (часто – Директор ДИП) выступает с официальными заявлениями.

Виды офиц заявлений:

· Сообщение для печати — офиц документ с информацией о повседневной деят-сти МИД.

· Заявление офиц представителя МИД — более высокий уровень офиц заявления для привлечение большего внимания к событию.

· Заявление Министра ИД — для подчеркивания особой значимости конкретной проблемы

· Заявление МИД России — высшая форма офиц заявления внегнеполит ведомства

· Справочная инф-ция — материалы, подготовленные ДИП в координации с др департаментами МИД с подробной информацией о 2-сторонних отношениях.

· Отдел российских СМИ. Обеспечивает прямую и обратную связь МИ со СМИ. Осн упор на моментальное реагирование на запросы СМИ. Ежедневный мониторинг рос прессы и телепередач, пресс-освещение проводимых МИДом мероприятий. Проводит брифинги — сообщение по телефону с размещением стенограмм на сайте МИД и неформальные встречи с журналистами. Выпускает теле- и радиоматериалы по внешнеполит проблематике. Сообщает о поездках Министра ИД за рубеж и готовит список журналистов, участвующих в поездке.

· Отдел международных информационных проблем. Координирует вопросы сотр-ва в области информации по линии ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, СЕ и др. Обеспечивает участие России в международных форумах по инфопроблемам. Проводит экспертные оценки проектов норм актов. Обобщает информацию о международных инф-ционных процессах. Получает внешнее содействие развитию отеч ТВ, радио и кино. Защищает интересы РФ в области международного информационного сотрудничества. Среди направлений участия РФ в международных организациях в инф-ной сфере выделяется изучение международных стандартов в области ответственности и регулирования деятельности СМИ (н пр, рекомендации журналистам предоставлять проверенную инф-ю, разработанные СЕ и ОБСЕ). Участие в ежегодных сессиях Комитета ООН по информации и на заседаниях Руководящего комитета Совета Европы по СМИ.

Официальное издание ДИП – Информационный бюллетень. Он выпускается в 16.00 по рабочим дням и далее постепенно накапливает информацию в течение дня. В него входят выступления Президента РФ, Министра ИД и др.

Официальное печатное издание МИД РФ – Дипломатический вестник (с 1992г). Освещает практически все аспекты внешнеполит деят-сти государства.

Пресс-центр МИД РФ осуществляет деят-сть по след напр-ям:

· инф-ное обеспечение визитов в РФ на высшем уровне,

· организация регулярных брифингов и пресс-конференций для рос и заруб СМИ по актуальным вопросам внеш политики РФ,

· поддержание деловых контактов с заруб корреспондентами, аккредитованными в России. Оказание им визовой и др. поддержки. + См. Отдел по работе с иностранными корреспондентами

· организация интервью, встреч, бесед с руководством МИД РФ.

Структура Пресс-центра:

· Отдел по работе с иностранными корреспондентами. Содействует инкоррам в решении практических вопросов пребывания. По ст. 48 и 55 Закона «О СМИ» существует 3 категории аккредитации представителей зарубежных СМИ:

· Постоянный корреспондент. Карточка выдается на 2 года с возм-стью продления

· Специальный корреспондент. Прибыл в РФ по заданию редакции для освещения спец мероприятий не более чем на 3 мес.

· Технический сотрудник.

· Отдел информационного обеспечения гос визитов. Освещает в СМИ визиты в РФ зарубежных глав государств, правительств, Министров ИД и др.Информирует журналистов о предстоящем визите и составляет список журналистов, аккредитованных на мероприятии. Поддерживает постоянные контакты с пресс-службами Президента РФ, Правительства РФ, Госдумы РФ и др.

В пресс-центре проводятся наиболее значимые пресс-конференции, конференции и брифинги. По указу Президента с апреля 2001 г. с целью ознакомления заруб общественности с соц-эк развитием субъектов РФ в Пресс-центре ведутся регулярные презентации субъектов РФ с участием губернаторов, представителей крупного бизнеса соответствующих регионов.

39. Дипломатия и разведка (по Попову «Современная дипломатия»)

Как дипломатия, так и разведка появились много столетий тому назад. С возникновением постоянных посольств разведка была частью дипломатии, и в ряде случаев трудно было провести между ними грань. Но сами масштабы шпионажа и поэтому взаимоотношения между разведкой и дипломатией со временем значительно изменились. Условно говоря, цели и той, и другой государственной службы в некоторой степени одинаковы – это защита интересов своей страны путем сбора информации в зарубежных странах о действиях и планах их правительств. Но способы добывания информации и влияние действий этих структур на развитие событий кардинально отличаются друг от друга. Задача разведки – охватить такие стороны жизни государства, которые недоступны открытому наблюдению, то есть дипломатии.

В Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года записано, что дипломаты получают информацию законными средствами, и только законными(!), а разведка прибегает и к другим средствам далеким от соблюдения законности. Конечно, есть тайная информация в дипломатии. Она обычно тщательно проверяется с помощью других легальных источников. Сведения разведки с трудом проверяются или вообще не подлежат проверке, потому что она сама опасна и может привести к разоблачению разведчиков и разглашению ее источников. Следует провал. (Пример: английские спецслужбы пропустили приготовления Германии к войне с СССР и т.д.).

Во второй половине 20 века деятельность иностранных разведок значительно активизировалась. В США бурно развивалось ЦРУ. Только в 1983 году его бюджет вырос на 25%. В 60-70 гг реформировала свою систему разведки Франция. В 50-е гг создается система разведки Египта, в 40-х – Израиля.

Провалы разведок приводили обычно к крупным скандалам. А так как разведки стали действовать активнее, особенно из-за распространения ядерного оружия, то провалы участились, и реакция обострилась. По сведениям Гос.деп-а США, за шпионаж в 1981 году были высланы из разных стран 27 граждан США, а в 1983 – 147.

В настоящее время практически во всех странах, прежде всего в крупных, под крышей посольства работают разведчики. Они пользуются иммунитетом и их имена занесены в дипломатический лист. В некоторых странах МИД официально участвует в работе секретных служб страны или тесно связаны с ними. В Англии есть специальный термин «Второй Форин оффис» - секретная разведывательная служба (Secret Intelligence Service), которая входит в состав Foreign Office. В 1980 году представители правительства официально признали это.

Что касается РФ, то зарубежные специалисты Гамильтон и Лэнхорн утверждают, что процент разведчиков в российских посольствах составляет 40-50%, а в некоторых из них доходит до 75%. Хотя наши специалисты заявляют, что этот процент ниже.

Относительно недавно были сделаны предложения о каких-либо «лимитах разведывательной деятельности». Но, во-первых, эта профессия основана на тайне и всякое раскрытие ее тайны ей противопоказано, во-вторых, в этой профессии невозможен никакой односторонний контроль. Поэтому это неправдоподобно!

Существует, однако, ряд тенденций. В ряде западных стран если из-за нехватки средств в загранпредставительствах сокращается число дипломатов, то это, как правило, не касается разведчиков. Более того, при уменьшении штатов посольств и сокращении «чистых дипломатов» одновременно увеличивается число разведчиков с рангом дипломатов.

Сейчас принято говорить, что перед разведчиком ставятся иные задачи, чем прежде. Главное – не сбор секретной информации, а ее тщательный анализ. Происходит конкуренция двух ведомств. Для государства это, конечно, полезно, для МИД огорчительно, что его анализ корректируется другим ведомством. Есть мнения, что МИД существенно страдает от усилившейся тенденции вести разведку под крышей посольств.

40. Международные переговоры – основное средство дипломатии.

Переговоры являются одной из важнейших форм дипломатической работы. Не случайно, в узком смысле слов дипломатию часто определяют как "науку или искусство переговоров". В современную эпоху международные переговоры являются основным средством решения многих международных проблем. Тенденция к возрастанию их роли особенно ярко проявилась во второй половине XX в., отличительной чертой которого являются периоды "оттепелей" и "похолоданий" в межгосударственных отношениях. Соответственно и переговорный процесс характеризуется чередованием спадов и подъемов его активности. Тем не менее, тенденция к возрастанию роли переговоров в международной жизни является ведущей. Объясняется это рядом факторов. Одним из важнейших является сокращение военно-силовых методов решения государствами своих проблем: накопленный гигантский ядерный потенциал способен привести человеческую цивилизацию к гибели. Требует совместного решения и другая глобальная проблема – экологическая. Кроме того, интеграционные процессы, происходящие в мире, привели к взаимозависимости и взаимоуязвимости государств. Единственный путь к успеху в этих вопросах – переговорная дипломатия.

