Тема 2. Принципы психологии. Основные отрасли психологии

Определение основных принципов психологии.
Определение аспектов действия принципов в системе построения психологического знания.
Структура психологии: основные направления и отрасли.

Тема 3. Проблемы метода в психологии.
Основные методологические позиции психологии.
Понятие “исследование” в психологии.
Требования к исследованию в психологии.
Основные этапы психологического исследования.
Понятие метода в психологии.
Требования к методу. Понятие “методика”, “блок методик”.

Тема 4. Наблюдения. Самонаблюдение. Интроспекция.
Понятие “наблюдение”, “самонаблюдение”, “интроспекция”.
Особенности наблюдения как метода.
Особенности использования наблюдения в современной психологической практике.
Виды наблюдения.
Положительные черты наблюдения как психологического метода.
Недостатки наблюдения как метода психологии.
Особенности самонаблюдения.
Особенности интроспекции как метода.
Основные формы документации при наблюдении.

Тема 5. Эксперимент.
Понятие “эксперимент”.
Особенности использования эксперимента как метода психологии.
Виды эксперимента.
Методологические требования к построению эксперимента.
Недостатки и положительные черты различных видов эксперимента.

Тема 6. Опрос.
Методы опроса: интервью, беседа, анкетирование.
Особенности использования и методологические требования к методам опроса.
Особенности построения опросника.
Виды и типы вопросов.

Тема 7. Тестирование.
Проблема тестирования в современной психологии.
Позитивы и недостатки тестирования.
Особенности разработки тестов.
Методологические требования к теста как диагностического инструмента.

Тема 8. Социометрия. Соционика.
Особенности социометрии как метода.
Особенности построения социометрического исследования.
Социометрическая карточка, матрица.
Построение социограмы.
Виды социограм.
Анализ и обработка данных при социометрическом исследовании.

Тема 9. Биографический метод. Анализ продуктов деятельности человека. Близнецовый метод.
Особенности дополнительных методов и их использование в психологии.
Особенности применения биографического метода в психологическом исследовании.
Особенности применения метода анализа продуктов деятельности человека в психологическом исследовании.
Особенности применения контент-анализа в психологическом исследовании.
Особенности применения близнецового метода в психологическом исследовании.

Тема 10. Математические методы. Моделирование.
Особенности математического метода в психологии.
Виды математических методов, используемых в психологии.
Проблемы и виды моделирования как метода психологии.

 













































Содержательный модуль 2. Мозг и психика

Тема 11. Функционирование и свойства центральной нервной системы.

Построение и деятельность нервной системы человека.

Функции нервной системы человека.

Сущность психики, ее возникновения и развития.

 

Тема 12. Принципы и общие механизмы связи психики и мозга.

Построение головного мозга.

Физиологические основы психики.

Рефлекторная дуга и ее функции.

Функции и построение коры головного мозга.

 

Тема 13. Основные формы проявления психики.

Взаимосвязь психики и поведения.

Появление и развитие сознания человека.

Роль речи в развитии сознания.

Роль труда в развитии сознания.

 

Тема 14. Развитие психики и становление сознания.

Развитие психики в животном мире.

Сознание и мотивация.

Инстинкты и рефлексы.

Взаимосвязь психических процессов и работы головного мозга человека.

Развитие человеческого сознания.

 

Содержательный модуль 3. Познавательная сфера человека

 

Тема 15. Ощущение.

Особенности ощущения как познавательного процесса.

Построение анализатора.

Виды ощущений.

Проблема исследования ощущений в психологии.

Основные теоретические и практические позиции в психологии относительно ощущений.

 

Тема 16. Восприятия.

Особенности восприятия как познавательного психического процесса.

Виды и свойства восприятия.

Связь восприятия с другими познавательными процессами.

Методы исследования восприятия в современной психологии.

 

Тема 17. Память.

Особенности памяти как познавательного процесса.

Виды памяти. Процессы памяти.

Особенности развития памяти в процессе онтогенеза человека.

Проблемы диагностики памяти.

КУРС ОБУЧЕНИЯ

Содержательный модуль 1. Психические познавательные процессы-мышления и речи

Тема 1. Мышление. Роль представлений в процессе мышления. Исследование процесса установления причинно-следственных связей и отношений между объектами при восприятии картин. Исследование процесса формирования понятий. Исследование скорости течения процессов мышления. Изучение ригидности мышления. Исследование влияния отдельных повторений на запоминание всего ряда. Образования искусственных понятий по методу двойной стимуляции Выготского - Сахарова. Исследование процесса творческого мышления методом выявления влияния наводящего задачи. Наблюдение за изменением поисковой деятельности при решении творческих задач. Исследование процесса образования причинно-следственных связей и отношений между объектами при решении упражнений. Выявление роли мыслительных операций при формировании понятий. Выявление особенностей мышления при классификации предметов. Выявление особенностей проявления ригидности мышления при прохождении "словарных лабиринтов". Выявление качеств мышления.

Тема 2. Язык и речь. Язык и речь. Виды речи. Функции речи. Изучение методики «Карта контроля состояния речи». Качественная характеристика речи (культура речи). Аудирование речи. Построение индивидуального профиля аудитора (слушателя). Изучение речи прямым и косвенным методами. Рассмотрение направленного ассоциативного эксперимента.

Содержательный модуль 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: