«Расчет уровня безработицы»
Выполнив данную практическую работу, Вы будете уметь рассчитывать уровень безработицы.
Цель работы:
- выяснить различие между циклической, фрикционной и структурной формами безработицы;
- выявить отрицательные стороны безработицы;
Принадлежности:
методическое пособие по выполнению практической работы, учебные пособия, калькулятор.
Рекомендуемые информационные материалы:
Интернет,
Учебники:
1. Экономика: Учебник /Липсиц И.В.- М: Издательство «Вита Пресс» 2010.
2. Экономика.Учебный курс по основам экономической теории. /Казаков А.П., Минаева НВ. - М: ООО «Гном - пресс», 2005 г
Указания к работе:
1. Проанализируйте задание.
2. Обобщив полученные знания по пройденному материалу, решите задачи.
3. Ответьте на контрольные вопросы.
4. Подготовка и сдача практической работы.
ХОД РАБОТЫ
Теоретическая часть.
Уровень безработицы, в свою очередь, определяется как доля безработных в рабочей силе в целом. Под рабочей силой понимаются все работающие и все ищущие работу, то есть сумма занятых и безработных. Лица, не работающие и не ищущие работу, считаются находящимися вне рабочей силы.
Где, и - уровень безработицы, U - численности безработных, L - численности рабочей силы.
Практическая часть
Задача № 1:
В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом годах рассматриваемого периода (в тыс. чел.)
| Первый год | Пятый год | |
| Рабочая сила | 84889 | 95453 |
| Занятые | 80796 | 87524 |
| Безработные | ||
| Уровень безработицы (%) |
А) рассчитайте численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом годах.
Б) можно ли утверждать, что в пятом году существовала полная занятость?
Задача № 2:
Имеется следующая информация: численность занятых 90 млн. человек; численность безработных 10 млн. человек.
А) рассчитайте уровень безработицы.
Б) месяц спустя из 90 млн. человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн. человек, 1 млн. человек, из числа официально зарегистрированных прекратили поиски работы. Определите, каковы теперь: численность занятых, количество безработных и уровень безработицы.
Задача № 3:
Рассчитать уровень зарегистрированной безработицы, исходя из таких данных: количество трудовых ресурсов в области – 400 тыс. чел., численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – 1360 тыс. чел., численность безработных, зарегистрированных в государственной службе занятости – 40,8 тыс. чел.
Задача №4:
Численность занятых в составе ЭАН – 85 млн.человек; численность безработных – 15 млн.человек. Месяц спустя из 85 млн.человек, имевших работу, были уволены и ищут работу 0,5 млн.человек; 1 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Определите начальный уровень безработицы? Определите численность занятых? Определите количество безработных и уровень безработицы месяц спустя?
Задача № 5:
Численность населения страны составляет 10 000 тыс. чел. На государственной службе, в армии, в структурах управления и т. п. находится 3 % населения. Дети и люди пожилого возраста составляют 10 % населения, предприниматели, люди свободных профессий и т. п. – 4 %. На государственных предприятиях и в организациях занято 20 %, в частных структурах – 53 % населения. Определите, сколько безработных в стране.
Задача № 6:
В стране трудоспособное население, ориентированное на рынок труда, составляет 100 млн чел. До июня ситуация в экономике была благоприятной. Выпускался потенциальный объем ВНП, и на рынке труда существовала полная занятость (естественная безработица - 6 %), при которой 10 % занятых увольнялись, а 15 % безработных находили работу. Затем начался кризис, в результате увольнять стали на 5 % больше, а находить работу на 3 % меньше. Определите количество безработных и занятых до июня и после.
Задача № 7:
Самодеятельное население страны составляет 200 млн чел. Уровень фактической безработицы 10 % при естественной норме 6 %. Определите конъюнктурную безработицу в стране.
Контрольные вопросы:
1. Дать определение «Безработица».
2. Виды безработицы.
3. Причины безработицы.
4. Последствия безработицы.
5. Формула расчета Уровня безработицы.
6. Уровень безработицы в Ульяновской области и в России.
Критерии оценки результатов ответов на вопросы
1. Ответ на вопрос несет значимую информацию;
2. Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
3. Ответ поддается оцениванию;
4. Ответ ориентирован на получение конкретного результата;
5. Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
6. Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на
поставленный вопрос и в полном объеме.
Результаты ответов должны быть:
- понятными;
- четко и ясно изложены;
- оцениваемы.
Примечание: Критерии оценки практической работы:
| Задания | Баллы | Примечание |
| Решение задач | 70 | Каждый правильный ответ 10 баллов |
| Вопрос № 1 | 5 | Каждый правильный ответ 5 баллов |
| Вопрос № 2 | 5 | Каждый правильный ответ 5 баллов |
| Вопрос № 3 | 5 | Каждый правильный ответ 5 баллов |
| Вопрос № 4 | 5 | Каждый правильный ответ 5 баллов |
| Вопрос № 5 | 5 | Каждый правильный ответ 5 баллов |
| Вопрос № 6 | 5 | Каждый правильный ответ 5 баллов |
| Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
| балл (отметка) | вербальный аналог | |
| 90 ÷ 100 | 5 | отлично |
| 80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
| 70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
| менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
Практическая работа № 14
«Решение задач на расчет инфляции»
Выполнив данную практическую работу, Вы будете уметь рассчитывать уровень инфляции.