Существенную роль в возрастании значения переговорного процесса сыграли также изменения в мире, происшедшие в конце 80-х — начале 90-х гг., и прежде всего распад СССР и слом тоталитарных структур в государствах бывшего социалистического лагеря. Во многих полиэтнических странах обострились межнациональные и межконфессиональные противоречия (Югославия, Россия, Молдавия, Грузия и др.), которые вылились в открытые вооруженные столкновения конфликтующих сторон. Согласие между ними бывает редко достижимо без участия посреднической миссии международных, межправительственных организаций. Третья сторона, выступая в роли миротворца, организует переговорный процесс, способствуя тем самым политическому решению проблемы.

К числу особенностей современных переговоров относится то, что начиная с 70-х гг. стали проводиться "возобновляющиеся" переговоры (ОБСЕ, сессии Генеральной Ассамблеи ООН и др.), для которых характерна стабильная повестка дня, рассчитанная на перспективу. При необходимости к рассмотрению тех или иных вопросов можно возвращаться.

Отличает современный переговорный процесс и то, что их участники стремятся к выработке как можно большего числа договоренностей посредством консенсуса. Такой способ принятия решений требует от участников международных форумов мастерства, умения найти при всех различиях в позициях, подходах к решению проблем баланс интересов сторон.

Повышение значимости переговоров в социально-политической жизни общества поставило на повестку дня вопрос о подготовке профессиональных кадров. Первыми это осознали американцы и с конца 70-х гг. в Гарвардском, Джорджтаунском, Колумбийском университетах, Массачусетсском технологическом институте и некоторых других учебных заведениях кроме теоретических стали читать спецкурсы, посвященные технологии переговорного процесса, проводить деловые и имитационные игры. В 80-е гг. в Институте заграничной службы США для профессиональных дипломатов был введен в качестве основного предмет "Дипломатические переговоры". Видные американские дипломаты, политологи обучают искусству переговоров, решению конфликтных ситуаций, выполнению посреднических, миротворческих функций. Много внимания уделяется также изучению национальных стилей ведения переговоров. Формы занятий разнообразны: "круглые столы», конференции, по итогам которых издаются научные сборники.

Что же касалось СССР, то даже в специализированных высших учебных заведениях, таких как Дипломатическая академия, МГИМО, специальные предметы по искусству ведения переговоров в учебные программы включены не были. Ситуация изменилась лишь в последнее десятилетие XX в. Перемены, происшедшие в стране и обществе, резко повысили интерес к технологии ведения переговоров не только у профессиональных дипломатов, но и у рядовых граждан.

41. Типология, структура и функции переговоров

Основными критериями для типологии международных переговоров:

• уровень представительства;

• обсуждаемые проблемы;

• число участников;

• форма переговоров;

• степень регулярности.

В зависимости от уровня представительства можно выделить политические и дипломатические переговоры. Политические переговоры ведутся на высшем (саммиты) и высоком уровне — между главами государств и правительств, министрами иностранных дел. Отличительная черта такого рода переговоров состоит в том, что их участники в силу занимаемого положения вправе самостоятельно принимать решения, не расходящиеся с национальными интересами страны. На них решаются наиболее сложные, спорные, принципиальные вопросы межгосударственных отношений. Собственно дипломатические переговоры проводятся на уровне представителей, специальных экспертов государств-участников, которые связаны более или менее жесткими инструкциями и не вправе самостоятельно принимать окончательные решения.

В соответствии со спецификой обсуждаемой проблемы можно говорить о переговорах по экономическим, военно-политическим, экологическим, гуманитарным и иным вопросам.

В зависимости от числа участников переговоры бывают двусторонние и многосторонние. Последние более сложны в плане подготовки, процедуры и тактики ведения. Появился новый термин многосторонняя дипломатия, под которой понимается "... совместное рассмотрение несколькими или большим числом государств международной проблемы или проблем, представляющих общий интерес, с целью найти их взаимоприемлемое решение. Эта деятельность осуществляется либо на специально созываемых или постоянно действующих конференциях, либо в рамках международных организаций, призванных регулировать отношения в различных областях, либо, наконец, путем переписки, встреч и т.д."

Выделяют также прямые и непрямые (через посредников), разовыеи возобновляемые переговоры. На разовых переговорах принимается окончательное решение, исчерпывающее повестку дня. Регулярно работающие ("возобновляемые") переговоры имеют стабильную повестку дня и характеризуются преемственностью в обсуждении вопросов, которая предусматривает возможность возвращения к их решению.

Структура переговоров включает две стадии: подготовительную (организационные вопросы, а также определяются цели, задачи, интересы) и переговорную (процедурные вопросы, уточняются позиции, вносятся предложения, ведутся дискуссии, определяются зоны компромисса и рамки будущего соглашения, редактируются и принимаются итоговые документы). Иногда выделяется еще стадия реализации договоренностей (взаимный контроль этого процесса).

Международные переговоры играют важную роль в общественной жизни. Основная функция переговоров — разрешение конфликтов, спорных вопросов путем их обсуждения и принятия совместного решения. Выработка и заключение взаимоприемлемых договоренностейявляются основной целью переговоров, что отличает их от всех других видов дипломатической деятельности — бесед, переписки, консультаций и т.д. Поэтому не всегда встречи, даже на высшем уровне, рассматриваются как переговоры.

Важной и неотъемлемой функцией практически всех переговоров современности является формирование общественного мнения.

Иногда публичность дипломатии направлена на то, чтобы успокоить мировое сообщество, продемонстрировать возможность и готовность решения сложных проблем. Общеизвестно, что многие публичные внешнеполитические акции, особенно перед выборами, носят чисто пропагандистский характер.

Все переговоры выполняют и информационно-коммуникативную функцию, ибо участники рассчитывают на получение дополнительной информации по различным проблемам, в том числе и тем, которые не имеют непосредственного отношения к обсуждаемой проблеме, но проясняют позицию партнеров. Если партнеры по переговорам не ставят перед собой цель достижения договоренности, то информационно-коммуникативная функция приобретает самостоятельный характер, превращаясь в средство взаимодействия сторон. Это особенно важно в тех случаях, когда отношения между государствами не отличаются доверительностью.

Кроме того, переговоры могут выполнять такие функции как координация действий на международной арене, отвлечение внимания партнера от решения других проблем.

Все функции зачастую реализуются в ходе переговорного процесса одновременно.

42. Практика проведения переговоров: подготовка, организация, этапы проведения, итоговые документы переговоров.

Искусство вести переговоры – основа деятельности дипломата. В последнее время роль переговоров в МО многократно возросла, это и неудивительно при наличии современных средств вооружения, роль военной дипломатии постепенно отходит на второй план, уступая место практике ведения переговоров. В зависимости от целей, характера, количества участников уровня представительства и других факторов избирается форма переговоров. Исторически первой формой были конгрессы. Чаще всего переговоры проводятся в форме конференций, саммитов, сессий, совещаний, встреч и т.д.Вне зависимости от избранной формы к переговорам следует тщательно готовиться. Подготовительная работа включает две стадии: 1.организационную и 2. теоретическую.

1. Основными элементами организационной стадииявляются следующие: определение и согласование повестки дня, времени и места проведения; выбор соответствующего здания, формирование состава делегаций; создание приемлемых условий для их размещения; обеспечение делегаций связью, транспортом; составление плана рассадки; выработка регламента. Государство, на территории которого будут проходить переговоры, должно позаботиться о создании благоприятной политической атмосферы. Очень важно наличие здания с залом заседаний, помещениями для делегаций и их глав, генерального секретариата. Такими зданиями располагают Нью-Йорк, Женева, Париж, Вена, Монреаль и др. Условия размещения делегаций должны быть приблизительно равными. После определения состава государств-участников начинается формирование делегаций, этим занимаются министерства внешних сношений. Состав представительства на переговорах, его уровень зависят от важности обсуждаемой проблемы, общее правило при этом – примерно одинаковый уровень делегаций и эквивалентность рангов их глав. Численный состав варьируется от нескольких до 100 и более человек (в него входит глава, его заместитель, секретарь, члены группы, советник, эксперты, переводчики, технический персонал. Глава делегации несет полную ответственность за весь ход переговоров. Он должен хорошо знать предмет переговоров, а также возможности, личные качества членов своей группы. Секретарем является должностное лицо, которое занималось подготовкой к переговорам. В его функции входят ведение дневника заседаний для делегации, участие в подготовке повестки дня, распространение документов, контроль за составлением протоколов заседаний, подготовка окончательных текстов документов и т.д. Членами делегаций являются представители заинтересованных министерств, ведомств, организаций.

О составе делегации и обо всех происходящих изменениях должно быть сообщено принимающему государству.