Цель работы:
понять сущность инфляции и способы измерения её уровня.
Принадлежности:
методическое пособие по выполнению практической работы, учебные пособия, калькулятор.
Рекомендуемые информационные материалы:
Интернет,
Учебники:
1.Экономика: Учебник /Липсиц И.В.- М: Издательство «Вита Пресс» 2010.
2.Экономика.Учебный курс по основам экономической теории. /Казаков А.П., Минаева НВ. - М: ООО «Гном - пресс», 2005 г
Указания к работе:
1. Проанализируйте задание.
2. Обобщив полученные знания по пройденному материалу, решите задачи по расчету заработной платы работников.
3. Ответьте на контрольные вопросы.
4. Подготовка и сдача практической работы.
ХОД РАБОТЫ
Теоретическая часть
Для количественной оценки влияния инфляции используются показатели уровня инфляции i и индекса инфляции I.
Уровень инфляции рассчитывается по формуле:
i=(Yi-Yi-1)?100/Yi-1,
где Yi – уровень цен i-го года;
Yi-1 – уровень цен базисного года.
Индекс инфляции рассчитывается по формуле:
I=Yi/Yi-1
или
I=i+1.
Уровень инфляции (%) показывает, на сколько процентов следует увеличить первоначальную сумму, чтобы она сохранила покупательную способность на уровне базисного года. Индекс инфляции показывает, во сколько раз выросли цены за рассматриваемый период времени.
Практическая часть.
Задача №1 Заполните таблицу:
| Виды инфляции | ||||
| По темпу роста цен (за год) | По степени расхождения роста цен на различные товарные группы | По форме проявления | По ожидаемости и предсказуемости | По источнику инфляции |
Задача № 2:
Денежная масса в экономике выросла с 780 до 940 у. е., а ВНП за этот же период – на 10%. Скорость оборота денег не изменилась. Определите, как изменится уровень цен в экономике.
Задача № 3:
Правительство в течение 5 лет проводит антиинфляционную политику. Определите потери ВНП, если кривая Филипса имеет вид: nt = nt-1– 0,6 (U – U*), а коэффициент Оукена равен 3. (nt и nt-1 – темпы инфляции соответственно периодов t и t-1; U и U* - соответственно фактический и естественный уровни безработицы).
| Год | Уровень безработицы (U), % | Конъюнктурная безработица | Темпы инфляции, % |
| 1 | 5,5 | 0 | 20 |
| 2 | 7,5 | ... | ... |
| 3 | 8,5 | ... | ... |
| 4 | 9,5 | … | ... |
| 5 | 10 | ... | ... |
Задача № 4:
Если индекс цен в прошлом году был 110, а в этом году – 121, то каким будет уровень инфляции в этом году? Что означает «правило величины 70»? Сколько времени потребуется для того, чтобы цены удвоились, если инфляция сохранилась на уровне 2%, 3%, 5%, 10% в год?
Задача № 5:
Каждый месяц цены растут на 1,5%. Каков ожидаемый уровень инфляции за год?
Задача № 6:
Уровень инфляции в марте составил 2%, в апреле – 1%, в мае – 3%. Необходимо рассчитать индекс инфляции за рассматриваемый период.
Задача № 7:
Период начисления n=3 месяца, ожидаемый ежемесячный уровень инфляции 2%. Под какую процентную ставку ссудных процентов нужно положить первоначальную сумму, чтобы обеспечить реальную доходность i=5% годовых (проценты простые)?
Контрольные вопросы:
1. Дать определение «Инфляция».
2. Виды инфляции.
3. Типы инфляции.
4. Измерение инфляции. Индекс цен.
5. Причины инфляции.
Критерии оценки результатов ответов на вопросы
1. Ответ на вопрос несет значимую информацию;
2. Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
3. Ответ поддается оцениванию;
4. Ответ ориентирован на получение конкретного результата;
5. Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
6. Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.
Результаты ответов должны быть:
- понятными;
- четко и ясно изложены;оцениваемы.
Примечание: Критерии оценки практической работы:
| Задания | Баллы | Примечание |
| Решение задач | 70 | За каждый правильный ответ 10 баллов |
| Вопрос № 1 | 5 | За каждый правильный ответ 5 баллов |
| Вопрос № 2 | 5 | За каждый правильный ответ 5 баллов |
| Вопрос № 3 | 5 | За каждый правильный ответ 5 баллов |
| Вопрос № 4 | 5 | За каждый правильный ответ 5 баллов |
| Вопрос № 5 | 5 | За каждый правильный ответ 5 баллов |
| Вопрос № 6 | 5 | За каждый правильный ответ 5 баллов |
| Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
| балл (отметка) | вербальный аналог | |
| 90 ÷ 100 | 5 | отлично |
| 80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
| 70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
| менее 70 | 2 | не удовлетворительно |