На первом заседании формируется секретариат конференции. Генеральным секретарем становится член делегации страны, на территории которой проводятся переговоры (его обязанности: консультация председателя по вопросам процедуры; по разработке проекта программы, обеспечение связи между председателем и членами делегациями, планирование, организация и контроль за работой секретариата).

Главные функции секретариата: организационно-распорядительная, размножение, систематизация документов, контакты с прессой, т.е. обеспечение нормальной работы переговоров. На первом заседании председательствует глава государства, на территории которого проходят переговоры. В дальнейшем главы делегаций председательствуют поочередно в алфавитном порядке.

Важным элементом любых международных переговоров является составление плана рассадки членов делегаций в зале заседаний, который заранее согласовывается с секретарями делегации. При этом главным требованием является соблюдение дипломатической иерархии, места обозначаются соответствующими карточками. Двусторонние переговоры проводятся за прямоугольным столом, если переговоры многосторонние, варианты рассадки делегаций могут быть разными в зависимости от формы стола, однако во всех случаях в алфавитном порядке официального языка, определенного процедурой.

В тех случаях, когда в переговорах участвуют представители разноязычных стран, заблаговременно должен быть решен вопрос об официальных и рабочих языках. Все дипломатические документы публикуются на официальных языках.

Важным вопросом регламента является также порядок голосования. В основном применяются принцип консенсуса и принцип квалифицированного большинства (2/3).

2. Теоретическая стадия. Основные задачи:1. подготовка переговорной концепции;2.анализ предполагаемых целей и позиции партнера; 3. определение стратегии и тактической линии; 4. подготовка выступлений, речей, документов, проектов резолюций.

Центральное место в подготовительной работе занимает разработка переговорной концепции. Прежде всего, определяются конечные цели. Для этого необходимо четко уяснить собственные интересы, сформулировать позицию по обсуждаемой проблеме и в зависимости от этого выработать стратегию и тактику на переговорах. Не менее важно, сделать прогноз позиции партнёра (а также выделить совпадающие элементы в позициях и определить неприемлемые результаты). На 1-ой стадии необходимо также путём переписки, на консультациях и т.д. выработать компромиссный результат и разработать проекты документов, отражающие позицию государств, обязательства участников.

Этапы переговоров: 1. начальный(исследовательский, дискуссионный). 2. аргументации и определения общих рамок будущего соглашения. 3. заключительный –согласование позиций и выработка договорённостей. Главное назначение 1 этапа – уточнение позиций участников через проведение дискуссий, 2 – ого – достижение взаимопонимания, выработка общей согласованной позиции по ключевым вопросам, определение рамок возможного будущего соглашения, 3-ьего – согласование позиций и выработка договорных документов (вначале вырабатывается общая формула, а потом путём поправок вносятся детали).

Итоговые документы переговоров:договор, соглашение, конвенция, протокол, декларация, коммюнике. Главное –то, чтоонификсируют взаимные права и обязанности между субъектами Международного права. Договоры бывают: двусторонними и многосторонними, открытыми (предусматривается возможность присоединения др. сторон) и закрытыми.

Дополнения, оговорки, разъяснения к договору иногда оформляются спец. протоколом.

Договор состоит из:преамбулы (перечисляются участники, мотивы, цели, принципы); конкретных статей, постановлений; заключения.

Договоры большого политического значения, регулирующие вопросы коллективной безопасности, взаимопомощи, сотрудничества и т.д. – пакты.

Соглашения и конвенции – документы, регулирующие отношения между государствами по каким-либо специальным вопросам (в эконом., политических и др. сферах).

Коммюнике – вид договорного документа, отличающийся информационным характером, об общих принципах политики государств, об их позиции и т.д.

Двусторонний договор составляется на языке сторон, многосторонний – на одном или более.

В двусторонних переговорах соблюдается принцип альтерната, когда в подлинном экземпляре документа данного договаривающегося государства наименование страны, подписи уполномоченных лиц и печати проставляются на первом месте, более почётное место для подписи – под текстом договора вверху с левой стороны, если имена располагаются в строчку, или сверху, если располагаются в колонку. Другие уполномоченные лица расписываются по алфавиту или по жребию.

Парафирование – проставление инициалов уполномоченных лиц на каждой странице договора.

После подписания договор должен быть ратифицирован либо парламентом, либо главой государства.

Договор вступает в силу с момента обмены ратификационными грамотами либо с момента сдачи на хранение в депозитарий, либо, если ратификация не предусмотрена – с момента его подписания.

По окончании срока договор м.б. продлён, или прекращён (по истечению обязательств). Договор м.б. денонсирован (это д.б. оговорено заранее, когда одно государство уведомляет другое государство об утрате его силы), либо аннулирован ( м.б. произведено в одностороннем порядке в письменной форме). Международные договоры регистрируются в секретариате ООН.

43. Национальный менталитет и особенности национальных переговорных стилей.

Проблема национальных особенностей переговорных стилей стала предметом исследований относительно недавно. Одним их первых выделили национальные переговорные тили английский учёный и дипломат – Г. Никольсон, англичан в переговорах он назвал лавочниками ,т.к. они ведут переговоры так, чтобы в выигрыше были обе стороны, а немцев – войны, т.к. они стремятся к выигрышу за счёт другой стороны. В России много внимание этому вопросу уделяла исследователь Лебедева.

Национальный переговорный стильособенности культуры, исторического прошлого, обычаев, традиций, менталитета, которые влияют на процесс переговоров. Можно выделить 3 группы особенностей, характеризующих национальные стили: 1. связанные с формированием состава делегации; 2. связанные с ценностными ориентациями; 3. связанные с личностным моментом поведения участников переговоров. При чём национальный стиль переговоров определяется поведением участников как представителей своего государства, а не национальной группы.

Американский стиль. Основные характеристики переговорщика: открытость, профессионализм, самостоятельность и независимость в принятии решений, дружелюбность (предпочтительно неформальное общение), напористость (граничащая с агрессивностью, иногда желание навязать своё мнение), пунктуальность, прагматичность.

Чувствуя себя на переговорах лидерами, американцы хотят получить максимум возможного, используя приёмы «торга», тем не менее, они уделяют большее внимание поиску консенсуса, нежели деталям. Американцы уделяют большое внимание общественному мнению, поэтому большое внимание придают освещению хода переговоров СМИ.

Азиатский стиль. Главная характеристика – эластичный.То есть они терпимо относятся к разногласиям на переговорах, склонны к рассмотрению деталей, даже если нет согласия по общей формуле. Японцыособенно чувствительны к общественному мнению, стремятся избежать участия в многосторонних переговорах. На уступки отвечают тем же, на угрозы – не реагируют, но в переговорах с более слабым партнёром сами прибегают к угрозам. Японцы очень пунктуальны и обязательны, много времени уделяют межличностным контактам, умеют выслушивать собеседника, держать паузу, контролировать эмоции. Японское «да» - не всегда означает согласие, «нет» они не употребляют, чтобы не обидеть собеседника, а говорят «это затруднительно». В переговорах с японцами паузы вполне естественны. Японцы боятся проиграть на переговорах, поэтому предпочитают не рисковать. ПредставителиЮжной Кореи, имея много общего с японцами, отличаются от них, прежде всего, тем, что после установления межличностных контактов, приступают к деловой части. Корейцы очень вежливые и воспитанные и требуют от партнёров того же, своё несогласие открыто не высказывают, если же договорённость достигнута, то сразу же приступают к её реализации. ОсобенностиКитайского национального стиля:делегации очень многочисленны, в них входят эксперты по различным вопросам, в принятии решений не самостоятельны, т.к. им всегда требуется одобрение центра. В переговорах с китайцами прослеживаются все три стадии ведения переговоров. Причем на начальном этапе кроме выяснения позиций партнера, предпринимаются попытки по внешнему виду оп­ределить социальный статус участников переговоров. В даль­нейшем внимание делегации акцентируется в основном на ли­цах с более высоким должностным положением.

Для китайского стиля характерна достаточно жесткая ли­ния поведения, когда позиция фактически отстаивается на протяжении всего хода переговоров, а готовность к уступкам проявляется лишь тогда, когда переговоры заходят в тупик. Ошибки партнеров умело используются в своих интересах. До­говоренности китайская сторона стремится выполнять.

Из европейскихпереговорных стилей выделим француз­ский, английский, немецки.

На формировании французского переговорного стиля сказалось то, что Франция в большей степени, чем другие страны, оказала влияние на становление и развитие дипломатического протокола и этикета, а французский язык вплоть до XVIII в, был официальным языком межгосударственного общения. В качестве официального языка на переговорах предпочитают французский, причем их раздражают речевые ошибки со­беседников. Переговоры ведутся, жестко, альтер­нативных вариантов решения проблемы не имеют. К торгу прибегают редко. В принятии решений зависят от центра. К переговорам готовятся тщательно, исходя из "общих принци­пов" и уделяя основное внимание логическому обоснованию, убедительной аргументации своей позиции. Нельзя не отме­тить такие черты французского переговорщика, как вежли­вость, любезность, коммуникабельность, чувство юмора.

Английские переговорщики к пе­реговорам тщательно не готовятся. Они исходят из того, что наилучшее решение может быть найдено в ходе самих пе­реговоров. Английский переговорный стиль характеризуется неторопливостью в принятии решений, тактикой выжидания, гибкостью, способностью к компромиссам. Англичане отлича­ются компетентностью, профессионализмом. Перегово­ры ведут честно и того же ждут от партнеров. Англичане при­ветливы, дружелюбны, готовы оказать помощь, но в то же вре­мя очень сдержаны, замкнуты и необщительны по отношению к незнакомым людям. На переговорах они умеют держать паузу, слушать, молчание у них далеко не всег­да означает согласие. Признаком дурного тона считают многос­ловие, эмоциональность. Прагматизм, следование букве и духу закона — характерные черты английского переговорного стиля.

Немецкийпереговорщик очень пунктуален, бережлив, рас­четлив. Переговорам предшествует тщательная подготовка. Пе­реговоры немцы ведут сухо, иногда даже грубо, вопросы обсуж­дают с педантичной последовательностью, скрупулезно рас­сматривают все детали. От других участников переговоров они ожидают ясности, четкости, деловитости, конкретности, пунк­туальности. Тщательно соблюдают условия договоренности.

У африканских народов ведение переговоров на востоке и на западе имеет свою специфику. Представители стран на востоке Африки предпочитают вести переговоры "до победного конца", так как в конечном итоге участники диалога обязательно придут к единому мнению. Для представителя западно-африканских стран такое поведе­ние не характерно.

Очень большим разнообразием отличается арабский стиль ведения переговоров, на формирование которого большое вли­яние оказал ислам. Важнейшие качества, составляющие свое­образный "кодекс чести араба" — щедрость, гостеприимство, отвага, честность, терпение, верность, преданность. С вопроса­ми и просьбами обращаться к женщине считается неприлич­ным. Арабы любят и умеют торговаться. Их речь сопровожда­ется жестикуляцией.

Один из участников кэмп-дэвидских переговоров американ­ский исследователь У.Кванд выделил три харак­терные черты, присущие египетскому народу и оказавшие су­щественное влияние на переговорный стиль: 1) развитое чув­ство национального самосознания; 2) сильное правление — не­обходимое условие процветания государства; 3) жестко регла­ментированные правила поведения. Поэтому египтяне весьма болезненно воспринимают вопросы, связанные с национальной независимостью и всем тем, что в какой-либо мере может пока­заться им вмешательством во внутренние дела страны. Боль­шое значение придается уровню, на котором ведутся перегово­ры. Египтяне, как и все арабы, предпочитают торг.

Но, пожалуй, наиболее изощрены в торге ливанцы, которые не считают зазорным обмануть, обвести партнера вокруг паль­ца. Однако, если у них возникает хотя бы намек на недобросо­вестность партнера, то торг обрывается. Достижению успеха на переговорах способствуют атмосфера доброжелательности, со­блюдение и уважение местных традиций.

Таким образом, национальные переговорные стили отлича­ются разнообразием и имеют особенности, которые необходимо учитывать при подготовке к переговорам. Разумеется, было бы неправильно утверждать, что абсолютно каждому участнику переговоров той или иной страны присущ описанный стиль по­ведения, но он характерен для делегации в целом.





Дата добавления: 2014-02-18; просмотров: 641; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8288 - | 7918 - или читать все...

Читайте также:

  1. C4. Уме­ние работать со ста­ти­сти­че­ски­ми данными, пред­став­лен­ны­ми в таб­лич­ной форме
  2. I. Контрольная работа
  3. I. Общие положения. 1. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации разработаны на основе Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
  4. I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
  5. I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. V. Внеаудиторная работа (задание на дом)
  6. I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. V. Внеаудиторная самостоятельная работа (задание на дом)
  7. I.Проверочная работа с выборочным ответом
  8. II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. V. Внеаудитораня самостоятельная работа
  9. II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
  10. II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
  11. II. Работа на просеминаре
  12. II. Работа с текстом


 

34.237.76.91 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.03 сек.